Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время торговая деятельность в России является самым распространенным видом предпринимательской деятельности. Сфера знаний о торговле нисколько не уже, а во многом гораздо шире, чем в любой другой отрасли. Знание торговой деятельности буквально неисчерпаемы.
Дальнейшее укрепление рыночных экономических отношений, насыщения потребительского рынка новыми видами и разновидностями товаров, полное обновление ассортимента по многим товарам спо собствовали развитию в России розничной торговли.
За время рыночных преобразований в торговле сложилась настоящая конкурентная среда, получили широкое распространение частная инициатива и предпринимательство. Специфика торговой деятельности такова, что она связана с большим количеством товарно-материальных ценностей. В розничную торговлю поступает огромное количество товаров, тары и денежных средств. И только грамотный квалифицированный персонал сможет работать в условиях современного рынка.
Задание 1
Теоретическая часть
Теоретические основы организации розничной торговли
1. Планировка торгового зала
Планировка торгового зала – это определенный алгоритм, и проектировщики, которые порой бывают далеки от торговли, должны понять цель и смысл каждого действия. В результате этого сократится число неэффективных вариантов, и станет понятно, надо ли применять какой – либо красивый планировочный прием, или он будет неуместным в данной ситуации.
Стадии работы при планировке торгового зала:
1. Определение товаров – «создателей потока» и их размещение в торговом зале.
2. Правильное расположение товаров различного типа спроса.
3. Учет условий выбора товаров.
4. Создание маршрута в торговом зале.
5. Определение площади для торгового оборудования и распределение места между товарными группами.
6. Формирование системы обеспечения торгового зала – выбор оптимальных путей товародвижения.
7. Выделение зон в торговом зале согласно логике покупателя, выбор концепции представления товаров.
8. Выделение визуально привлекательных товаров, которые могут участвовать в направлении потока. Создание акцентов в торговом зале.
9. Определение сложных мест в зале и выбор планировочных приемов работы с ними.
10. Планировка пространства зала.
11. Подбор торгового оборудования.
Выделяют три основные зоны в торговых залах розничных магазинов:
Входная зона - находится сразу же за входной дверью магазина. Это то место, где посетитель начинает переключать свое внимание с того, что было на улице, на то, что находится в помещении.
Входная зона должна подводить посетителей к покупке с первых же секунд, вызвать интерес и чувство комфорта. Поэтому здесь имеет смысл размещать наиболее привлекательные товары: новинки, сезонные предложения и акции, продукты импульсного спроса, распродажи.
Кассовая зона - живая, «горячая» зона, где покупатели массово простаивают в очереди на кассу, склонны рассеивать свое внимание на ненужные им товары и осуществлять импульсные покупки. Здесь размещают стеллажи со сладостями, батарейками, зажигалками, салфетками, газетами и другими популярными товарами импульсного спроса.
2. Регулирование покупательских потоков
Важной задачей мерчандайзинга является управление покупательскими потоками, регулирование посещаемости отделов и мест в торговом зале.
Данный прием мерчандайзинга для магазина самообслуживания, ориентирован на управление потоками покупателей в торговом зале, связанный с созданием на территории торгового зала магазина же обслуживание своеобразных "зон притяжения", вокруг которых концентрируется основная масса покупателей (рис. 4).
Наиболее привлекательными зонами и торговом зале так называемые "горячие зоны (точки) "в определенном магазине, поскольку они зависят от конкретного планирования отдельных отделов.
Если принять за 100 процентов средней интенсивности использования прилавке в магазине, то видим, что интенсивность использования некоторых прилавков с заметно меньшей по сравнению с другими. Поэтому в случае, когда товары выставляются на прилавках повышенной эффективности, экспозиционная площадь может быть уменьшена по сравнению с теоретически необходимым, рассчитанной пропорционально объемам продаж, а при одинаковой экспозиционной площади подобные прилавки обеспечивают больше.
С учетом этого в современных магазинах в таких зонах организуется продажу наиболее привлекательных для покупателей товаров (по продовольственным товарам это могут быть места продажи мяса, колбасных изделий, в овощей, фруктов, молочных продуктов, жиров, кондитерских изделий, с непродовольственных - одежда, обувь, парфюмерно-галантерейные товары и т.д.
