Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Последнее десятилетие ХХ века стало историческим периодом, когда стало возможным попытаться понять, что происходило в России после Октябрьской революции в отношениях между Православной Церковью и Советским государством. Причиной этого стало ослабление государственного контроля за деятельностью церковных структур, а также возможность работы церковных историков с документальными источниками, которые ранее были им недоступны [19].
Обсуждая причину кровавого конфликта между Церковью и государством, один из исследователей справедливо отмечает, что "резко негативное отношение идеологов новой власти к Русской Православной Церкви, ее иерархии и духовенству, монашеству как форме религиозной жизни, выразившееся в скрытых и явных преследованиях, вместе с желанием этой власти экспроприировать церковную собственность, не могло не привести советскую власть к насильственному конфликту с этими организациями и верующими. В ходе этого конфликта были убиты тысячи людей, стоявших очень далеко от политической борьбы, разрушено огромное материальное богатство нации в виде церквей, монастырей и других зданий, уничтожены созданные веками художественные произведения, закрыты известные учебные заведения, в которых учились граждане не только России, но и других стран мира" [19].
Разные историки по-разному оценивают человеческие потери, понесенные Русской Православной Церковью в смутное время. Одно можно сказать достаточно объективно, речь должна идти о десятках тысяч людей. Есть документальные свидетельства того, что только в Петрограде было расстреляно 550 священнослужителей. Часто убийствам предшествовали пытки и издевательства, и можно смело утверждать, что жестокость и непримиримость в борьбе с религиозным культом, не имеющая аналогов в современной истории, в этот период была почти полностью направлена против одной только Русской Православной Церкви. Именно ее "вождь мирового пролетариата" и его соратники, судя по их собственным словам и поступкам, ненавидели люто и бескомпромиссно.
Поместный собор 1917-1918 годов, проходивший в Москве, по объективным причинам не смог завершить свою работу, но ему удалось сделать главное, а именно избрать патриарха и тем самым восстановить древний канонический принцип управления в Православной Церкви. По промыслу Божьему на патриаршую кафедру был избран человек, который в это трудное для Церкви время оказался истинно Божьим Избранником [19]. Лишение Церкви правового статуса, закрытие монастырей и религиозных учебных заведений, разграбление церковного имущества, открытие и осквернение мощей и других святых предметов-вот неполный перечень проблем. Одной из главных проблем, с которой столкнулось православие было установление нормальных отношений между Церковью и советским государством.
Актуальность выбранной темы курсовой работы. Говоря о документальных источниках по этому вопросу, следует отметить, что "долгое время история этой национальной трагедии была известна только в общих чертах и в основном в сознательно искаженном виде. Как теперь стало известно, существовала изощренная система дезинформации, как внутри страны, так и за ее пределами, которая работала очень эффективно, так что как их собственные граждане, так и иностранцы часто вводились в заблуждение относительно причин и хода этого конфликта. Подлинные документы, возникшие в ходе исполнения соответствующих инструкций, как и сами инструкции, имели гриф "совершенно секретно", иногда передавались в зашифрованном виде, и как во время гонений на церковь и самих верующих, так и гораздо позже хранились за семью печатями в секретных фондах и не были известны".
Среди публикаций исторических документов на эту тему следует прежде всего отметить "Деяния Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, более поздние документы и переписку о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917-1943 годов", впервые опубликованные в России в 1994 году, составленные М. Е. Губониным, которому за значительный период времени удалось собрать уникальный свод документов, большинство из которых являются бесценными свидетельствами истории Русской Православной Церкви ХХ века.
"Этому способствовала изобретательная практика основных актов и официальной церковной документации по основным вопросам современного церковного хозяйства и их возможном широком распространении среди православного населения в экземплярах, предварительно заверенных печатями и подписями. Это событие, которое, возможно, возникло спонтанно, очень помогло донести основные церковные документы до широкого круга верующих".
