Фрагмент для ознакомления
2
Введение
События в культуре рубежа XIX – XX вв. содействовали революционной смене архитектурных формаций. Ориентация теоретиков и практиков искусства XIX столетия на тотальное обновление, на поиск компромисса между техникой и искусством, на создание «нового стиля эпохи» заметно повлияла на художественную практику в искусстве интерьера. Новизна, молодость и свобода от прежних установок нового стиля варьируется в его названии: «модерн» (от фр. – moderne – новейший, современный), «модерн стайл» (от англ. – modern style – современный стиль), «ар нуво» (от фр. «l’art nouveau» – новое искусство), «югендстиль» (от названия мюнхенского иллюстрированного журнала «Jugend» – «Юность», пропагандировавшего новое искусство) и др.
Стиль модерн нередко называют интерьерным стилем, подчеркивая тем самым истоки его возникновения от «новых» предметов и «нового» декора в интерьере конца XIX столетия, составивших в совокупности интерьерное единство. Всеевропейскую популярность стиль модерн завоевал благодаря предметам «в новом вкусе», появившимся в художественных салонах Парижа и Лондона. Наличие сходных мотивов в декорации керамики, мебели, текстиля и др. способствовало созданию своеобразного художественного образа интерьера. Помимо предметов меблировки в интерьеры вошли осветительные приборы, вазы, ткани, ковры, несущие на себе печать «нового» стиля.
Наличие определенной тематики особенно в интерьерах раннего модерна представляется весьма существенным художественным аспектом в истории искусства интерьера. Новая декоративная система стиля модерн, отрицающая известную со времен античности декорационную схему убранства интерьера, выстраивалась через активные эксперименты по выработке оригинальной иконографии.
Становление петербургского модерна проходило под сильным, а на начальной стадии - определяющим влиянием новых течений европейской архитектуры. Наиболее ранние постройки модерна в Санкт - Петербурге создали архитекторы Г.В. Барановский, К.К. Шмидт, В.В. Шауб Р.Ф. Мельцер.
1. Биография Г.В. Барановского
Гавриил Васильевич Барановский, как и многие интеллигенты его поколения, был сформирован мировоззрением романтизма, развив его в своем творчестве до нового рубежа – русского модерна. В год его рож
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Барановский // Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала XX века. Каталог выставки. – Л., 1982. – С. 21–22.
2. Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. В 7 т. – М.: Арт-родник, 2006.
3. Горюнов В.С., Исаченко В.Г., Таратынова О.В. Гавриил Барановский // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX – начало XX века / Сост. В.Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. – 1070 с.
4. Гримм Г.Г. Архитектор Андреян Захаров. Жизнь и творчество / Г.Г. Гримм. – М.: Гос. Архит. изд-во Акад. архит. СССР, 1940. – 68 с. + 106 ил. – (Мастера архитектуры русского классицизма).
5. Иконников А.В. Историзм в архитектуре [текст] / А.В. Иконников. М., 1997.
6. Интерьер в русском искусстве. Сост. Володарский В.М. – М.: Искусство, 2002. – 208 с.
7. Таратынова О.В., Горюнов В.С. Новое о творчестве архитектора Г.В. Барановского // Вопросы истории, теории и практики архитектуры. Межвузовский тематич. сб. трудов. – Л., 1985. – С. 83–88.
8. Хворостов Д.А. Интерьер в истории русского изобразительного искусства и современные компьютерные технологии. Вестник Орловского государственного университета. № 1. – 2011.
9. Хворостов Д.А. Интерьер в картинах русских художников. Историко-культурное наследие. Российское научное издание. № 3. – Орел, 2010.
10. Хворостов Д.А. Эстетическое воспитание студентов отделения «Искусство интерьера». Ученые записки Орловского государственного университета. № 1. – 2010.