Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На протяжении 30 лет независимости Республики Казахстан (РК) высшее руководство страны неустанно повторяло необходимость стабилизации и гармонизации межконфессиональных и межэтнических отношений. Однако в действительности религиозная сфера оставалась вне государственной политики: основные приоритеты были отданы экономическому развитию и укреплению позиций правящего режима.
В связи с тем, что религиозная сфера была предоставлена самой себе, республику наводнили миссионеры из разных государств, и деятельность некоторых из них носила явно экстремистский характер. Такое развитие ситуации стало возможным по нескольким причинам.
После распада СССР "постсоветские" люди, убежденные в утопичности идеи коммунизма, утратили свои моральные ориентиры. Такие этические нормы, как порядочность, честность, дисциплина и т.д., которые культивировались в СССР, канули в лету; "дикие" 1990-е годы выдвинули на первый план силу, связь, телефонное право, бандитизм и другие пороки, присущие деградировавшему обществу. Утратив прежние идеалы, люди стали искать новые опоры для своего мировоззрения; идей, заполнивших образовавшийся вакуум, становилось все больше и больше, чему во многом способствовало либеральное законодательство. В сложный период построения независимого государства появилось большое количество недобросовестных граждан, пытающихся коммерциализировать сферу общественного сознания.
В первые годы независимости государство почти не уделяло внимания религиозной сфере, так как было занято решением экономических вопросов и построением политической структуры, но последние события в Республике Казахстан продемонстрировали ошибочность этой стратегии.
Традиционные религии в Казахстане: ислам и православие.
Исторически в Казахстане преобладают две традиционные религии: суннитский ислам и православное христианство.
В свое время ислам распространялся среди кочевых племен Казахстана не без проблем — гораздо сложнее, чем, например, среди оседлого населения Мавераннахра. Тем не менее, казахские племена придерживались ислама. Наиболее глубоко она укоренилась у оседлых казахов в городах вдоль Сырдарьи и Амударьи. Но некоторые правила ислама соблюдались казахами, которые занимались кочевым земледелием. Таким образом, женщины этих племен носили традиционные головные уборы (саукеле), которые закрывали их волосы и шею, и одежду, которая закрывала их руки и ноги.
Актуальность исследования заключается в том, что перед человечеством стоит вопрос формирования толерантных отношений между представителями многочисленных религий как одна из главных задач на современном этапе. Ее решение предполагает объективное изучение истории и уникальности каждой из конфессий. Необходимость научного рассмотрения проблемы межконфессиональных отношений продиктована современными процессами глобализации и одновременным стремлением этнических групп сохранить свою культурную, историческую и религиозную идентичность. Сложность современной религиозной ситуации и различные проблемы, возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений, требуют повышенного внимания государственных и местных органов власти к новым религиям в религиозной сфере.
Тема исследования уже актуальна, так как последствия колонизационной политики царизма будут формироваться в течение некоторого времени. Поэтому изучение государственно-конфессиональных и межконфессиональных процессов в регионах в прошлом приобретает все большее значение. Проблемы этнической и религиозной сфер общества относятся к числу актуальных теоретических и практических проблем современности. Нет никаких сомнений в том, что этнические и религиозные факторы, уникальность этнических групп, населяющих Казахстан, их образ жизни, язык, религия, этнические традиции и культура оказывают значительное влияние на развитие нашего государства. Многонациональный и многоконфессиональный характер казахстанского общества рассматривается как важнейшая ценность, обогащающая спектр возможностей для устойчивого развития страны. В контексте многообразия этносов, конфессий, цивилизаций и культур — уникального источника дальнейшего роста и стабильности нашей страны, вопросы укрепления национальной консолидации и толерантности в стране также актуальны в связи с современными угрозами распространения религиозного и политического экстремизма. Н. А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана подчеркнул: "Мы известны миру своей толерантностью, межнациональным, межконфессиональным согласием и диалогом.
Отношения между государством и религиозными конфессиями являются важным направлением внутренней политики, от которого во многом зависит состояние межнационального взаимодействия, психологический климат и социально-политическая ситуация в стране.
В Казахстане, как и во всех республиках бывшего Советского Союза, религиозная ситуация коренным образом изменилась после распада СССР и создания новых независимых государств. Для Казахстана также были характерны многие явления духовной жизни постсоветских стран, связанные с либерализацией религиозной жизни, формированием новых государственно-конфессиональных отношений, ростом числа религиозных объединений и верующих, активной миссионерской деятельностью. В то же время в Казахстане, как и в любой другой стране, в процессе формирования новой религиозной среды выявились свои особенности, обусловленные географическими, историческими, политическими, этническими и другими факторами.
Казахстан-многоконфессиональная страна, и отношения между конфессиями являются одним из важнейших аспектов сохранения мира и социальной стабильности
С древних времен суфизм, проповедуемый Ходжей Ахмедом Яссави, был очень распространен среди населения степей. Однако мусульмане, исповедующие традиционный ислам, не признают суфизма.
Целью исследования является изучение современной религиозной ситуации в Северном Казахстане.