Объект данной курсовой работы - большевистский режим и православие.
Предмет данной курсовой работы - политика большевистского режима в отношении православия.
Цель данной курсовой работы - изучить государственно - конфессиональную политику большевистского режима в отношении неофициального православия в период 1918 - 1953 годов.
Исходя из цели, будут рассмотрены следующие задачи:
1.Изучить первые конфликты ново государственной власти и церкви.
2.Рассмотерть образование соборной комиссии по вопросам гонений со стороны государства на Православную церковь.
3.выявить взаимосвязь государственно – конфессиональной политики большевистского режима в отношении неофициального православия в период 1918 – 1953 годов.
4.Определить репрессии властей по отношению к церкви в провинциях.
5.Рассмотреть усиление государственного контроля за церковными организациями
Глава 1 Церковь и революция
1.1Первые конфликты государственной власти и церкви
Переходя к систематическому изложению событий в жизни Церкви и государства, последовавших за вышеприведенным посланием, следует отметить, что люди, возглавлявшие новую власть с первых же дней, следуя программным указаниям своей партии, стараясь как можно скорее применить их в сложнейших условиях разрушенных старых государственных структур России, начали спешно внедрять принципы отношений между пролетарским государством и церковью, которые они ранее провозгласили.
Первым шагом стало издание 2 ноября 1917 года "Декларации прав народов России", подписанной В. И. Лениным и И. В. Сталиным, в которой церковь была исключена из сфер гражданской жизни, все религиозные привилегии и ограничения были отменены. В области церковно-государственных отношений и прав верующих этот документ не принес ничего нового по сравнению с тем, что было заявлено Временным правительством сначала 20 марта 1917 года в декрете "Об отмене религиозных и национальных ограничений", а затем 14 июля в законе "О свободе совести". Но, изданный в конце первой недели полномочий новых властей, этот документ, сопровождавшийся слухами о "расстреле кремлевских храмов большевиками", был воспринят как дискриминация свобод Православной Церкви.
11 декабря 1917 года вышел указ о передаче всех церковных школ в ведение Комиссариата просвещения, то есть Церковь была лишена всех академий, семинарий и епархиальных школ, а следовательно, и всего связанного с ними имущества. В течение нескольких месяцев это решение, дойдя до администрации духовных школ, вызвало бурю негодования среди духовенства. Например, в июле 1918 года член Поместного собора протоиерей К. Агеев направил письмо управляющему делами Совета народных комиссаров В. Д. Бонч-Бруевича, в котором он жаловался, что, несмотря на устные обещания СНК УР от 12 марта 1918 года, данные ему как полномочному представителю Совета, о сохранении православных семинарий в Москве, все их помещения были спешно заняты воинскими частями. На том же заседании Совнарком также обсудил вопрос "О мерах по ускорению отделения церкви от государства", создав комиссию по разработке проекта указа в составе П. И. Стучи-наркома юстиции, А. В. Луначарского-наркома просвещения, М. А. Рейснер - начальник отдела Народного комиссариата юстиции (НКЮ), П. А. Красиков-член следственной комиссии по борьбе с контрреволюцией и петроградский священник М. В. Галкин, рекомендованный В. Д. Бонч-Бруевичем как "борец с церковным мракобесием", находившийся в конфликте с руководством столичной епархии в лице митрополита Вениамина. Впоследствии Галкин снял себя с должности и активно боролся на антирелигиозном поприще).
По-видимому, у Совета народных комиссаров еще не было конкретной основы для будущего декрета, но сам вопрос об ускорении разработки мер заставляет думать, что отделение церкви от государства было задумано новым правительством как вопрос первой необходимости. Здесь необходимо подчеркнуть очевидную антицерковную направленность деятельности комиссии НКЮ, члены которой считали, что энергичных усилий и решительных мер достаточно, чтобы в короткие сроки уничтожить влияние церкви на массы [19].
