Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Физической культуре принадлежит важная роль в воспитании физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Уровень спортивного мастерства в любом виде спортивной деятельности, в частности тайского бокса, связан с уровнем развития двигательных способностей (силы, быстроты, выносливости) и эффективностью их взаимодействия [3].
Тайский бокс с его вариативным и конфликтным характером взаимоотношений соперников в бою, высоким эмоциональным напряжением и разнообразным влиянием на организм спортсменов является одним из наиболее сложных видов единоборств. Чрезвычайно высокие требования предъявляются к психике тайского боксера, его физическим качествам, морально-волевой и технико-тактической подготовке. При этом важнейшее значение для тайского боксера имеет физическая подготовка. Особенно это относится к методике развития скоростно-силовых способностей, остающиеся ведущими в тайском боксе, которые требуют тщательного изучения и являются актуальной темой нашего исследования [10,26].
Кроме того, в ряде исследований отмечается необходимость уделять большое внимание развитию, прежде всего, скоростных, силовых, а также скоростно-силовых способностей спортсменов в отдельных видах спорта [2,5,7,16,17,20,27].
Результаты исследований показали, что способность к скоростно-силовым проявлениям является самостоятельным качеством, требующим специальных средств тренировки, соответствующих основному спортивному движению по временным и динамическим характеристикам [3,4].
Эффективность подбора средств и методов и их взаимодействия для развития скоростно-силовых способностей являются проблемой исследования, поскольку дают возможность улучшить и разнообразить учебно-тренировочный процесс учащихся, занимающихся тайским боксом [11,15].
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс юношей 15-17 лет занимающихся тайским боксом.
Предмет исследования – средства и методы развития скоростно-силовых способностей тайских боксеров 15-17 лет занимающихся тайским боксом.
Цель исследования – определить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых способностей у юношей 15-17 лет, занимающихся тайским боксом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых способностей юношей 15-17 лет, занимающихся тайским боксом.
3. Доказать эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых способностей юношей 15-17 лет, занимающихся тайским боксом.
1. Теоретические основы развития скоростно-силовых способностей у юношей 15-17 лет занимающихся тайским боксом
1.1 Понятие «скоростно-силовых качеств» в теории и
методике физического воспитания
Выполнение любого движения или сохранения какой-либо позы тела человека обусловлено работой мышц [4,21]. Величину развиваемого при этом усилия принято называть силой мышц. Мышечная сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений.
Одним из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу, является режим работы мышц. В процессе выполнения двигательных действий мышцы могут проявлять силу:
- при уменьшении своей длины (преодолевающий, т.е. миометрический режим, например, - жим штанги лежа на горизонтальной скамейке);
- при ее удлинении (уступающий, т.е. полиометрический режим, например, приседание со штангой на плечах);
- без изменения своей длины (статический, т.е. изометрический режим, например, удержание разведенных рук с гантелями в наклоне
вперед);
- при изменении и длины и напряжения мышц (смешанный режим, например, подъем силой в упор на кольцах, опускание в упор руки в стороны («крест») и удержание в «кресте»).
Первые два режима характерны для динамической, третий – для статической, четвертый – для статодинамической работы мышц.
В любом режиме работы мышц сила может быть проявлена медленно и быстро. Это характер их работы.
Различают следующие виды силовых способностей: собственно- силовые, и их соединение с другими ДС (скоростно-силовые и силовая выносливость и силовая ловкость).
Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метания снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое школьником (например, при толкании ядра или выполнение рывка гири достаточно большого веса), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) возрастает значимость скоростного компонента.
К числу скоростно-силовых способностей относят:
− быстрая сила, которая характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемых в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины;
− взрывная сила − способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях и т.д.).
В случае преодолевающей работы под силами сопротивления понимаются силы, направленные против движения (жим штанг от груди); при уступающей работе - действующие по ходу движения (опускание штанги на грудь).
Преодолевающий и уступающий режимы объединяются понятием "динамический" режим.
