Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изменение условий производственной деятельности в связи с переходом к рыночной эко-номике, а также ряд особенных факторов, свойственных современной ситуации в России - отсутствие значимого прогресса в развитии экономики, плавное снижение платежеспособ-ного спроса граждан, большая конкуренция на внутреннем рынке, неустойчивая сырьевая база предъявляют все более высокие требования к организационно-управленческим отно-шениям на российских предприятиях.
Рост и стабилизация производства во всех отраслях экономики, и прежде всего в промыш-ленности является одним из самых главных условий экономического возрождения Россий-ской Федерации. При этом в условиях рыночной экономики необходим рост не любого производства, а лишь конкурентоспособного. Конкурентоспособность на товарных рынках стала основой экономической безопасности страны.
Превращение России в открытую экономическую систему, довольно свободный доступ на внутренний рынок иностранных конкурентов, попытки завоевания отечественными това-ропроизводителями прочных позиций на мировом рынке требуют всеобъемлющего анали-за проблем, которые связаны с повышением конкурентоспособности, как целых отраслей, так и отдельных предприятий, и товаров.
В последние годы широко развивается сеть крупных торговых центров, развлекательных заведений, а также заведений общественного питания города Набережные Челны. Как ска-зано выше, постоянная переориентация экономии России на рынок вызывает необходи-мость адаптации всей сферы обслуживания населения на качественно иной уровень этого обслуживания.
В данной работе рассматривается понятие рейтинга, как важного элемента маркетинговых исследований, методика определения и использование рейтинговых оценок в конкурент-ной борьбе и внутренней политике компании.
Целью курсовой работы является проведение маркетингового исследования с целью опре-делить рейтинг организаций на рынке общественного питания г. Набережные Челны. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты определения рейтинга;
2. Провести анализ рынка.
Данная сфера услуг является быстро развивающейся и насыщенной. Каждый год в городе открываются новые развлекательные комплексы и рестораны. Конкуренция в данной от-расли является очень высокой.
Анализ рынка преследует цель определения потенциального заведения, которое пользуется спросом потребителей. Насыщенность рынка диктует требования к улучшению качества и расширением спектра услуг. Жесткая конкуренция заставляет занять собственную нишу на рынке.
Работа составлена следующим образом: сначала объясняются теоретические аспекты рей-тинга фирмы, а затем на реальном примере показывается какую информацию можно полу-чать при помощи рейтинговых данных.
В данной работе использовались материалы из специализированной литературы и перио-дических изданий.
1. Теоретические аспекты определение рейтинга организации
1.1 Сущность и понятие рейтинга
Итоговая рейтинговая оценка предприятия призвана учитывать все самые важные аспекты финансовой и хозяйственной деятельности, так как при ее проведении применяются пока-затели, которые характеризуют производственный потенциал предприятия, рентабельность его продукции, эффективность использования финансовых и производственных ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и иные показатели. Выбор и обоснование исходных показателей происходит из целей оценки и задач, которые поставили перед со-бой хозяйствующие субъекты при анализе финансово-экономического потенциала пред-приятия.
Как комплексный показатель предусмотрен расчет рейтинговой оценки. Рейтингом (оцен-ка, отнесение к разряду, категории, классу) является оценка положения объекта анализа на шкале показателей.
Метод оценки рейтинга заключен в сравнении систем показателей, которые характеризуют финансовое и экономическое состояние фирмы, с эталонной (условной) фирмой, имеющей наилучшие показатели во всех сравниваемых категориях.
Рейтинговая оценка характеризуется значением конкретного показателя, который синтези-рует определенные стороны деятельности объекта исследования, который получен в ре-зультате математической обработки системы отдельных показателей. Комплексная оценка применяется в сравнительном анализе в целях определения рейтингов фирм на базе выбора наилучшего из них.
Преимуществами оценки рейтинга являются возможности проведения анализа и сравнения результатов финансовой и хозяйственной деятельности фирм и предприятий разных форм собственности и организационно-правовых форм, которые принадлежат к различным от-раслям и сферам деятельности.
Субъекты рыночных отношений (инвесторы, банки, собственники, поставщики и покупа-тели, страховые компании и так далее), заинтересованные в оценке надежности и конку-рентоспособности своих партнеров, как правило, применяют метод комплексной рейтин-говой оценки.
Рейтинги, являясь инструментами систематизации данных, отражают перспективы и по-ложение предприятия, персоны или продукта в среде конкурентов, имеют растущую попу-лярность. Именно рейтинги, в то же время вызывали и по-прежнему вызывают столкнове-ние мнений и споры. Составление рейтингов на данный момент является повседневным моментом экономической реальности. Кроме этого, технологии формирования рейтингов компаний до настоящего времени являлись недостаточно освещенными. Прежде всего, точный рейтинг по определенным критериям - это важные и необходимые сведения, для того, чтобы предпринять эффективные маркетинговые и финансовые решения.
Но рейтинги, широко публикуемые играют роль не только инструментов планирования и маркетинга, но и роль инструментов при создании имиджа, так как содержат сведения о статусе рейтинга предприятия, в сравнении с конкурентами. Данный аспект вынуждает рейтингуемые фирмы проявлять большой интерес к результатам и принимать меры для по-вышения рейтинга, применяя для этого всевозможные методы.
Подводя итог, можно отметить, что рейтинги содержат информацию:
- для фигурантов рейтингов - о потенциальных действиях конкурентов, собственных воз-можностях и сильнейших сторонах (применяются для коррекции собственной стратегии);
- для партнеров - о потенциальных возможностях участника рейтинга (применяются для принятия решения о сотрудничестве);
- для общественности - о положении в конкретном сегменте рынка (применяются для фор-мирования общественного мнения).
