Фрагмент для ознакомления
2
Введение
К романтикам причисляют многих поэтов и писателей конца XVIII – XIX веков: В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Н. Полевого, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В. Кюхельбекера, А. Одоевского, Е.Баратынского, А.Бестужева-Марлинского и многих других. Однако среди них можно выделить тех поэтов и писателей, которые определили характерные черты и основные разновидности русского романтизма. [9, 7]
Романтизм Лермонтова развивает традиции и декабристского, и пушкинского, и философского романтизма, и бунтарского романтизма байроновского типа, и имеет, помимо этого, много своего, индивидуального.
Перу Лермонтова принадлежит знаменитый роман «Герой нашего времени», стоящий на стыке романтического и реалистического направлений, первый русский роман, в котором автор обращается к реализму изображения.
Роман этот нельзя назвать абсолютно принадлежащим традиции реализма, поскольку Лермонтов, до того в своих стихах и прозаических набросках тяготевший к романтической традиции, не смог бы так легко и одномоментно изменить привычной стилистике. Поэтому встает вопрос о том, какова же доля романтической традиции в тексте романа «Герой нашего времени» и какими художественными средствами автор формирует свой романтический стиль. [2, 4]
Актуальность работы заключается в том, что, привлекая для изучения языка романтического произведения роман М. Ю. Лермонтова, мы получаем неоценимый опыт анализа текста, находящегося на стыке стилей и обладающего множеством нюансов словоупотребления.
Объект исследования – текст романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Предмет исследования – функционирование романтической лексики в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Задачи исследования:
1. изучить особенности функционирования романтической лексики в литературном языке в целом;
2. проанализировать особенности использования романтической лексики в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
В ходе исследования были использованы такие методы, как анализ литературного источника, анализ исторических и библиографических данных, компонентный анализ, анализ художественно-изобразительных средств текста.
1. Предпосылки создания романа романтического направления
1.1 Особенности организации романтического текста
Впервые слово «романтизм» как термин, как наименование целого литературного направления, стало употребляться в конце XVIII века в Германии. Теория и практика немецкого романтизма оказали то или иное влияние на все течения европейского романтизма, которые получили широкое распространение и развитие в начале XIX века. [9, 8]
В основе романтизма как художественного метода лежит отрицание реальной действительности и противопоставление ей другой, высшей, поэтической действительности.
Тематика романтизма продиктована чувством разочарования в действительности и стремлением героя отдалиться от нее, ища новых чу
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Волков И.Ф. Теория литературы. – М.: Просвещение; Владос, 1995.
2. Касаткина В. Романтизм // Литература. Приложение к газете «1 сентября».- 1998. – Октябрь (№38). – С.4.
3. Маймин Е.А. О русском романтизме. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1975.
4. Ман Ю. Динамика русского романтизма. – М.: Аспект Пресс, 1995.
5. Мировое значение русской литературы XIX века. – М.: Наука, 1987.
6. Наливайко Д. Романтизм как эстетическая система // Вопросы литературы. – 1982. - №11. – С.156-164.
7. Романтические тенденции в русской и зарубежной литературе. – Казань: КГУ, 1975.
8. Сахаров В. Под сенью дружных муз // Наш современник. – 1982. - №7. – С.180-188.
9. Соловьева Н.А. XIX век: романтическое сознание эпохи // Вестник МГУ. Серия «Филология». – 2001. - №1. – С.7-12.
15. Соловьев, В.С. Философия искусства и литературная критика. – М.: Наука, 1991. – С. 386.
16. Справочные материалы. М.Ю.Лермонтов. Лирика. – М.: Дрофа, 1998. – 190 с.
17. Удодов, Б.Т. Художественная индивидуальность и творческие процессы. – Воронеж, 1973. - 198 с.
18. Федоров, А.В. Лермонтов и литература его времени. - Л.: Художественная литература, 1967. – 326 с.
19. Шанский, Н.М. Непосланное послание // Литература в школе. - №8. – С. 16-17.