Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях роста угроз национальной безопасности различного характера возникает необходимость повышения эффективности государственного управления. Для этих целей необходимо исследовать и выбирать наиболее адекватные методы, средства и технологии государственного управления. Именно это и обуславливает актуальность данной темы исследования.
Объект – государственное управление. Предмет – формы и методы государственного управления. Виды форм. Характеристика правовых актов управления. Методы государственного управления и методы правового регулирования.
Цель – выявить особенности государственного управления. Задачи:
провести теоретическое исследование основ государственного управления;
определить понятие государственного управления;
изучить сущность государственного управления;
описать методы и технологии государственного управления;
провести анализ методов государственного управления;
описать средства государственного управления;
изучить программно-целевой метод государственного управления.
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие государственного управления
Государственное управление (англ. public administration) – деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (англ. public policy).
Большая часть организаций учитывают определения бенчмаркинга согласно с собственными стратегиями и целями. Вследствие излишних определений, как может показаться, бенчмаркинг первоначально представляется очень запутанным делом, хотя на практике бенчмаркинг традиционно имеет в своем составе:
– постоянно сопоставляемые параметры работы (функции либо процессы) с руководителями в аналогичной сфере;
– определение пробелов в работы учреждений;
– поиск новых критериев для внесения улучшений в работу учреждений;
– мониторинг внедряемых улучшений;
– отслеживание прогресса на предприятии и систематическая исправление и пересмотр итогов и доходов [21].
В первый раз данный способ был разработан в 1972 году для оценки производительности бизнеса Институтом стратегического планирования в Кембридже (Соединенных Штатах Америки). Первый раз преднамеренно применять бенчмаркинг начала фирма Rank Xerox в период кризиса в 1979 году для анализа издержек и качественныххарактеристик собственных товаров при сравнении с японскими.
Проведем аналогию со школьным учреждением. Партиципативное управление образовательным учреждением (participate - участвовать) - это управление, основанное на включении, участии всех субъектов образовательного сообщества в процедуру выработки, принятия и реализации управленческих решений в процессе распространения нововведений в сфере образования.
Очевидно, что участие всех названных субъектов в управлении образовательным учреждением лежит в основе самоактуализации личности и её социальной активности [9].
Партиципация, как одна из форм демок-ратии в условиях внутришкольного управлении, предполагает вносить нововведения в рамках школы, позволяя участникам обсуждать их в ходе открытых дискуссий. Актуализация общественного участия (партиципации) в управлении современной школы связана с тем, что традиционная модель государственной школы оказывается не в состоянии справиться с задачами, которые выдвигает перед ней сложный мир цивилизации. Влияние школы, дающее формальное образование, оказалось наглядно меньшим, нежели влияние среды. Для повышения эффективности образования стали актуальными вопросы общественного участия.
Как отмечают исследователи обозначенной проблемы, для данной модели управления характерно:
- привлечение учителей, родителей, учащихся к работе различных органов внутришкольного управления;
- выборность руководителей;
- наличие коллегиальных органов управления;
- широкое использование процедуры голосования;
- гласность и открытость в принятии решений;
- доступность всех участвующих сторон к управленческой документации и информации;
- наличие института уполномоченного по правам участников образовательного процесса;
- создание органов разрешения конфликтов между субъектами;
- наличие действенной локальной нормативно-правовой базы, разработанной с помощью всех участников образовательного процесса.
Предполагается также, что члены совета могут помочь при выработке стратегии развития школы [5].
В заключение следует отметить, что Школьные советы на деле являются главной исполнительной властью в школе, поскольку их функционирование обеспечено соответствующими законами и законодательными положениями.
В них отчётливо определён характер и нормы представительства интересов групп общественности, стремление всех участников данного процесса совершенствовать работу школы.
Внедрение этого нововведения становится актуальным и для российской школы на пути её демократизации и, соответственно, интеграции российской системы образования в единое европейское образовательное пространство.
Государству необходимо управлять образованием, так как:
- образование - самостоятельная подсистема, которая оказывает влияние на все сферы жизни: экономическую, политическую, социальную [26];
- модернизация образования приводит к формированию профессиональных трудовых ресурсов, что способствует повышение уровня экономики.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
Литература
3. Абрамян С.К., Кирильчук А.Ю. Административный договор как метод и как форма государственного управления транспортной деятельностью // Заметки ученого. 2021. № 3-1. С. 71-74.
