Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственный долг - это немаловажная часть экономической системы, которая оказывает прямое и косвенное влияние на большинство ее элементов. В частности, на государственный бюджет, денежно-кредитную систему, уровень инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции.
Управление государственным долгом, как направление финансовой политики государства, особую актуальность получило в связи с обострением геополитической напряженности в начале 2014 года. В условиях санкций со стороны США и Европейского Союза, связанных с ограничением доступа на финансовые рынки, потребовалась значительная мобилизация финансовых ресурсов на внутреннем рынке для обеспечения экономического развития страны.
Для экономик большинства стран в настоящее время характерным является наличие государственных внутренних и внешних долгов, причиной этого является недостаток ресурсов для удовлетворения потребностей страны и обеспечения выполнения государством своих функций.
Государственный долг играет немаловажную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения, государственного долга непосредственно влияют на государственные финансы, денежное обращение и на развитие международных отношений.
Поэтому определение влияния государственного долга на экономическое развитие России приобретает особую актуальность.
Объект исследования – государственный долг Российской Федерации.
Предмет исследования – государственная политика управления государственным долгом Российской Федерации и направления ее совершенствования.
Цель курсовой работы - провести анализ состояния и оценку управления государственным долгом России.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть государственный долг как экономическую категорию.
2. Изучить теоретические и методические аспекты управления государственным долгом России.
3. Провести анализ динамики и структуры государственного долга Российской Федерации.
4. Проанализировать проблемы управления государственным долгом России.
В работе были использованы теоретические труды следующих авторов: Б.И. Алехина, С.М. Борисова, Ю.Я. Вавилова, И.С. Добриковой. С.С. Жуковой, М.Ф. Орлова, А.З. Селезнева, Е.Н. Пахомовой, И.П. Хоминич. Практическая часть работы основана на данных официальной статистики.
В данной работе были использованы такие методы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретические и правовые основы государственного долга
1.1 Экономическая сущность и значение государственного долга в экономике страны
Проблема экономического отставания развивающихся стран, особенно проявляется в кризисе задолженности. Глобальная задолженность - одна из характерных особенностей современной мировой экономики. Сегодня в мире невозможно найти страну, которая способна была бы обходиться без долгов: внутренних или внешних. К первым, как правило, прибегают развитые страны, ко вторым - страны, которые развиваются.
Классические экономисты в своих рассуждениях обычно предлагали полную занятость, неэластичное денежно-кредитное предложение, непроизвольный характер общественных расходов для целей иных, чем оборона и правосудие. Поэтому они возражали против правительственных заимствований.
Адам Смит, не будучи сторонником государственного долга, исходил из того, что правительство способствует непроизводительной занятости, принимая во внимание, что промышленность поддерживает производительную занятость. Финансирование расходов бюджета за счет государственного долга, в его представлении, означает соответствующее сокращение частного капитала. Он исходил из того, что средства, необходимые для этих целей, могли бы использоваться более продуктивно.
По мнению Д. Рикардо, сельское хозяйство, торговля и бизнес развивается лучше всего в условиях отсутствия государственного вмешательства. Источник средств государства - производительный капитал нации. Давид Рикардо одобрял выплату долга и предложил другой путь избавления страны от долга - налоги. Но тем не менее, в отличие от многих других авторов того периода, он также бы не отменил государственного долга.
Жан Батист Сей также твердо придерживался классической традиции. В его представлении правительство заимствует, чтобы поддержать потребление, а не частный бизнес. В его представлении рост долга не увеличивает количества денег в обращении - что взято правительством, отдано кредитору. А богатство состоит в «собственности, а не пергаменте» - увеличение государственного долга не означает увеличения национального богатства.
Джон Стюарт Милль также подчеркивал потери, к которым ведет перемещение капитала от частного бизнеса правительству. Но его согласие с теорией фонда заработной платы привело к одобрению правительственных займов, если они обеспечивались за счет дополнительных сбережений. По мнению Милля, если в результате дополнительных правительственных заимствований выросла ставка процента, это свидетельство того, что правительство вывело с рынка капитал, который мог бы продуктивно использоваться частным сектором.
Сегодня среди ученых-экономистов нет единого мнения относительно определения сущности государственного долга. Так, А.Ю. Жигаев считает, что «государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным внутренним займам, а также сумма финансовых обязательств страны в отношении иностранных кредиторов на определенную дату» [8, с. 43].
С.С. Жукова видит суть государственного долга в совокупности кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с перемещением капиталов из национального частного сектора или из-за границы в государственный бюджет на основе заимствования [9, с. 16].
По нашему мнению, наиболее полным является определение М.Ф. Орлова: «Государственный долг - это сумма финансовых обязательств сектора общего государственного управления, которые имеют форму договорных, по отношению к внутренним и внешним кредиторам, по возмещению привлеченных средств (полученных товаров, выполненных работ, оказанных услуг) и выплаты процентов (или без таковой выплаты)» [13, с. 81].
Основной причиной образования государственного долга, в первую очередь, является дефицит государственного бюджета, во-вторых - это наличие свободных денежных средств от физических и юридических лиц [2, с. 49].
Государственное урегулирование экономических вопросов должно опираться на знания, полученные путем анализа, прогнозирования, синтеза полученных материалов. Незнание данных вещей может привести к существенному сбою в экономике страны, это, конечно же, не является основной причиной возникновения государственного долга. Выделяют еще ряд причин, таких как:
непредвиденные обстоятельства (все то, на что могут быть потрачены огромные средства государственного бюджета, среди них можно выделить природные катастрофы, военные действия, теракты и т.д.);
бюджетный дефицит (погашается государственными займами, которые впоследствии перерастают в государственный долг);
экономическая политика, проводимая государством (здесь стоит отметить изменение поступлений налогов в государственную структуру, при этом объем затрат на урегулирование государственных задач остается неизменным);
инфляция, как один из факторов сокращения поступлений денежных средств в государство;
социальные причины (возрастание уровня пожилого населения, что влечет за собой пенсионные выплаты, помощь людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации).