Один из членов этой комиссии позже писал В. Д. Бонч-Бруевичу: "Многие люди, не зная жизни и настроений в России, относились к борьбе с церковью легкомысленно и окрашивали победу над ней в светлые тона. Вот путь нашего расхождения, ибо я уверен, что борьба трудна, действия должны быть осторожными и методичными. Я указал комиссии, когда разрабатывался указ, что в этих местах будут вспышки эксцессов, что будет кровь, но мои слова были встречены с улыбкой. Жизнь показала истинность моих слов."
18 декабря был издан указ о гражданском
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александр (Мазырин), священник. К истории взаимоотношений церкви и государственной власти в конце 1920-1930-х годов / / XVII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - М., 2017. - Т. 1. - с. 256-264.
2. Арухова А. Н. Государство и религиозные организации в реалиях XXI века: диалог и партнерство / / Ист., филос., полит. и юрид. науки, культурология и история искусств. Вопр. теории и практики. - 2016. - № 5 (67). - С. 40-43.
3. Багаева К. А. Взаимосвязь государства и религии: основные теоретико-методологические подходы // Вестн. БГУ. - 2015. – № 6. - с. 19-23.
4. Баранов Н. А. Церковь и государство: формы взаимодействия. Сообщество. Управление. - Краснодар : Изд-во Кубанского государственного университета, 2016. - №4. - с. 97-108.
5. Беглов А. От Соборного определения-к Постановлению СНК (К вопросу о генезисе государственно-церковных отношений советского периода) / / Альфа и Омега. 2007. № 1 (48). - С. 147-163
6.Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в 1927-1943 гг. / / Вопр.истории. - 1994. - N 4. - с. 35-46.
7. Государство, общество и Церковь: миграция и межкультурное разнообразие: материалы научно-практической конференции с международным участием Москва, 29-30 мая 2018 г. / Правительство Новосибирской области-Новосибирск: Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, 2018. - 250 с.
8. Государство, общество и Церковь: укрепление межнационального и межрелигиозного согласия, развитие и совершенствование механизмов взаимодействия: материалы Международной научно-практической конференции, 11-13 мая 2016 г. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. - 383 с.
9. Дамаскин (Орловский), игум. Гонения на Русскую Православную церковь в советский период // РПЦ. с. 186-187.
10. Два эпизода борьбы с Церковью в Петрограде / публ. М. В. Шкаровского / / Ссылки : ист. альманах. - М. ; Санкт - Петербург, 1992. - Т. 2. - с. 555-579.
11. Дегтярев Ю. Создание государственных органов по делам религий в 1943-1944 гг./ / Религия в СССР, - 1991. - № 2. - с. 4-11.
12. Дроздова М. А. Советское государство и Церковь в 1917-1927 гг.: (по материалам Северо-Запада России) : автореф. дис. ... .. канд. ист.наук. наука / Дроздова М. А.; Сев. - зап. академии государственной службы. - Санкт-Петербург, 2014. - 25 с.
13. Зуев Ю. П. Русская Православная Церковь / / Религии народов современной России: Словарь / М. П. Мчедлов (ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. - 2-е изд., испр. - М.: Республика, 2014. - 624 с.
14. Иоанн, митр. Санкт-Петербург и Ладога. Годы славы и гонений : (затрагивает историю Санкт-Петербурга. епархии) / / Гуманитар. наука. - 1994. - №1. - с. 75-80.
15. История России. XX век: 1939-2007 / Под ред. А. Б. Зубова. М., 2016. С. 117-137
16. История Русской православной церкви. От восстановления Патриархата до наших дней. Том 1. 1917-1970. СПб.: Воскресение, 2015. - 328 с.
17. Калинин В. Н. Религия. Общество. Государство [Электронный ресурс] / / Право и безопасность. – 2015. - № 3. - URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_16_22.htm (19.05.2021).