4. Административное право Российской Федерации: практикум / А.А. Демин, А.П. Алехин, Д.Н. Кордик [и др.] ; под редакцией А. П. Алехин. М.: Зерцало-М, 2015. 256 c.
5. Алюнова Т.И. Роль деловых коммуникаций в государственном и муниципальном управлении // В сборнике: Коммуникации в информационном обществе: проблемы и возможности сборник научных статей. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»; ГУО «Республиканский институт высшей школы». 2017. С. 14-18.
6. Герасимова Е.М. Роль информационных технологий в государственном управлении (на примере портала гос. услуг) // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 1 (10). С. 183-188.
7. Горюнова Т.А. Государственная автоматизированная система «управление» как интегратор информатизации государственного управления // В сборнике: Экономические и информационные аспекты управления бизнес-процессами Международная научно-практическая конференция. Белорусский государственый университет, Беларусь, Даугавпилсский университет, Латвия Белорусский государственный институт проблем культуры, Беларусь , Академия им. Петра Великого, г. Москва, Россия, Кубанский государтсвенный университет, Россия, Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, Ставропольский государственный аграрный университет, Россия . 2017. С. 71-74.
8. Государственная политика и управление: Григорьева Н.С., Малинова О.Ю., Мельвиль А.Ю., Михайлова О.В., Пушкарева Г.В., Сморгунов Л.В., Соловьев А.И., Фадеева Л.А., Андрюшина Е.В., Бордовских А.Н., Коньков А.Е., Косоруков А.А., Малышева Н.С., Патрушев С.В., Туронок С.Г., Филиппова Л.Е. Москва, 2017.
9. Гришин П.Д., Миронов А.А. Теоретические основы внедрения информационных технологий управления в государственном управлении // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 1 (10). С. 90-96.
10. Гумерова Л.Ш., Мамлеев А.А. Функциональная интеграция муниципального управления в систему государственного управления // В сборнике: Государственное и муниципальное право: теория и практика сборник статей международной научно-практической конференции. 2017. С. 81-86.
11. Жук А.Н. Использование информационных технологий в государственном и муниципальном управлении // В сборнике: Закономерности и противоречия развития национальных экономических систем Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 84-86.
12. Жукова А.Г. Формы и методы оценки качества деятельности организаций сектора государственного управления // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 1 (115). С. 61-68.
13. Жулябин Д.Ю. О формах и методах в сфере государственного и муниципального управления // В сборнике: Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления. Юго-Западный государственный университет Кафедра международных отношений и государственного управления. 2019. С. 112-115.
14. Заварзина Г.А. Адъективные инновации лексико-семантической подсистемы «Государственное управление» в русском языке новейшего периода // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 2-1 (68). С. 94-96.
15. Завьялов Н.В., Буданов Б.В. Инновационные формы и методы обучения магистрантов по направлению подготовки "государственное и муниципальное управление" // В сборнике: Современная педагогика: теория, методика, практика. Сборник материалов II международной очно-заочной научно-практической конференции. 2018. С. 161-166.
16. Зунина Н.В. Информационные системы управления кадровым составом органов исполнительной и законодательной власти РФ, органов государственного и муниципального управления // Материалы Афанасьевских чтений. 2017. № 1 (18). С. 102-108.
17. Игнатова А.М. Современные политические технологии в государственном управлении современной России: применение проектного метода // В сборнике: Современная экономика России: теория, история, политика Санкт-Петербург, 2017. С. 251-255.
18. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении / Антонова И.И., Магомедов Ш.Г., Сумкин К.С. // Современный научный вестник. 2017. Т. 3. № -1. С. 027-029.
19. Исаева А.В. Использование результатов аттестации государственных гражданских служащих в главном управлении МЧС России по Московской области // В сборнике: Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, основанные на результатах фундаментальных и поисковых исследований 2017. С. 88-94.
20. Исаева Д.Р. К вопросу о государственном управлении // Образование и наука в современных условиях. 2017. № 1 (10). С. 353-356.
21. Камалова Г.Р. Программа производственной практики для студентов по направлению бакалавриата 38.03.04 государственное и муниципальное управление, профиль «коммуникации в государственном и муниципальном управлении». Уфа, 2017.
22. Карелина И.М., Филимонов Д.А. Государство как институт власти и его взаимодействие с государственным управлением // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 5. № 58. С. 484-493.
23. Колобова Е.Ю. Анализ факторного воздействия на управление государственными унитарными предприятиями пассажирских автотранспортных перевозок // В сборнике: Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 192-197.