Можно выделить три главные формы силовых способностей:
1. Собственно-силовые способность к проявлению максимальной силы. Максимальная сила - это наивысшая сила, которую способна развить нервно-мышечная система при произвольном максимальном мышечном сокращении. Она определяет движения в таких видах спорта, в которых приходится преодолевать значительное сопротивления (тяжелая атлетика, легкоатлетические метания, борьба и др.).
2. Скоростно-силовые - способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечных сокращений. Скоростно-силовые способности имеют определенное значение для достижений во многих движениях, т.к. составляют основу быстроты спринтеров и способность к "рывковым" ускорениям в игровых видах спорта.
3. Силовую выносливость - способность организма сопротивляться утомлению при силовой работе. Силовая выносливость характеризуется сочетанием относительно высоких силовых способностей со значительной выносливостью и определяет достижения в таких видах спорта, в которых необходимо преодолевать большие сопротивления в течение длительного времени (гребля, велогонки, лыжные гонки и пр.). Кроме того, силовая выносливость имеет немалое значение в видах спорта, которые включают преимущественно движения ациклического характера, предъявляющие высокие требования, как к силе, так и к выносливости (скоростной спуск, единоборства, большинство спортивных игр).
Указанные виды силовых способностей являются основными, однако, они не исчерпывают всего многообразия проявления человеком силы.
Важную разновидность составляет "взрывная сила"- способность проявлять большие величины силы в наименьшее время. Показатели «взрывной силы» зависят от степени межмышечной и внутримышечной координации, а также от собственной реактивности мышц, т.е. нервных процессов. Так, у тренированных спортсменов проявляется большая величина силы в меньший промежуток времени, чем у начинающих[7,12].
Собственно-силовые способности в основном проявляются в статических режимах и медленных (жимовых) движениях. Для оценки этих способностей применяют понятия абсолютной и относительной сил.
Для сравнения силы людей различного веса обычно пользуются понятием так называемой относительной силы, под которой понимают величину силы, приходящейся на 1кг собственного веса. Силу, которую проявляет человек в каком-либо движении, оцененную безотносительно к собственному весу, иногда называют абсолютной силой. Абсолютная сила может характеризоваться, например, показателями динамометра, предельным весом поднятой штанги.
В видах физической деятельности, связанных с перемещением своего тела, основное значение имеет относительная сила. Увеличение относительной силы может быть связано с изменением собственного веса. В одном случае рост силы сопровождается стабилизацией или даже падением собственного веса. За счет соответствующего
Фрагмент для ознакомления
3
1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985. − 193 с.
2. Гелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта: учебное пособие / В.М. Гелецкий. — Красноярск: ИПК СФУ, 2017. — 342 с.
3. Германов, Г.Н. Технологии модульно-целевого построения тренировочных заданий в микроструктуре тренировки юных спортсменов при разработке учебных программ для детско-юношеских спортивных школ / Германов Г.Н. // Культура физическая и здоровье. — 2018. — №1 (11). — С.19-27.
4. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Минск.: Нар. Асвета, 1978. − 88 с.
5. Губа, В.П. Основы распознания раннего спортивного таланта: учеб.пособие для высших учеб.заведений физической культуры / В.П. Губа. — М.: Терра спорт, 2019. — 225 с.
6. Ермолаев, Ю. Л. Возрастная физиология / Ю. Л. Ермолаев. — М.: Высшая школа, 2017. — 384 с.
7. Евстафьев Б.В. О природе физических способностей и их соотношении с другими показателями физического развития человека// Теория и практика физической культуры 1986. − № 4. − С. 49-52.
8. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Железняк Ю.Д., Петров П.К. — М.: Издат. центр «Академия», 2018. — 264 с.
9. Калмыков C.B. Индивидуализация подготовки спортсменов-единоборцев в контексте культурных традиций Востока и Запада: дис. . .д-ра. пед. наук в виде научного доклада / C.B. Калмыков; Росс. гос. акад. физ. культуры,- M., 1994.