Так, национальная законодательная база в области регулирования долговых отношений должна определять ряд векторов: стратегию и политику государственного долга; наличие специальной организации или федерального агентства, который уполномочен на получение кредитов и организации выплат по долгу от имени государства; субъектов, которые ответственны за управление и учет государственного долга; прозрачность и публичность информации о государственном долге; условия, при которых в качестве гаранта может выступать федеральный орган исполнительной власти [3, c. 149].
В отношениях, которые относятся к категории государственного кредита, государство может выступать в роли заемщика, кредитора, гаранта.
Следует отметить сложность и разнообразие государственных долговых отношений, их тесную связь с различными экономическими, политическими и социальными факторами.
Большая государственная задолженность тяжелым бременем ложится на экономику страны. Чтобы рассчитаться с кредиторами, она вынуждена все больше ресурсов отвлекать от потребностей социально-экономического развития. Это, в свою очередь, ведет к сокращению расходов государственного бюджета, сворачиванию капиталовложений и, как итог, к замедлению процессов воспроизводства.
Бремя государственного долга определяется не столько абсолютным объемом долга, сколько суммой платежей по его погашению, его отношением к валовому внутреннему продукту.
Когда государственный долг растет в условиях падения ВВП, то последствия для страны-должника могут быть негативными. Более полное представление об эффективности долговой политики дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по привлечению государственных заимствований к сумме расходов, выраженное в процентах.
Если государственный долг растет быстрее, чем растет валовой внутренний продукт, то обслуживание государственного долга может осуществляться за счет накопления и потребления, то есть за счет снижения жизненного уровня населения.
В наибольшей степени общим показателем долговой нагрузки является отношение государственного долга к ВВП, выраженное в процентах.
Накопление долгов из года в год может привести к постепенному переходу страны в долговую кабалу и даже поставить на повестку дня вопрос о будущей экономической независимости и потере политических позиций в мировом сотрудничестве.
1.2 Классификация государственных заимствований
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По критерию валюты, он делится на внутренний и внешний: внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте РФ, внешний долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте. В рамках работы следует охарактеризовать состав государственного внутреннего и внешнего долга.
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
Рисунок 1 – Состав государственного внутреннего долга Российской Федерации
Источник: [20, с. 112]
В свою очередь, в объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
Рисунок 2 – Состав государственного внешнего долга Российской Федерации
Источник: [20, с. 112]
Также принято классифицировать государственный долг на капитальный и текущий. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств, включая проценты. Под текущим долгом принято понимать задолженность по выплате доходов и погашению обязательств на финансовый год.
По способу обращения займы подразделяются на рыночные и нерычночные. Рыночные займы оформляются в такие ценные бумаги, которые находятся в свободном обращении и могут перепродаваться после их первичного размещения на рынке. Нерыночные государственные займы оформляются в фондовые инструменты, которые не имеют вторичного фондового рынка.
По сроку заимствования средств займы могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) долгосрочные (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать 30 лет.
Также существует классификация государственного долга по уровню размещающего заем государственного органа, то есть, по уровню эмитента, федеральные, региональные и местные.
По форме выплаты дохода государственные займы можно подразделить на процентные займы (доход по данному типу займа устанавливается в виде фиксированного процента от номинала), дисконтные займы (доход по данному типу займа инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на которой средства были предоставлены заемщику), выигрышные займы (доход по данному типу займа выплачивается на основе тиражей выигрыша), индексационные займы (доход по данному типу займа выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг).
По наличию обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа можно подразделить на обязательства без права и с правом досрочного погашения.
По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: подлежащие оплате единовременно и частями.
По направлениями использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. В первом случае, по целевым займам, средства должны быть использованы лишь для финансирования определенных программ. Во втором же случае, средства могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов.
.
1.3 Правовое регулирование государственного долга
В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.11.92 N 3877-1 «О Государственном Внутреннем Долге Российской Федерации», государственный кредит представлен в форме государственного займа, при котором свободные денежные средства юридических и физических лиц привлекаются для финансирования общественных потребностей за счет выпуска и реализации государственных облигаций, казначейских обязательств, а также путем осуществления выпуска других видов ценных бумаг. Согласно Конституции РФ, порядок выпуска государственных займов, определяется федеральным законом, а также размещаются на добровольной основе.
Следует отметить, что в ст. 19 БК РФ государственный долг указывается как источник финансирования дефицитов бюджетов, в указанной статье излагается состав бюджетной классификации, и один из важнейших элементов этой классификации являются источники финансирования бюджетного дефицита, представленные в ст. 23 БК РФ [1].
При этом источники финансирования дефицитов бюджетов делятся на две группы - внутренние и внешние. Конкретный перечень источников финансирования бюджетного дефицита утверждается законом или решением о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета на определенный период, в частности в течение финансового года.
Второй аспект государственного долга Российской Федерации, представленный бюджетным законодательством (Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами о бюджете на определенный финансовый год и плановый период) характеризует его в структуре федерального бюджета как форму расходов. Статья 6 Бюджетного кодекса РФ, раскрывающая бюджетные расходы, определяет их как денежные выплаты, за исключением средств,