3. Размещение номенклатурных групп товара в торговом зале
Правильная выкладка номенклатурных групп - это способ увеличения продаж за счет такого расположения товаров на полках и прилавках магазина, при котором: все товары хорошо видны на прилавке представляют собой единую систему / диапазон каждый товар выложен в наиболее выгодном и привлекательном для покупателя виде расположение товаров отличает товары одной марки от других Покупателю легко совершать покупки. Важность этих факторов тем более очевидна, что 80% решений о покупке определенного бренда, по мнению экспертов, принимаются непосредственно на прилавке : человек решает, что купить, только тогда, когда он видит товар.
Основные процедуры мерчендайзинга включают:
- определение ассортиментных позиций и необходимого товарного запаса, а особенно контроль нахождения товаров в необходимом количестве в торговом зале;
- оценка справедливости цены товара, указанной на ценнике;
- планировка торговых залов и подбор торгового оборудования ;
- размещение отделов и секций;
- презентация товаров в торговом зале;
- оформление товаров;
- реклама в точках продаж;
- акции, дегустации, конкурсы;
- подбор музыки и запахов для торгового зала;
- подготовка квалифицированных кадров.
Последовательность принятия решения об организации мерчендайзинга в торговой зоне магазина начинается с определения позиций ассортимента, уровней цен и необходимого розничного товарного запаса, которые связаны с наличием торговых площадей, имиджем магазина и его целевой аудиторией.
Затем решается вопрос о планировке торговой площади магазина.
План этажа магазина определяет разделение торговой площади на секции и маршрут движения покупателей по магазину. Стеллажи и товары на них располагаются по правилу: чем лучше товар просматривается, тем больше шансов, что он будет куплен. Размещение товаров в местах наиболее интенсивного потока покупателей увеличивает вероятность совершения покупки, в том числе незапланированной.
С точки зрения маркетинга планировка торгового зала должна быть такой, чтобы покупатель мог видеть товар, и у него было желание пройтись по всей торговой зоне, а предприниматель мог создать в магазине приятную атмосферу. Планируя торговую площадь магазина, размещая оборудование, важно учитывать поведение покупателя внутри магазина. Подчиняясь естественным рефлексам, покупатель будет двигаться справа налево.
При организации мерчендайзинга магазин старается расположить товар таким образом, чтобы его более полно охватил поток покупателей. Для этого необходимо влиять на направление потока и иметь возможность изменить его направление.
Рациональное использование площади магазина может быть обеспечено за счет правильного размещения и использования торгового оборудования.
В зависимости от размеров и конфигурации торговой площади, ассортимента продаваемых товаров и способов продажи используются линейная, коробочная, выставочная и смешанная планировки.
При продаже товаров методом самообслуживания наиболее рациональной является линейная планировка торгового зала, когда расположение оборудования и проходов для покупателей планируется в виде параллельных линий, расположенных перпендикулярно линии кассовой стойки. При этом часть оборудования (настенные горки, холодильные прилавки, контейнерное оборудование) устанавливается вдоль стен торгового зала, что позволяет более эффективно использовать его площадь.
Есть три варианта линейного планирования:
продольные, в которых уничтожение торгового оборудования выстраивается вдоль торговой площади;
поперечный, когда оборудование образует линии, проходящие через торговый зал;
комбинированные, сочетающие как продольную, так и поперечную планировку.
Планировка бокса - это разбивка всей «1 площади торгового зала на изолированные друг от друга» отделы (боксы). При этом в каждом отделе есть свой кассовый аппарат, что делает такую схему менее удобной для покупателей, совершающих сложную закупку, поскольку при закупке товаров в каждом отделе и на расчетных операциях им приходится тратить дополнительное время.
Планировка выставки используется в демонстрационных магазинах. Используется при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральных машин и т. Д. Товар «выставляется на стендах, слайдах, стеллажах, манекенах» и специально предназначен для их демонстрации! область.