В зависимости от поставленных при составлении рейтинга задач исследовательским цен-тром избирается метод проведения исследования, создаются списки необходимых критери-ев, начинается разработка методики их оценки. Составление рейтингов является сложным процессом, требующим знания методик, применяемых при составлении рейтинга, опреде-ленной квалификации, точного отбора критериев рейтингования, использования актуаль-ной базы информации. Исходя из вышесказанного тема составления рейтинга в деятельно-сти отдельных фирм, этапы, процесс и методы составления рейтингов является особенно требующей внимания.
Рейтинг - ранжирование по принципу убывания какого-либо из признаков списка участ-ников одного из рынков (персон, товаров, фирм,).
Самыми распространенными являются рейтинги надежности банков (финансовых или страховых компаний) и «влиятельности» политических деятелей (бизнесменов) - они регу-лярно (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно) освещаются в «Независимой газете», «Ин-терфакс - АиФ», «Профиле», «Эксперте», «Веке», других общественно-политических и де-ловых изданиях.
В качестве экспертов при их построении привлекают или самих политиков (бизнесменов), или руководителей отделов политики и экономики (бизнеса), или обозревателей средств массовой информации или профессиональных экспертов - политологов (аналитиков соот-ветствующих отраслей).
Общество заинтересовано в наличии правдивых рейтингов, не только политиков, банков, а, к примеру, высших учебных заведений и преподавателей (по дисциплинам), врачей и больниц (по специализациям), консалтинговых и аудиторских фирм, театров, продюсеров и режиссеров, ученых и научных центров и так далее. [3, с. 290-291]
Неоднозначное трактование понятия и определения сущности рейтинга, а также сфер при-менения доказывает его противоречивую сущность, трудности разработки единого подхода к процессу оценки рейтинга. В связи с этим, термины, применяемые при составлении рей-тинговых оценок в целом определены тем, что для фирм рейтинг является одним из спосо-бов конкуренции за рынок услуг и товаров, или за потребителя, касательно политиков - за электорат и так далее. Исходя из вышесказанного, нужно систематизировать категорийный аппарат рейтинга.
С английского прямой перевод слова raiting – означает класс, разряд, оценка, положение, ранг, - не отображает в полной степени экономическую сущность рейтинга. Ключевым в определении рейтинга являются социологические опросы голосование или анкетирование. Этим подчеркивается, что рейтинг является оценочным показателем, составленным на базе мнений компетентных людей (компетентностью в данном случае служит не только опреде-ленный уровень компетенций об объекте изучения, но и мотивация в получении результа-та).
После анализа законов Российской Федерации выявилось, что нормативные документы обуславливают применение рейтинга только в трех случаях:
1. Для защиты интересов при проведении финансовых операций (операции с ценными бумагами, предоставление кредитов, инвестирование);
2. Для регулирования деятельности инвесторов со стороны государства;
3. Для голосования за поправки в процессе принятия законов.
Определенные законодательством сферы применения рейтинговых оценок в нашей стране является неоправданно узким, несмотря на то, что адекватно составленный рейтинг сможет быть хорошим источником информации о стабильности, известности надежности, устой-чивости и иных параметрах изучаемого объекта и стать базой для принятия множества ре-шений при управлении предприятием.
Ряд источников трактуют понятия «рейтинг» и «ранжирование» как синонимы, что оши-бочно. Ранжированием является расстановка субъектов в порядке убывания или возраста-ния, по какому - либо из заданных признаков. А рейтингом является показатель, который отражает расположение субъекта относительно субъектов, аналогичных по своим характе-ристикам на базе оценок одновременно по нескольким параметрам.
Следовательно, возможно сформулировать одно наиболее точное толкование: рейтинг яв-ляется комплексным интегральным показателем, включающем несколько самых важней-ших параметров для пользователя оценки объекта, подлежащего исследованию [9, с.7].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Апишев А.А., Гапоненко А.В. Основы обеспечения конкурентоспособности предприя-тий: Монография / Кубан. гос. тех-нол. ун-т: Изд. Куб ГТУ, 2014. - 128 с.
2. Ахматова М., Попов Е.Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг, № 4. - 2013. - с. 18-21
3. Виханский О.С. и др. Менеджмент: Учебник. - М.: Экономистъ, 2015.
4. Дементьева А. Конкурентоспособность международных компаний // Маркетинг. № 3 - 2013. - с. 64.
5. Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин. - 4-е изд., испр. и доп. - М.:Проспект, 2013.
6. Остапов И.Г. Рейтинговая деятельность: понятие и методология. Курс лекций. - Самара.: СГУУПИ, 2015.
7. Официальный сайт журнала Forbes. Режим доступа: http://www.forbes.ru/
8. Печенкин А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводи-телей // Маркетинг, №2. - 2016. -с. 23.
9. Семенов А.К. Основы менеджмента. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. - 556 с.
10. Семенов И.Маркетинг и стратегия организации // Маркетинг, № 2. — 2015. - с. 11-14.
11. Голубков Е.П., Маркетинговые исследования: учебник / изд. «Финпересс», 2013. - 323-326 с.
12. Анурин В., И Мурашкина, Е. Евтушенко, Маркетинговые исследования потребитель-ского рынка. «Питер», 2016 - 163 с.
13. Березин И. С., Маркетинг и исследование рынков. «Русская деловая литература», 2014 с. 290-291
14. Владимиров А. Н., лучшие рефераты по маркетингу. «Феникс», 2013 - 173-175 с.
15. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж., Стратегический менеджмент III. «Инфра - М», 2013 - 376 с.
16. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптунеревского.- СПб.: Питер, 2013. – 756с.
17. ЧерчильГ., Маркетинговые исследования. «Питер», 2014 - 377-379 с.
18. Голубков Е., Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. «Фин-пресс», 2013 - 290 с.