Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Фирменный стиль является одним из инструментов формирования имиджа компании, и серьезную роль здесь играет визуальная составляю-щая, которая выполняет функцию коммуникации с потребителем, иденти-фикации торговой марки, дифференциации от конкурентов и других по-хожих товаров или услуг. Так, эксперт в области рекламы и PR Н. Добробабенко подчеркивает: «Фирменный стиль — это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных эле-ментов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство то-варов (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления». Другими словами, фирменный стиль это — целый комплекс элементов, служащий для идентификации и создания определен-ного имиджа компании. Фирменный стиль выступает в роли «информаци-онного носителя», который помогает приводить новых клиентов, форми-ровать у них доверие к компании.
Глава 1.Место фирменного стиля в системе продвижения товаров и услуг, определение, цели, задачи, история и эволюция
В связи усилением конкуренции, снижением эффективности тради-ционных видов массовой рекламы и развитием новых технологий учеными была разработана концепция интегрированных маркетинговых коммуни-каций (ИМК). Американская ассоциация рекламных агентств определяет ИМК как концепцию планирования маркетинговых коммуникаций, кото-рая признает повышенную ценность комплексного подхода под интегри-рованными маркетинговыми коммуникациями понимают: сочетание соот-ветствующих типов рекламы и стимулирования сбыта; соответствие обще-му набору целей коммуникации для данной торговой марки, или, точнее, особое макропозиционирование торговой марки; интеграцию методов и средств рекламных коммуникаций и стимулирования сбыта с учетом вре-мени и интересов покупателей.
Появление концепции ИМК стало очередным шагом в развитии теории коммуникационных систем. Несмотря на то, что она получила свое активное развитие в еще 1990-х гг., единого подхода к определению сущ-ности данного термина не выработано до сих пор. Одни ученые опреде-ляют интегрированные маркетинговые коммуникации как менеджмент и контроль, осуществляемый для всем комплексом маркетинговых коммуни-каций. Другие связывают их с процессом обеспечения того, чтобы позици-онирование бренда и сообщения, отправляемые рынку, приводили к эф-фекту синергии и реализовывались в рамках одной стратегии. Наиболее полное определение гласит, что ИМК включают в себя проведение страте-гического анализа, выбор, реализацию и контроль всех элементов марке-тинговых коммуникаций, экономически эффективно влияющих на все транзакции между фирмой и ее потребителями. Под маркетинговыми ком-муникациями при этом понимаются связи, образуемые посредством раз-личных средств (инструментов) воздействия между фирмой и ее внешней средой.
Таким образом, интегрированные маркетинговые коммуникации объединяют в себе все типы маркетинговых коммуникаций и соответству-ющие им инструменты, связанные с созданием корпоративного имиджа, формированием системы обращений и слоганов и т.д. Все вместе они об-разуют систему ИМК. В общем смысле под ней следует понимать единый комплекс, в котором объединяются участники, каналы и приемы маркетин-говых коммуникаций, и который направлен на установку и поддержание запланированных фирмой взаимоотношений с адресатами коммуникаций, а также на формирование у них благоприятных психологических устано-вок. Будучи интегрированными в одну систему маркетинговые коммуни-кации способствуют усилению воздействия отдельных обращений и ин-струментов продвижения, а также повышают степень их согласованности. Основными функциями ИМК выступают: обеспечение единства позицио-нирования коммуникационных сообщений; построение основы для ком-плексного применения маркетинговых коммуникаций; участи и взаимодей-ствие потребителей в коммуникационном процессе; формирование взаимо-связи между комплексом маркетинговых коммуникаций и комплексом маркетинга.
Эффективно организованные мероприятия по связям с обществен-ностью имеют такие преимущества, как высокая степень доверия покупате-лей, возможность снизить их настороженность и недоверие, а также фор-мирование положительного имиджа компании. Прямой и интерактивный маркетинг характеризуются индивидуальным подходом к каждому клиен-ту, оперативностью. Личные продажи, являясь одним из наиболее эффек-тивных инструментов маркетинговых коммуникаций, обладают тремя пре-имуществами: личный контакт, формирование и поддержание деловых связей, и ответная реакция.