Смешанная планировка торгового зала объединяет 0 различных типов планировок.
Технологическая планировка торгового зала, размещение ассортимента и выкладка товаров играют важную роль в коммерческой деятельности магазина, так как скорость обслуживания клиентов, удобство торгового персонала, уровень комфорта при выборе товаров. от посетителей и, самое главное, от этих факторов во многом зависит умение стимулировать покупателей к совершению незапланированных покупок. Рациональная организация торгового зала, таким образом, поможет увеличить товарооборот магазина.
Практическая часть
Проект предприятия розничной торговли
Магазин «Аленка» – магазин продуктов формата "У дома".
Продуктовая сфера является очень конкурентной. Как правило, в выходные дни люди закупаются в гипермаркетах. Однако в связи с тем, что зачастую после работы людям нужно докупить те или иные продукты, а на походы в супермаркеты просто нет времени, спрос на магазины «у дома» остается высоким.
Прежде чем открыть магазин, необходимо тщательно продумать ассортимент, ценовую политику, сделать прогноз в отношении будущих продаж конкретных групп товаров. Иначе говоря, нужно заранее просчитать, что будет пользоваться у покупателей большим спросом. Никакого универсального алгоритма составления ассортимента не существует — почти все предприниматели ищут «свой товар» путем проб и ошибок, проводя тщательный анализ поступающего спроса и продаж.
Также для максимизации прибыли следует добавить хозяйственные товары первой необходимости (спички, мыло, бытовая химия, и т.д.) и корм для домашних животных.
Часы работы продуктового магазина: 9:00 — 22:00 ежедневно.
В магазин возле дома клиенты заходят после работы, чтобы купить необходимые продукты к ужину. В такие торговые точки также отправляются и дети, молодые мамы, пенсионеры.
На сегодняшний день ассортимент продукции в магазинах сети достаточно стабильный и позволяет получать наибольшую прибыль. Аналогичный ассортимент планируется выкладывать и в новом магазине. Он будет включать:
молоко и молочные продукты (йогурты, масло, творожки, сыры, кефир и прочее);
мясо и мясопродукты (колбасы, копчености, сосиски, сардельки и прочее);
бакалея (крупы, сахар, соль и пр.);
хлеб и хлебобулочные изделия (хлеб, кексы, булочки и пр.);
соки-воды (соки, минеральная и обычная вода, газированные воды и пр.);
овощи-фрукты;
сладости (конфеты, печенье, мармелад и пр.);
алкоголь (пиво, водка, вино и пр.);
сигареты.
В связи с небольшими площадями открываемого магазина нет возможности разместить всех возможных поставщиков продукции на полку. В связи с этим в каждой товарной группе предполагается выбрать одного-двух наиболее крупных поставщиков-производителей продукции и работать с ним. Основные поставщики уже определены и с ними уже ведется работа в других магазинах сети. В связи с ростом объема закупок планируется проведение перегоров об увеличении скидки от базового прайса у некоторых поставщиков.
Магазин будет стараться работать напрямую с производителями продукции, но в случае, если производитель не присутствует в городе или не работает напрямую с небольшими магазинами или имеет менее выгодные условия поставки, магазин будет работать с оптовыми компаниями предлагающими данную продукцию.
Задание 2
Теоретическая часть
Теоретические основы мерчендайзинга
1. Мерчандайзинговый подход к выкладке товаров в магазине
Выкладка товаров - это определенные способы укладки и демонстрации товаров в торговом нале. Эта услуга предназначена для демонстрации, облегчения поиска и выбора необходимых товаров, а также создания потребительских предпочтений. Изложения - это не «красивая картинка», а эффективный (время единственный) инструмент управления продажами в торговом зале.
Цель изложения - с помощью методов комбинированного воздействия управлять восприятием и поведением потенциальных покупателей.
Между размещением и выкладкой товаров есть разница. под размещением понимается распределение товаров на площади торгового зала, в то время как выкладка - это расположение, укладка и показ товаров па торговом оборудовании.
