Фрагмент для ознакомления
2
Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти на определенный период. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшим законодательным органом власти
Государство стимулирует капиталовложения и восстановление баланса между запасами и вложениями; сохраняет баланс занятости населения; развивает импорт и экспорт товаров; может изменять уровень цен; участвует в перераспределении доходов и др.
Государство использует при проведении своих мер методы кредитно-денежной и фискальной политики, благодаря которым происходит регулирование государственных доходов и расходов; регулируется состояние денежной массы в обращении и развивается кредитная сфера.
Под бюджетной политикой понимается изменение доходов государства и расходов для поддержания равновесия на рынке, стимулирования развития конкретных областей национальной экономики. Данный способ государственного воздействия на экономику подразумевает регулирование при помощи налогообложения и правительственных расходов. Поскольку реализация расходов государства – это применение средств бюджета государства, а налоги – это базовый источник пополнения бюджета, то налоговая политика сводится к манипулированию бюджетом государства .
Цели бюджетной политики:
1) Обеспечение стабильности экономического роста;
2) Обеспечение полной ресурсной занятости (решение проблем циклической безработицы);
3) Обеспечение стабильного ценового уровня (решение инфляционной проблемы).
Бюджетная политика представляет собой политику регулирования правительством, прежде всего, совокупного спроса. Экономика регулируется при помощи влияния на величину совокупных расходов.
Инструменты бюджетной политики:
1) Закупки государства;
2) Налоги;
3) Трансферты.
Инструменты бюджетной политики влияют на совокупный спрос по-разному. Например, изменение государственных закупок влияет непосредственно на совокупный спрос, а налоги и трансферты влияют косвенно на него, меняя уровень расходов потребления и расходы инвестиций. При этом увеличение государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их уменьшение инициирует сокращение совокупного спроса, поскольку государственные закупки – это часть совокупных расходов. Увеличение трансфертов также увеличивает совокупный спрос.
Увеличение налогов работает противоположно. Рост налогов инициирует снижение потребительских и инвестиционных расходов и уменьшает совокупный спрос. Сокращение налогов растит совокупный спрос, что связывается с увеличением реального ВНП. Поэтому инструменты бюджетно-кредитной политики могут применяться для достижения равновесия в экономике на различных этапах цикла экономики .
Дифференцируют следующие виды бюджетной политики:
1) Стимулирующая (применяется при спаде и характеризуется уменьшением рецессивного разрыва выпуска и снижением уровня безработицы и нацелена на увеличение совокупного спроса). Инструменты: увеличение государственных закупок; сокращение налогов; увеличение трансфертов.
2) Сдерживающая (применима при «перегреве» экономики и нацелена на уменьшение совокупного спроса). Инструменты: уменьшение государственных закупок, увеличение налогов, уменьшение трансфертов.
К налогово-бюджетной политике относятся только те манипуляции с государственным бюджетом, которые не связаны с трансформацией числа находящихся в обращении денег. Создание бюджета основывается на соблюдении определенных принципов, выработанных различными государствами еще в начале прошлого столетия:
1) Единство (концентрация в бюджете расходов и доходов государства). В государстве должна быть единая система бюджетов, общие финансовые документы и бюджетная классификация;
2) Полнота (по каждой бюджетной статье принимаются во внимание все поступления и затраты);
3) Реальность (правдивое отражение доходов и расходов государства).
4) Гласность (обязательное информирование граждан об основных расходах и источниках доходов).
Если бюджетные доходы являются недостаточными, чтобы произвести расходы, формируется экономический недостаток, который измеряется в виде процента с ВНП. В России нет перераспределения государственного долга вследствие его обслуживания. Отличие от США, например, состоит в том, что в РФ задолженность инициирует сокращение национального дохода.
Небольшой уровень доходов населения, структура распределения доходов мешают сохранению качества трудовых ресурсов и формированию человеческого капитала .
1.2 Дефицит бюджета: причины возникновения, виды
Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами. С этим финансовым явлением в разные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира.
Бюджетный дефицит = Расходы – Доходы
На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема национального выпуска.
В периоды кризиса, депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.
Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления снижаются. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).
Основными причинами возникновения бюджетного дефицита могут являться:
1. Сокращение доходов государства в период кризиса;
2. Неэффективность финансовой системы государства;
3. Несовершенство налоговой политики;
4. Чрезвычайные ситуации (войны, стихийные бедствия, массовые беспорядки, катастрофы);
5. Увеличение затрат на оборону;
6. Рост теневого сектора экономики.
Можно сказать, что из приведенных выше причин особое значение имеют рост теневого сектора экономики и спад производства. В первом случае предприятия действуют нелегально, а, следовательно, не платят налоги государству – от этого страдает бюджет страны, недополучая доходы. Масштабы теневой экономики в России по официальным данным Росстата составляют 15-16% от ВВП, по оценкам разных экономистов и экспертов – до 50% ВВП и более . Во втором случае план поступления в бюджет не выполняется, так как происходит сокращение производства, в результате чего уменьшается прибыль, следовательно, сокращаются поступления в бюджет.
Конечно же бюджетный дефицит – нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств – к росту государственного долга.
Тем не менее, нельзя отнести бюджетный дефицит к ряду чрезвычайных событий, так как все зависит от причин его возникновения и направления расходов государственных средств. Ведь даже самые экономически развитые страны сталкиваются с дефицитом государственного бюджета. Но если же у правительства не будет четкой программы повышения доходов над расходами, то это конечно же приведет к росту отрицательных моментов в экономике.