Фирменный стиль создает индивидуальный имидж компании, под-черкивая неповторимый стиль, способствуя повышению узнаваемости.
В состав маркетинговых коммуникаций входят реклама, стимули-рование сбыта, связи с общественностью, прямой маркетинг, интерактив-ный маркетинг, личные продажи, а также фирменный стиль.
Таким образом, маркетинговые коммуникации представляют собой сложный процесс взаимодействия фирмы и целевой аудитории, предпола-гающий применение таких инструментов маркетинговых коммуникаций как реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, прямой маркетинг, интерактивный маркетинг, личные продажи, фирменный стиль, с целью продвижения товаров и услуг и поддержания положительного имиджа.
Фирменный стиль (корпоративная идентичность, от агнл. «Identity») – это визуальное представление бренда. Это особый образ бренда, который передает его идею, ценности, цели, соответствует страте-гии компании на рынке.
Понятие фирменного стиля появилось не так давно: понятие это не насчитывает даже сотни лет. Но еще в древности достаточно часто были использованы отдельные элементы фирменного стиля. К примеру, кочевые народы отмечали знаком собственности свой скот, самые искусные ремес-ленники отмечали свою продукцию личным клеймом, а покупатели, кото-рые были осведомлены о высокой профессиональной репутации этих ре-месленников, старались приобрести товары именно с этими знаками.
В средние века появляются уже целые корпоративные цеховые тор-говые марки. По мере расширения географии рынков и централизации производства значение товарных знаков и других фирменных отличитель-ных знаков постоянно росло.
В США и странах Западной Европы в середине XIX века были сло-жены условия для появления общенациональных торговых марок. Круп-ных производителей, которые накопили к тому времени значительные ка-питалы, уже не устраивал полный контроль над сбытом со стороны по-средников. В условиях возрастающей конкуренции и создания единого информационного пространства производители товаров уже вполне смог-ли выделять своих потенциальных покупателей как целевую аудиторию для своих коммерческих коммуникаций. При этом первоочередной зада-чей крупных товаропроизводителей стала самоидентификация, то есть способы выделения себя из общей массы непосредственных конкурентов.
Сфера услуг в постиндустриальную эпоху занимает позицию не ме-нее прочную, чем производственные отрасли. А для организаций, которые оказывали услуги уже в начале своего существования, владение фирмен-ным стилем являлось жизненной необходимым. Западные компании уже давно осознали эффективность фирменного стиля в борьбе за клиентов: достаточно вспомнить такие компании, как «Adidas», «Nike», «Coca-cola», «Nivea», «Sony», «Samsung», как тут же возникнет узнаваемый вкусовой зрительный и другие образы.
Первым официальным дизайнером, который создал фирменный стиль, считается Петер Беренс, архитектора, который еще в начале ХХ ве-ка, находясь на должности художественного директора компании в Герма-нии, создал определенное художественное лицо компании, соответствую-щее главным законам стилеобразования. Практическая работа Беренса об-ладала по-настоящему огромным значением в деле формирования нового вида дизайна - деятельности, которая приводит к стилизации и упорядочи-ванию промышленной продукции.
Во второй половине ХХ века появилось целое направление марке-тинговых коммуникаций - формирование фирменного стиля.
«Фирменный стиль - это совокупность приемов, обеспечивающих единый образ всем изделиям фирмы и мероприятиям; улучшающих вос-приятие и запоминаемость потребителем не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяющих противопоставлять свои това-ры и деятельность товарам и деятельности конкурентов».
В числе главных функций у фирменного стиля принято отделять:
- Доверие. Если однажды потребитель убеждается в качестве услуг или продукции , то данной доверие будет в большей мере распространено на всю остальную продукцию конкретного производителя. Помимо этого, само по себе обладание фирменным стилем вызывает доверие.