18. Карацуба И. В., Курукин И. В., Соколов Н.П. Выбор собственной истории: "развилки" на пути России: от Рюриковичей к олигархам. - М.: КоЛибри, 2015 - 638 с.
19. Карташев А. В. Очерки истории Русской церкви. Собрание сочинений в двух томах. Том 1. - М.: "ТЕРРА", 1992. - 686 с.
20. Катин В. И. Взаимоотношения Церкви и российского государства: статус-кво и перспективы // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 1. - с. 277-282.
21. Катин В. И. Типология отношений Церкви и государства / / Изв. Иркутский государственный университет. Сер.: Политология. Религиоведение. - 2015. - № 13. - с. 181-185.
22. Кашеваров А. Н.Государство и Церковь: из истории взаимоотношений сов. власть и рус. православие. церкви 1917-1945 гг. / Санкт-Петербургский государственный технический университет. Унив. - СПб., 1995. - 138 с.
23. Кашеваров А. Н. Православная Русская Церковь и Советское государство (1917-1922). - М.: Изд-во Крутиц. подворье : О-во любовь церковь. история, 2015. - 439 с.
24. Кашеваров А. Н. Разработка советской властью тактической линии по отношению к Православной Церкви в период окончания гражданской войны и перехода к нэпу. ведомости СПбГПУ. Сер.: Гуманит. и общества. наука. - 2017. - № 2. - с. 100-105.
25. Малицкий П. И. Путеводитель по истории Русской церкви. - М.: Крутицкое Патриаршее подворье, Общество любителей церковной истории, 2014. - 464 с.
26. Мещеринов П., игум. Социальное служение современной Русской Православной Церкви как отражение поведенческих стереотипов Церковного общества // Современное церковное сознание и светские идеологемы коммунистического прошлого / Под ред. А. В. Малашенко и С. Б. Филатова. - М.: РОССПЭН, 2016. - С. 121-140.
27. Мигунова Т. Л. "Симфония власти" как принцип взаимоотношений церкви и государства / Т. Л. Мигунова, Л. Р. Романовская // Вестн. ННГУ. - 2017. - № 3-2. - С. 147-150
28.На приеме у Сталина. Тетради (журналы) записей лиц, принятых И. В. Сталин (1924-1953). Справочник / Научный редактор А. А. Чернобаев. М., 2018. - с. 417-451.
29. Одинцов М. И. Крестный путь патриарха Сергия. // Наука и религия.-1997.- № 4. - с. 16-18.
30. Одинцова М. И. Русская Православная Церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917-1953 - М.: Политическая энциклопедия, 2014. - С. 359.
31. Одинцова М. И. Русские Патриархи ХХ века. Судьба Отечества и Церкви на страницах архивных документов. Москва, 1999. - 450 с.
32. Охотский Е. В. Россия-светское демократическое государство / / Изд. и целомудрие. правильно. - 2014. - № 4 (24). - С. 68-87.
33. Петров С. Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б)Русская Православная Церковь в истории России, России и СССР. - М. : РОССПЭН, 2014. - 408 с.
34. Поспеловский Д. В. Православная Церковь в истории России, России и СССР.- М.: Библейско- богословский институт Святого апостола Андрея Первозванного, 1996. -403 с.
35.Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. - М. : Республика, 1995. - 511 с. 36. Правда о религии в России., 1943. - 111 с. 37. Православная энциклопедия / Под общей ред. Русская Православная Церковь. - М.: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви "Православная энциклопедия", 2016. - 656 с.
38. Прокопенко Е. Е. Тенденции и границы взаимного влияния государства и религиозной организации как структурного элемента гражданского общества в современных российских условиях // Теории и проблемы политики. исследование. - 2016. - Т. 5, № 6А. - с. 267-285.
39. Регельсон Л. Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1953. - Париж, YMCA-Press, 1977. Москва, Крутицкое подворье, 2016. -340 с.