24. Кострова В.Н. О классификации форм и методов государственного и муниципального управления // В сборнике: Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления. Юго-Западный государственный университет Кафедра международных отношений и государственного управления. 2019. С. 184-187.
25. Кунижева В.М. Система функций, формы и методы государственного управления // В сборнике: Университетская наука - региону. Материалы VII ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета преподавателей, студентов и молодых ученых. Под редакцией Л.И. Ушвицкого, А.В Савцовой. 2019. С. 403-405.
26. Лапина М.А. О двухтомнике, систематизировавшем общую теорию публичного управления и дополнившем ее теорией девиантологии государственного управления // Государство и право. 2017. № 2. С. 125-128.
27. Мантуров Д. Эволюция подходов к государственному управлению промышленностью в период с 1995 по 2015 гг. // Экономическое развитие России. 2017. Т. 24. № 1. С. 40-48.
28. Мессель Е.О. Актуальность и многообразие подходов построения программы аудита эффективности в государственном управлении // В сборнике: Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 29-31.
29. Моттаева А.Б., Чибисова Е.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в государственном управлении // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2017. № 1. С. 70-77.
30. Орлов А.В. Судебная власть, административное правосудие, государственное управление: согласованное функционирование как модус правовой государственности // В сборнике: Публичное право: проблемы реализации и развития Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 338-344.
31. Особенности государственного регулирования на формирование мер в управлении экономической безопасностью предприятия / Грозаву И.И., Пономарева В.И., Израйлит А. // Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 9. С. 26-31.
32. Понкин И.В. К вопросу о проектно-ориентированном государственном управлении // Право и образование. 2017. № 1. С. 89-97.
33. Пономарева С.В., Пестерева Т.А. Государственное управление кластерными образованиями (на материалах кластеров Пермского края) // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 1-3 (28). С. 104-112.
34. Пузанова Ю.М. Организационно-правовые основы противодействия коррупции в государственном управлении // Электронный научный журнал. 2017. № 2-2 (17). С. 51-54.
35. Редкоус В.М. Формы и методы государственного управления в области обеспечения экономической безопасности // В сборнике: 25 лет гражданскому кодексу российской федерации: традиции и новации частноправового развития. Материалы международной научно-практической конференции (с элементом школы молодого ученого). 2019. С. 34-47.
36. Ресурсы интернет в государственном управлении: проблемы обеспечения национальной безопасности / Епифанцева К.С., Казакова Е.И., Самыгин С.И. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 2. С. 13-16.
37. Смелова М.В. К вопросу об управлении агропромышленным комплексом России через государственную молодёжную и партийную политику // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 4. С. 375-381.
38. Согумбаева А., Касымова Д.К. Принятие управленческих решений в государственном управлении: теоретический аспект // Уральский научный вестник. 2017. Т. 2. № -7. С. 065-069.
39. Суетин А.Н., Суетина Н.А. Многоукладная экономика в государственном и муниципальном управлении // Наука Удмуртии. 2017. № 1 (79). С. 213-216.
40. Третьяков Я.А. Краудсорсинг в государственном управлении в России и США: сравнительный анализ // Успехи современной науки. 2017. Т. 7. № 1. С. 44-45.
41. Тутова А.Б., Ларионова Н.А. Формы и методы общественного контроля за деятельностью государственных органов управления // В сборнике: . Материалы XXXIX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 133-134.
42. Управление жизненным циклом государственной услуги в электронном виде на основе BPMS / Богданович И.А., Клебанов Б.И., Корж Д.В. // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 1. С. 17-21.
43. Управление реализацией инфраструктурных проектов: координация выполнения заказов и поставок при осуществлении государственных и муниципальных закупок / Бойко П.А., Чиналиев В.У., Шкута А.А., Борталевич В.Ю., Логинова В.Е., Сорокин Д.Д. // Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Москва, 2017.
44. Формы и методы государственного управления / АНДРИЕНКО Ирина Руслановна, СЕМИНА Лариса Анатольевна // Актуальные исследования. 2021. № 18 (45). С. 52-55.
45. Формы и методы децентрализации системы государственного управления / Ерманкулова Р.И., Альмухамбетова Б.Ж., Дандаева Б.М. // Научные вести. 2020. № 3 (20). С. 39-44.
46. Царегородцев А.В., Тараскин М.М. Методы и средства защиты информации в государственном управлении. Москва, 2017.