- Идентификация. Фирменный стиль дает возможность потребите-лям узнавать нужные товары/ услуги без особых усилий, ориентируясь на определенные внешние признаки.
- Реклама. Не секрет, что присутствие фирменного стиля может зна-чительно повысить эффективность рекламы. Кроме этого, все объекты, ко-торые содержат элементы фирменного стиля компании, сами являются ре-кламой. И тут самой главной задачей фирменного стиля является закреп-ление в сознании покупателей положительных эмоции, связанных с высо-кой оценкой качества продукции и обеспечение продукции предприятия и само предприятие особенной узнаваемостью.
Фирменный стиль дает компаниям следующие преимущества, вы-полняя следующие функции:
- указывает потребителям на взятие компанией ответственности за товар, который она произвела;
- оказывает помощь потребителям в ориентации в потоке рекламной информации, быстро и безошибочно найти нужную компанию;
- показывает обществу на долговременность и стабильность работы организации; сокращает затраты на РR и рекламу, в то же время одновре-менно усиливает ее эффект и создает сильный бренд;
- помогает повышению корпоративного духа, единства сотрудников и воспитывает фирменный патриотизм и создает ощущение приобщенно-сти к общему делу, а также позитивным образом оказывает влияние на эс-тетический уровень, помещения компании и внешний вид товаров;
Если же подвести итог всех преимуществ, которые дает применение фирменного стиля, то можно определить его роль как одного из основных средств для создания благоприятного имиджа компании.
Также можно с уверенностью сказать, что фирменный стиль на предприятии имеет большое значение, и наряду с другими важными ком-понентами маркетинга составляет отдельную сферу деятельности в области стимулирования продаж и маркетинга.
Фирменный стиль позволяет воссоздать образ компании на любом носителе, будь то сайт или билборд у дороги. Фирменные бланки, визитки, оформление вывески или интерьера, которые передают особый настрой, атмосферу компании – все это является элементами фирменного стиля. С помощью визуальных образов компания доносит до потребителя свою философию, и это основная цель корпоративного стиля.
Разработка фирменного стиля – это обязательный этап для каждой уважающей себя компании. Причем позаботиться о корпоративной иден-тичности (или красивой упаковке франшизы) нужно сразу, как только воз-никнет идея открытия своего бизнеса. Таким образом компания сразу же запомнится своим клиентам или покупателям. Новый бренд должен обла-дать названием, логотипом, слоганом, фирменными цветами, которые бу-дут соотноситься в представлении людей именно с конкретной торговой маркой.
Глава 2. Логотип и фирменный стиль сети автосалонов Red Car
Задача.
Разработать новый логотип и фирменный стиль для сети автосало-нов Red Car, которые дадут компании новый виток развития, а также поз-волят обновить визуальное восприятие компании, сервиса и предоставляе-мых услуг.
Решение.
Фирменные цвета компании стали ярче и насыщенности. Мы учли пожелания руководителя компании, в разработке логотипа. Необходимо было создать простой и современный логотип, который поможет компании выделиться среди конкурентов — региональных автосалонов, у которых неотъемлемым атрибутом логотипа является автомобиль.
Фирменным цветом компании является красный цвет. Также этот цвет перекликается с названием Red Car.
Заключение
Подводя итог исследования темы фирменного стиля, особенностей его создания, а также анализируя фирменные стили различных салонов красоты, можно сделать следующие выводы:
1. Стильный, уникальный дизайн фирменного стиля - необходимый элемент имиджа для любого предприятия в современной бизнес-среде.
2. Фирменный стиль - это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспе-чивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исхо-дящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления.
3. Фирменный стиль включает в себя разработку таких элементов, как логотип, товарный знак, слоган, графические и цветовые константы, создания носителей фирменного стиля, в том числе бланков, конвертов, визитных карточек, упаковок, рекламных материалов, сувенирной про-дукции и т. п.