2. Общие правила выкладки
Товар выкладывается по определенным правилам и стратегиям. Необходимо соблюдать законы восприятия и психологии покупателя.
Ассортимент . Раскладывать товары следует по размеру, цвету, без всякого хаотического перемешивания. Это дает ощущение целостности и стабильности.
Зонирование - одна товарная группа располагается в одной зоне товарного зала.
Блоки - продукты одного типа и одной марки излагаются единым блоком. В блоки не должны прибегать товары конкурентов.
Оптимальная длина . Слишком короткая выкладка не удерживает внимание покупателя, слишком длинная - рассеивает.
Особенности товара . Детские товары нужно класть на нижние полки, чтобы дети могли дотянуться. А быстро портятся продукты должны быть максимально доступными и ловить взгляд быстрее других наименований. Именно поэтому стеллажи с овощами и фруктами находятся ближе к входу в торговом зале супермаркета.
Следует соблюдать и другие мерчендайзинг-правила:
хороший обзор продукции;
доступность товаров - на длину руки;
опрятность полок, хорошее закрепление этикеток
заполнены полки без пустых мест;
привлекательные упаковки;
закрепление мест по одним и тем же товарами.
Важный принцип: товары, которые быстро распродаются или рекламируются в настоящее время занимают больше места на полках, чем медленно продаются товары. Причем обе категории нельзя делать соседями - они повлияют на продажи друг друга. Рядом с товарами «горячего» спроса располагается продукция «импульсных покупок». Такие покупки совершаются под влиянием сиюминутного решения.
Импульсным товаров не обязательно находиться в определенной зоне. Под определение импульсных товаров подпадают, например, жвачки, журналы, киндер-сюрпризы. Часто в супермаркетах чипсы находятся в нескольких торговых точках: рядом с пивом, у кассы, у полок с безалкогольными напитками. Жвачки встречаются только в прикассовой зонах. Киндер-сюрпризы, шоколадки типа «Bounty» по идее должны находиться в разделе сладостей, но их все же выносят в кассы, поскольку это товары импульсного спроса.
3. Виды выкладки
Совершая покупки в торговых точках, мы не задумываемся над тем, почему тот или иной товар находится именно в этом месте торгового зала. Мы не задумываемся над этим, потому что нас преследует совсем другую цель при посещении магазина.
Когда покупатель заходит в магазин или супермаркет, нет возможности задуматься над этим, так как на пути следования встречается масса отвлекает информации которую мы как покупатели пытаемся посмотреть, прочитать.
Размещение и выкладка товаров в торговом зале также является одним из способов стимулирования сбыта продукции.
Выкладки товара - это один из способов демонстрации товара в торговом зале.
4. Рекламно-информационная поддержка
Рекламная функция торгово-оперативного процесса во многом зависит от того, насколько рационально организована выкладка товара.
Покупатели должны иметь возможность рассмотреть сам товар, его фирменный знак, ознакомиться со способами его использования. При этом учитываются особенности и характер спроса на товары. Так, товары частого спроса размещают на полках на уровне глаз покупателей, на тележках и поддонах с колесиками в торговом зале, малоизвестные товары -- на самых видных местах (торцовые части горок, корзинки у касс).
Для рекламы новых товаров в магазинах с универсальным ассортиментом товаров рекомендуется создавать информационные уголки, размещают их обычно у входных дверей или на широких площадках лестничных клеток магазина. Информационный уголок может быть в виде витрины с выставленными товарами-новинками, снабженными специальными картами с краткой аннотацией. Если речь идет о продуктах, то рядом с ними рекомендуется разместить рекламные листовки, проспекты.
Мелкие товары можно выставлять в специальных кассетах-ящичках, перегороженных на небольшие ячейки, или под стеклом прилавка.
Практическая часть
Алкогольным напиткам в продовольственном магазине «Аленка» принадлежит особое место. Эта группа активно участвует в формировании имиджа магазина и имеет значительную долю в объеме товарооборота.
