Фрагмент для ознакомления
2
В основе системного рассмотрения конкурентоспособности лежит представление ее как экономической категории, зависящей от целого ряда взаимосвязанных факторов. В теоретическом плане процесс формирова-ния понятия конкурентоспособности в целом далек от завершения во мно-гих аспектах. В частности, в литературе можно встретить различные трак-товки самого понятия конкурентоспособности.
Отдельные авторы, утверждают, что универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, приме-нительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится [11, с.101]. В то же время достаточно большое количество публикаций содер-жит в той или иной степени значительное количество фактов и умозаклю-чений, позволяющих провести предварительный анализ экономического содержания термина «конкурентоспособность изделия» [11, с.95].
И. Н. Герчикова определяет конкурентоспособность следующим об-разом: это категория, включающая большой ком¬плекс экономических ха-рактеристик, определяю¬щих положение фирмы на отраслевом рынке (на-циональном или мировом). Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, форми-рующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров [11, с.119].
Конкурентоспособность не является постоянным признаком пред-приятия. Преимущество над соперником может утрачиваться со временем как за счет факторов внешней среды (повышение цен на производственные ресурсы, падение темпов инвестиционных процес¬сов, ослабление внутрен-ней конкуренции), так и за счет действия внутренних факторов (снижение квалификации кадров, ухудшение финансового состояния и др.). В связи с этим в экономической теории введено понятие «жизненный цикл конку-рентного преимущества», который идентичен схемам жизненного цикла товаров.
Конкурентоспособность может определяться и как «совокупность мероприятий, осуществляемых в ходе разработки производства, сбыта и послепродажного обслуживания продукции в целях обеспечения необ-ходимого уровня ее конкурентоспособности, и предполагающих сба-лансированное воздействие на все остальные показатели деятельности предприятия с их оценкой, исходя из прибыли» [10, с.215].
Итак, конкурентоспособность предприятия является:
1) «совокупностью сравнительных преимуществ, позволяющих обес-печить относительно более низкие издержки производства, и предпосыл-кой для завоевания сильных рыночных позиций»;
2) «наличием у производителей таких факторов производства, кото-рые могут быть использованы с лучшей, чем у других конкурентов, про-изводительностью»;
3) «положением компаний, входящих в отрасль, с конкурирую¬щими фирмами на базе показателей, которые применяются в отноше¬нии отдель-ной фирмы»;
4) конкурентоспособностью товара по уровню качества изго-тавливаемой продукции;
5) принадлежащей предприятию долей рынка [10, с.145].
Исходя из вышеприведенного комплекса понятий и определений конкурентоспособности предприятия, сформулируем собственное ее опре-деление с учетом специфики данного исследования.
Конкурентоспособность предприятия – это экономическая категория, характеризующаяся комплексом взаимосвязанных факторов и условий внешней и внутренней среды, позволяющих обеспечить предприятию бо-лее выгодные (по сравнению с конкурентами) условия функционирования на данном рынке.
Конкурентоспособность современных предприятий и достижение ими финансовой устойчивости в условиях конкуренции зависит от ряда факторов. Поэтому в первую очередь необходимо определить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на конкурентоспособность предприятия.
К важным конкурентным преимуществам относят: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производи-тельности труда, эффективность стратегического планирования и управле-ния предприятием, адаптивность (способность быстрого реагирования на меняющиеся требования и условия рынка). Чем шире у предприятия набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки оно имеет для успешной деятельности на рынке, тем более устойчивые позиции оно может занять в отдельных сегментах этого рынка. Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно на всех фазах финансово-хозяйственной деятельности. Такой подход дает возможность своевременного принятия решений об оп-тимальных изменениях товарного ассортимента, необходимости по¬исков рынков сбыта, продажи новых видов продуктов питания т.д.
Нами предлагается из всей совокупности предлагаемых методов оценки конкурентоспособности выбрать интегральный метод определения конкурентоспособности.
1.2. Методика анализа конкурентоспособности
Конкурентоспособность предприятия можно оценивать по следую-щей методике.
Для формирования интегрального показателя конкурентоспособно-сти принята следующая система частных и первичных показателей.
1. Конкурентоспособность продукции:
1.1. Коэффициент рыночной доли, определяется долей, занимаемой предприятием на рынке [2, c. 16]:
КРД= (1)
где ОП – объем продаж продукта исследуемого предприятия;
ООПР – общий объем продаж продукта на данном рынке.
1.2. Коэффициент изменения объема продаж показывает рост (сни-жение) конкурентоспособности продукции предприятия за счет колебания объема продаж [4, с.45]:
КИОП= , (2)
где ОПКОП – объем продаж на конец отчетного периода;
ОПНОП – объем продаж на начало отчетного периода.
2. Финансовая деятельность:
2.1. Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств к наиболее срочным обязательствам предприятия (нормативное значение – не менее 2):
КТЛ= , (3)
где ОС – оборотные средства;
СОП – срочные обязательства.
2.2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами опреде-ляется как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборот-ных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприя-тия оборотных средств (нормативное значение — не менее 0,1):
КОСС= , (4)
где К – капитал;
ВС – внеоборотные средства.
