Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Интернет в условиях массового развития коммуникации изменил традиционное представление о коммуникативном процессе, подвергнув сомнению стандартную схему «адресант-передача информации-адресат» .
Коммуникация посредством Интернета приобрела совершенно новые формы: веб-сайты, тематические форумы, мессенджеры. Источником сообщения может быть как один человек – в случае с электронными письмами, так и целая социальная группа.
Само сообщение сейчас может быть статьей, написанной журналистом или редактором, или сообщением в чате. Самым популярным каналом интернет-коммуникации являются социальные сети, онлайн-платформы, которые обеспечивают поддержание связи между людьми и создание социальных контактов в Интернет-пространстве .
Современное состояние культуры задается также Глобальной сетью Интернет. С момента массового распространения доступа к Сети общество изменилось раз и навсегда. Человек просыпается по будильнику, синхронизированному с сервером контроля времени, и, первым делом начинает проверять новые сообщения, пришедшие на e-mail, записи в онлайн-календаре, и, конечно же, сообщения и новости в социальных сетях, отклики («лайки» и комментарии) на собственные сообщения и медиафайлы, размещенные в Сети.
Цель данной работы – изучение особенностей информационно-коммуникативного общества.
Задачи:
- описать возникновение и особенности информационно-коммуникативного общества;
- рассмотреть цифровизацию «Я» в условиях информационно-коммуникативного общества;
- изучить Интернет как коммуникативное пространство в процессах взаимодействия власти и общества;
- определить влияние современных коммуникаций на сферу образования, онлайн-платформы и их роль в дистанционном обучении.
Объект исследования - информационно-коммуникативное общество.
Предмет исследования – влияние информационно-коммуникативного общества на личность, политику и экономику.
Методологической базой исследования являются максимальный охват доступных исследователю источников и литературы, системный метод в их обработке и группировке.
Степень изученности темы.
Формирование коммуникативного знания, важность информации и коммуникаций в современном мире изучены в работах П. Бергера , М.А. Василика , Т. Лукмана, А.З. Фатхрудиновой .
1 Информационно-коммуникативное общество: определение, признаки. Влияние современного общества на личность
1.1 Информационно-коммуникационное общество: возникновение, особенности
На рубеже прошлого и настоящего веков в социуме происходили трансформации при помощи распространения информационных и коммуникационных технологий, затронувших и структуру образования.
Сейчас существует не просто информационное общество. Оно – информационно-коммуникационное общество (ИКО). Общество теперь встало на более высокую ступень развития, где техника связывается с изменением общественного сознания и сознания отдельного человека.
Информационное общество было создано на базе Web 1.0, а фундаментом ИКО является Web 2.0. В таком обществе компьютерные науки сливаются с информацией, коммуникацией. Слово переводится в невидимый и нематериальный знак. В итоге создается новая цивилизация – цивилизация знания и информации.
Сегодня мы наблюдаем новую цивилизационно-техническую революцию. Это, в том числе, новая Интернет-концепция. Так, в основе web лежат ссылки. При создании нового контента пользователи при помощи тех, кто разыскал этот контент и поставил на него ссылки, попадают в структуру web5. Новая Интернет-концепция и образ всего Интернета начинают усиливаться при помощи коллективного разума. Это и есть Web 2.0.
Web 1.0. – это создание контента, который выкладывается в сеть экспертами.
Web 2.0 – это перемещение приоритета в сторону коммуникаций, создания социальных сетей. Контент в таком случае выкладывается пользователями. Свобода пользователей растет, но увеличивается и уровень ответственности за контент. Актуальным становится вопрос фильтра контента.
О том, что существует Web 2.0, говорит развитие блогов, википедий, ссылок и др. В новом обществе происходит изменение понятий «данные», «авторское право», «свобода творчества» и т.д.
Web 2.0 дает возможность стать независимым от того, что их произвел, можно получать информацию с огромного числа сайтов и доставлять ее на свой сайт, чтобы найти ей применение. Но это – не плагиат.
Web 2.0 дает возможность контенту работать как отдельной субстанции, которую можно изменять, комбинировать на свой вкус.
Также функционируют законы синергийного кооперирования, когда начинается самоорганизация, когда в итоге контент становится отдельным организмом, а сеть – не просто совокупность сайтов.
Создается паутина сайтов, которые могут коммуницировать между собой, обрабатывать контент.
Web 2.0 – это реализация идеи открытого ресурса, когда программное обеспечение становится открытым.
Феномен свободного программного обеспечения сформировался еще в академической среде. Изначально программное обеспечение для компьютеров являлось академическим трудом. Для IT-специалистов каждая программа была итогом научного исследования. Исходный текст программы был доступен научному сообществу.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Белобрыкина О.А., Лимонченко Р.А. 2017. Факторы возникновения делинквентного поведения в подростковом возрасте: литературный обзор зарубежных исследований. В кн.: Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия: материалы Международной научно-практической конференции в рамкахIII Всероссийского научного форума «Наука будущего – наука молодых». В 2-х т. Т. 2. Нижний Новгород, НИСОЦ: 78– 82
2) Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995
3) Василик М.А. Наука о коммуникации или теория коммуникации? К проблеме теоретической идентификации // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. научных трудов.- СПб., 2004
4) Володенков С. В. Массовая коммуникация и общественное сознание в условиях современных технологических трансформаций // Журнал политических исследований. 2018. Т. 2. № 3. С. 1–8.
5) Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Электронный ресурс] / С. И. Гессен. – Режим доступа: http://textarchive.ru/c-1655102-pall.html.
6) Грачев М. Н., Трахтенберг А. Д. Микро- и макроуровневые теории по-литической коммуникации // Политическая коммуникативистика: теория, методология, практика / под ред. Л. Н. Тимофеевой. М.: Российская ассоци-ация политической науки (РАПН), РОССПЭН, 2012. С. 58–77
7) Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0 //СПб: Петербургское Востоковедение. 2015.
8) Карпоян С.М. 2015. Instagram как особый жанр виртуальной коммуникации//Филологические науки. Вопросы теории и практики, 12, Ч. III: 84–88
9) Кастельс М. Власть коммуникации / пер. с англ. Н. М. Тылевич; под науч. ред. А. И. Черных. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. 591 c.
10) Кутырев В.А. 2015. Глобальный челове(йни)к: превращение в технос//Философия хозяйства, 6: С. 247–258
11) Липпманн У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчуновой. М.: Ин-ститут Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
12) Михайленок О. М., Малышева Г. А. Политические эффекты социальных сетей в России // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 78–87.
13) Морозов О. Н. Особенности интернет-коммуникации: определения и свойства // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Языкознание и Литературоведения. 2016. С. 151-160
14) Суханова Н.П. Нормы и ценности социального института науки: признание коллег как главная позитивная санкция / Н. П. Суханова // Ценности и смыслы. – 2018. – № 1 (53). – С. 107-110
15) Фатхрудинова А.З. Деловые коммуникации. Новосибирск, 2014.
16) Федорченко С. Н. Глобальное исследование политизации социальных сетей // Обозреватель-Observer. 2016. № 8. С. 57–67.
17) Федорченко С. Н. Хештеги: механизм легитимации политического режима или манипулятивная ловушка? // Обозреватель-Observer. 2019. № 7. С. 24–41.
18) Lasswell H. D. The structure and the function of communication in society // The Communication of Ideas / ed. L. Brysol. New York, 1948. P. 37–51