Планограммы пива и вина должны соответствовать действующим нормам и ограничениям на поставку - это не просто оптимизация продаж. Тем не менее, определение основного ассортимента является критически важным шагом в оптимизации продаж пива и вина, как и в случае с другими видами розничного мерчендайзинга. Менеджеры пивных и винных магазинов должны знать, какие ценовые категории, высокие и низкие, и в каких категориях продуктов должны всегда храниться, чтобы оптимизировать продажи.
Заключение
Размещение продукта в магазине является неотъемлемой частью успеха в индустрии потребительских товаров и розничной торговли. Из-за множества различных брендов конкуренция за внимание становится жесткой, особенно с учетом того, что так много новых брендов пытаются конкурировать с уже существующими.
Эффективное размещение продукта в магазине повысит узнаваемость бренда и увеличит продажи. Факторы, которые следует учитывать при разработке стратегии, включают в себя, где большая часть посетителей приходится на магазин, размер магазина и доступные стеллажи, а также то, какие товары также продаются в вашей категории. Кроме того, размещение продукта в магазине состоит из стратегий, используемых полевыми командами маркетинга и продаж, таких как организация и отслеживание размещенных продуктов и пополнение запасов на пустых полках.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексина, С.Б. Мерчандайзинг. Учебное пособие / С.Б. Алексина. - М.: Форум, 2018. - 403 c.
2. Бобков, А. Л. Коммерческая деятельность фирмы / А.Л. Бобков, Н.П. Карпусь. – Москва: СИНТЕГ, 2017. – 144 c.
3. Бочаров, В.В. Организация коммерческой деятельности. – С.-П.: Питер, 2019. – 408 с.
4. Бузукова, ЕА. Мерчандайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице / Бузукова Екатерина Анатольевна. - М.: Питер, 2015. - 265 c.
5. Веллхофф, А. Мерчандайзинг: эффективные инструменты и управление товарными категориями / А. Веллхофф. - М.: Гребенников, 2016. - 972 c.
6. Гузелевич, Н. Мерчандайзинг. Практика эффективных продаж (+ CD-ROM) / Наталия Гузелевич. - М.: Издательство Гревцова, 2016. - 192 c.
7. Загребельная, Н. С. Мерчандайзинг. Учебное пособие / Н.С. Загребельная. - М.: МГИМО-Университет, 2015. - 188 c.
8. Иванов, Г. Г. Организация и технология коммерческой деятельности / Г.Г. Иванов. – М.: Академия, 2016. – 272 c.
9. Клочкова, М. С. Мерчандайзинг / М.С. Клочкова, Е.Ю. Логинова, А.С. Якорева. - М.: Дашков и Ко, 2019. - 268 c.
10. Крутякова, Т.Л. Коммерческая деятельность М.: АйСи Групп, 2019. — 224 с.
11. Ланкастер, Дж., Джоббер, Д. Продажи и управление продажами. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 416 с.
12. Логинова, Елена Мерчандайзинг / Елена Логинова. - М.: Научная книга, 2018. - 302 c.
13. Мокерова, О. П. Применение инструментов мерчандайзинга как фактор повышения оптовых продаж на предприятиях Кировской области / О.П. Мокерова. - М.: Синергия, 2015. - 515 c.
14. Морган, Тони Визуальный мерчандайзинг. Витрины и прилавки для розничной торговли / Тони Морган. - М.: Рипол Классик, 2015. - 208 c.
15. Парамонова, Т. Н. Мерчандайзинг / Т.Н. Парамонова, И.А. Рамазанов. - М.: КноРус, 2019. - 144 c.
16. Попов, Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2017. — 315 с.
17. Ромат, Е.В. Мерчандайзинг: сборник статей по теории и практике мерчандайзинга / Е.В. Ромат. - М.: Студцентр, 2019. - 283 c.
18. Рубен, К. Мерчандайзинг / Кира, Рубен Канаян. - М.: РИП-Холдинг, 2016. - 236 c.
19. Соломатин, А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия/А.Н. Соломатин. М.: ИНФРА-М, 2019. – 541с.
20. Сысоева С. В. Большая книга директора магазина / Сысоева С. В., Шаг Г. Г. - СПб. : Питер, 2019. - 432 с.