3. Сбытовая деятельность:
3.1. Коэффициент доведения продукта до потребителя характеризует стремление предприятия к повышению конкурентоспособности за счет улучшения сбытовой деятельности:
КСб= (5)
где КИОП – коэффициент изменения объема продаж;
ЗСБкоп – сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;
ЗСБноп – сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.
3.2. Коэффициент рекламной деятельности характеризует стремление предприятия к росту конкурентоспособности за счет улучшения реклам-ной деятельности [17, c. 136]:
КрекД= (6)
где ЗРДкоп — затраты на рекламную деятельность на конец отчетного пе-риода;
ЗРДноп — затраты на рекламную деятельность на начало отчетного пе-риода;
3.3. Коэффициент загрузки производственных мощностей отражает эффективность использования производственных мощностей предприятия:
(7)
где Ми– мощности, используемые в производстве;
Мо– суммарная производственная мощность предприятия [2, c.37].
4. Эффективность управления производством:
4.1. Производительность труда:
Пр = , (8)
где О – объем выпуска за определенный период;
Ч – численность персонала предприятия.
Таким образом, полная формула расчета конкурентоспособности предприятия примет вид:
Кпол= W1 КРД+ W2 КИОП+ W3 КСб+ W5 КрекД+ W6 Км+W7 КЛТ+ W8 КОСС+ W9 Пр, (9)
где Wi – весовые коэффициенты, определяемые экспертным путем.
Данный интегральный коэффициент отражает конкурентоспособ-ность конкретного предприятия и учитывает влияние всех важнейших фак-торов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Распоряжение Правительства РФ от 17 сентября 2020 г. № 1831-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию пра-вового регулирования подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения»
2. Абрамов, В.С. Стратегический менеджмент в 2 Частях. Ч.1 [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры /В.С. Аб-рамов – М.: Юрайт, 2016. – 270 с.
3. Алексеев, П.Д. Финансово-экономическое состояние предприя-тия [Текст]: практическое пособие. / П.Д. Алексеев, В.Л. Быкадоров– М.: ПРИОР, 2018. – 96 с.
4. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы [Текст]: учебно-методическое пособие. / М.М. Алексеева – М.: Финансы и статисти-ка, 2018. – 248 с.
5. АО «Газпром газораспределение Калуга». Официальный сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gro40.ru/ (дата обращения 10.05.2021)
6. Балабанов, И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйству-ющего субъекта [Текст]: учебно-методическое пособие. / И.Т. Балабанов – М.: Финансы и статистика, 2018. – 122 с.
7. Балеевских, А. С. Управление промышленным предприятием в условиях экономической нестабильности [Текст] / А. С. Балеевских // Про-блемы современной экономики. – 2016 – № 1 (57). – С. 68-71
8. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка[Текст]: учебное пособие. / Л.Е. Басовский – М.: Юрайт, 2009. – 260 с.
9. Виханский, О.С., Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Вихан-ский, А.И. Наумов –3-е изд. – М.: Гардарика, 2019. – 528 с.
10. Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст]: учебное пособие./ И.Н. Герчикова – М.: Финпресс, 2018. – 512 с.
11. Голубков, Е.П. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. – М.: Юрайт, 2016. – 290 с.
12. Дементьева, А.Г. Корпоративное управление [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Г. Дементьева. – М.: Магистр, 2016. – 496 с.
13. Идрисов, А.Б. Планирование и анализ эффективности инвести-ций [Текст]: учебно-практическое пособие / А.Б. Идрисов – М.: ПРОИН-ВЕМТ консалтинг, 2018. –354 с.
14. Князева, Т. В. Стратегический менеджмент в современных условиях [Электронный ресурс] // Наука и современность. / Т.В. Князева. – 2016. – №15. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskiy-menedzhment-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения 01.05.2021)
15. Красильников, С.А. Менеджмент. Управление холдингом. [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.С. Красильников, С.А. Красильников. – М.: Юрайт, 2017. – 169 с.
16. Коротков, Э.М. Концепция менеджмента [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Э.М. Коротков – М.: ДЕКА, 2016.– 224 с.
17. Кузнецова, Е.В. Управление портфелем проектов как инстру-мент реализации корпоративной стратегии [Текст]: учебник для бака-лавриата и магистратуры /Е.В. Кузнецова – 2-е изд. исп. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 244 с.
18. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Б.Г. Ливак – 2-е изд. – М.: Де-ло, 2020. – 392 с.
19. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие для вузов. / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2019. – 432 с.
20. Российский статистический ежегодник. Официальное издание. 2001: Стат. Сборник. – М.: Госкомстат России, 2020. – 541 с.
21. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприя-тия [Текст]: учебное пособие для СПО – 4-е изд., перераб. и доп. / Г.В. Са-вицкая– Минск: ООО «Новое знание», 2019. – 688 с.
22. Стратегическое планирование [Текст]: учебное пособие для СПО / Под ред. В.А. Уткина – М.: ЭКМОС, 2019. – 450 с.
23. Фальцман, В.К., Основы управления предприятием [Текст]: учебно-практическое пособие для Вузов / Л.А. Давыдова, В.К. Фальцман – М.: ТЕИС, 2019. – 122 с.
24. Шеремет А.Д., Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев. Методика финан-сового анализа. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. ИНФРА-М, 2019. – 208 с.