Различают такие виды бюджетного дефицита, как:
1. Циклический дефицит государственного бюджета – это результат действия встроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор – механизм экономики, который позволяет снизить амплитуду циклических колебаний уровней выпуска и занятости, не прибегая к многократным изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях . «Встроенные» стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики так как эти механизмы «включаются» без прямого вмешательства правительства.
При дискреционной фискальной политике, чтобы стимулировать повышение совокупного спроса, правительство принимает решения, направленные на увеличение уровней занятости и выпуска. В ходе осуществления этих решений целенаправленно создается дефицит госбюджета.
При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики, так как эти механизмы «включаются» без прямого вмешательства правительства.
Степень встроенной стабильности экономики зависит от величин циклических бюджетных дефицитов, которые выполняют функцию автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса. Он вызван в результате автоматического сокращения налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне циклического спада деловой активности.
В фазе циклического подъема совокупный доход повышается, поэтому налоговые отчисления возрастают, а трансфертные платежи снижаются. В результате этого возрастает циклический бюджетный излишек, и инфляционный бум сдерживается. В фазе циклического спада совокупный доход снижается, поэтому налоги падают, а трансферты растут. В итоге происходит увеличение циклического бюджетного дефицита на фоне не большого роста совокупного спроса и объема производства .
Циклический дефицит часто оценивается как разность между структурным дефицитом и фактической величиной бюджетного дефицита.
2. Структурный дефицит – это бюджетный дефицит при полной занятости. Он связан не с проблемами циклического характера, а со структурой бюджета. Структурный дефицит используется, в основном, в индустриальных странах, где его размеры определяются в большей степени циклическими колебаниями. Сложности определения естественного уровня безработицы, потенциального объема выпуска и уровня полной занятости ресурсов затрудняют расчеты структурных излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане.
3. Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности является важной статьей государственных расходов. Часто в отчетах происходит завышение бюджетного дефицита на основе увеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, это завышение государственных расходов может быть достаточно существенным, так как различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно.
4. Первичный дефицит государственного бюджета – это разность между всей суммой выплат по долгу и величиной общего дефицита. Его наличие является фактором увеличения долгового бремени. В различных странах с переходной экономикой способы финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для безинфляционной стабилизации бюджета незначительны и финансирование, как правило, осуществляется при активном участии Центрального Банка.
5. Квазифискальный дефицит бюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства .
Квазифискальные операции включают:
Отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, в России на закупку сельскохозяйственной и автомобильной техники техники, промышленного и бытового оборудования и так далее);
Финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженностью;
Накопление в коммерческих банках, которые на начальных стадиях экономических реформ отделились от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд. Эти кредиты выплачиваются, в конце концов, за счет льготных кредитов Центрального Банка.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Акаев А. А., Математическая модель экономической динамики в условиях высокой инфляции и нестабильного развития // Доклады Академии наук. — 2015. — Т. 465, № 6, декабрь. — С. 643-646
2) Баликоев В. З. Общая экономическая теория. учебник – М.: ОМЕГА-Л , 2016
3) Богдашкин А. А., Американская историография о роли германского крупного бизнеса во время Первой мировой войны и в годы становления Веймарской республики // Новая и новейшая история. — 2019. — № 2. — С. 120-129.
4) Боливар: нули ушли, проблемы остались // Эксперт. — 2018. — № 35. — С. 4
5) Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. Венесуэла.// http://ac.gov.ru/files/publication/a/11970.pdf
6) Булгаков В. Н., Влияние инфляции на устойчивое развитие промышленных предприятий. Инфляционная матрица // Региональная экономика: теория и практика. — 2014. — № 24 (351). — С. 19-28
7) Веслополова Д.С. Инфляция в России: причины и пути решения проблемы / науч. рук. Л.К. Васюкова // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10 мая 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 49.
8) Голубович А., Крах социализма // Forbes. — 2017. — № 1 (154). — С. 72-73
9) Горюнов Ф. А. В петле инфляции / Ф.А. Горюнов. - М.: Издательство политической литературы, 2018. - 112 c.
10) Государственное регулирование национальной экономики/ под ред. Н. А. Платоновой, В. А. Шумаева, И. В. Бушуевой. -Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2019
11) Денежно-кредитная политика // Российская экономика: прогнозы и тенденции. — 2020. — № 3. — С. 10-11
12) Дробышевский С. М., Мы были вынуждены принимать болезненные меры // Эксперт. — 2020. — № 1/3. — С. 19-23
13) Дьяченко М. В., Стабилизационная финансовая политика как условие обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны // Финансовый бизнес. — 2019. — № 5. — С. 44-51
14) Еремина Н. Катастрофа неизбежна: Мадуро обанкротит Венесуэлу// https://www.gazeta.ru/business/2018/05/28/11769199.shtml
15) Журавлева Г.П. Экономическая теория : макроэкономика-1, 2, метаэкономика, экономика трансформаций [Текст]: учебник для вузов / Журавлева, Г.П. – Москва.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 919 с.
16) Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы: сборник докладов. — М.: Проспект, 2015.
17) Лазарова Л. Б., Пути повышения эффективности расходов бюджетных средств // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2018. — № 6. — С. 117-120
18) Меньшиков С. М. Инфляция и кризис регулирования экономики: моногр. / С.М. Меньшиков. - М.: Мысль, 2018. - 368 c.
19) Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б. А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2019.
20) Толстоброва Н.А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации / Н.А. Толстоброва, В.П. Постников, М.А. Каменских //Финансы и кредит. – 2016. - N20. – с.37-45