Задачи исследования:
- рассмотреть динамику развития религиозной ситуации и религиозной структуры населения в Северном Казахстане;
- провести анализ законодательства, регулирующего религиозную сферу;
- рассмотреть состояние религиозной сферы Северного Казахстана.
Методологической и теоретической основой исследованиястал принцип историзма, который требует выявления и анализа наиболее полного набора фактов. В исследовании также использовался системный подход к изучению архивных источников. В работе используется метод анализа диалектики и взаимосвязи межконфессиональных отношений.
Заключение
Распространение мировых религий в Казахстане является результатом глубоких интеграционных процессов. Христианство и ислам очень быстро были внедрены в религиозное пространство дореволюционного Казахстана, заложив основы существования современных конфессий, представленных в республике. В период со второй половины XIX — начала XX вв. происходит быстрый миграционный процесс и формирование многокультурной этнической мозаики, что привело к развитию многоконфессионального населения Северного Казахстана, где основные религиозные группы были представлены мусульманами (в основном казахами, татарами), православными христианами (русскими, украинцами), лютеранами (немцы-дворяне и большинство немецких крестьян), католиками (поляки и некоторые немцы), баптистами (иммигранты, в связи с активным распространением их веры), меннонитами и адвентистами (немцы).
Ислам на территории Северного Казахстана характеризовался значительной особенностью, связанной с его длительным распространением, в результате чего он впитал в себя доисламские обряды, канонизировал их и закрепил в сознании народа. В результате дальнейшего духовного порабощения интегрирующие и охранительные функции ислама, как одной из важнейших составляющих национально-культурной жизни казахского общества, проявились с особой силой, несмотря на то, что синкретизм исламской веры, унаследованный казахами, так и не был преодолен. Таким образом, ислам стал ключевым фактором сохранения этнической и конфессиональной идентичности, развития культуры и национального возрождения казахов.
Институциональное структурирование и усиление влияния Русской Православной Церкви на территории Северного Казахстана было обусловлено следующими причинами: увеличением численности православного населения региона и, соответственно, необходимостью поддержания их нравственного и религиозного состояния, а также активной миссионерской политикой по отношению к коренному населению. Процесс регистрации католических и протестантских общин на территории Северного Казахстана начинается в XVIII веке, а их активная миграция на территорию региона приходится на конец XIX — начало XX веков. Приходы и общины католиков, протестантских групп и конфессий были сформированы в начале двадцатого века, а во втором десятилетии двадцатого века появились первые духовные наставники.
С началом формирования католического и протестантского населения стали появляться первые формы начального образования для детей. Российское правительство не имело четко определенной политики в отношении ислама и отличалось вариативностью-от стремления искоренить ислам до придания ему статуса официально толерантной религии и использования его в реализации своей политики.
Русский Русский язык является общим языком во второй половине XIX века. Во второй половине XIX века были приняты меры по недопущению деятельности учреждений ислама: мулла должен быть из казахов, говорить по-русски разговорно; в медресе должен быть открыт русский класс или преподавание русского языка; литература должна использоваться только после цензуры. Запретительные и ограничительные меры правительства имели противоположный эффект. К концу XIX века значительно возросло религиозное сознание казахов, выразившееся в желании глубже познать свою веру, иметь свой муфтият, иметь муллу в каждом селе, а также это проявилось в росте числа паломников.
Как видим, религиозная картина в Северо-Казахстанской области сложна и противоречива, поэтому требует постоянного внимания религиоведов.
В Северо-Казахстанской области действуют представители 6 конфессий – ислама, православия, католицизма, протестантизма, иудаизма и нетрадиционных религий.
В регионе действуют 223 религиозные группы, из которых 114 зарегистрированы как юридические лица и филиалы, а 103 общины зарегистрированы как небольшие религиозные группы, не имеющие признаков юридического лица. 6 религиозных групп действуют без надлежащей регистрации: 5-малые религиозные группы, 1-религиозное объединение, документы которого направляются на религиозную экспертизу для дальнейшей регистрации.
Общее число религиозных групп увеличилось по сравнению с 2008 годом в связи с регистрацией 2 филиалов, регистрацией 6 небольших религиозных групп и выявлением 3 религиозных групп евангельских христиан-баптистов, которые отказываются регистрироваться.
В распоряжении верующих находится 129 культовых сооружений, из которых 99 объектов зарегистрированы на религиозные образования, 5 объектов имеют документы на стадии регистрации в Департаменте земельных отношений, действуют на основании договора аренды-4, а 21 объект функционирует без соответствующей регистрации.
Фактов нарушения законодательства Республики Казахстан иностранными гражданами, осуществляющими миссионерскую деятельность, не выявлено, а также случаев сокращения срока пребывания или выдворения их за пределы региона не выявлено.
Есть 38 зарегистрированных миссионеров. Миссионеры осуществляют свою деятельность на территории Есильского, Тайыншинского и Айыртауского районов, а также на территории Петропавловска.
В целом религиозная ситуация в регионе стабильная, религиозные объединения действуют в рамках действующего законодательства Республики Казахстан с сохранением межконфессионального и межнационального согласия. Поддерживаются отношения сотрудничества с лидерами религиозных объединений.