10. Ким С.Х. Растяжка, сила, ловкость в боевой практике / С.Х. Ким; Серия «Мастера боевых искусств»,- Ростов н/Д: «Феникс», 2003.- 272с.
11. Киселев A.B. Оптимизация средств тренировки, направленных на повышение специальной работоспособности боксеров на предсоревновательном этапе: дисс. канд.пед.наук / Андрей Владимирович Киселев; ГЦОЛИФК.- М. 1982,- 22 с.
12. Клевенко В.М. Быстрота в боксе / В.М. Клевенко ; М.: ФиС, 94с.2018.
13. Клещев В.Н. Свойства темперамента как условия эффективной деятельности спортсмена высокой квалификации (на материале бокса):авторереф. дис. .канд. псих, наук / Вадим Николаевич Клещев ; ГЦОЛИФК.- М., 1984.-20с.
14. Колев Н. Особенности структуры и содержания силовой подготовки высококвалифицированных регбистов в годичном цикле тренировочного процесса: автореф. дис. .канд. пед. наук / Николай Колев; РГАФК.- М., 1996.-27 с.
15. Коренберг В.Б. Лекции по спортивной метрологии. Основы статистики. Лекция 3. Статистические совокупности и выборочный метод. Лекция 4. Корреляционный анализ. Учебное пособие. / В.Б. Коренберг ; Малаховка: МГАФК, 2000-76с.
16. Коренберг В.Б. Учебный словарь справочник по спортивной метрологии / В.Б. Коренберг ; Малаховка: МГАФК, 1996.- 144с.
17. Кочурко Е.И. Экспериментальное исследование взаимосвязи между подвижностью в суставах и техникой спортивной борьбы: автореф. дис. .канд. пед. наук/Евгений Иванович ; Минск, 1974.- 175с.
18. Коц Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Коц ; М., "Физкультура и спорт", 1986.-59 с.
19. Коц Я.М. Тренировка мышечной силы методом электростимуляции: Я.М. Коц // Теория и практика Ф.К.- 1975.- №3.- С.64.
20. Кривошапкин П.И. Общая и специальная физическая подготовка юных борцов с ориентацией на развитие гибкости: автореф. дис. .канд. пед. наук / Кривошапкин Петр Иванович ; Красноярск.- 2004.
21. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты./ Ф.А. Кузин ; М.: «Ось-89», 1999.-208с.
22. Кузнецов B.B. Научно-методические основы проблемы совершенствования силовых качеств спортсменов высших разрядов: автореф. дис. . докт. пед. наук / В.В. Кузнецов ; ГЦОЛИФК.- М,. 1972.-68с.
23. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена / В.В. Кузнецов ; М., "Советская Россия", 1975. 205 с.
24. Кузнецов В.В. Возрастные особенности развития специальных силовых качеств у не занимающихся спортом и лыжников гонщиков 11-18 лет / В.В. Кузнецов // Теория и практика физической культуры. - 1979. - N 3. - С. 28 - 30.
25. Кузнецов В.В. К вопросу о новых методах развития взрывной силы у копьеметателей / В.В. Кузнецов // Лёгкая атлетика N 1. -М., 1965.-С. 21-22.
26. Кабанова, Т. А. Тестирование в современном образовании: уч. пособие / Кабанова Т. А., Новиков В. А.- М.: Высшая школа, 2020. – 112 с.
27. Квашук, П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: дис. д-ра пед. наук / П.В. Квашук. — М., 2018. — 227с.
28. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры. — М., 2001 -128с. 25. Некоторые проблемы подготовки конькобежцев и фигуристов // Сборник статей. — М.: 2017. -С. 36-57
29. Методика развития скоростно-силовых способностей спортсмена [Электронный курс]: учебный методический материал — Санкт-Петербург, — Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport
30. Рунова, М.А. Двигательные качества и методика их развития / М.А. Рунова. — М.: Физкультура и спорт, 2019. -140 с.
31. Рябинин, С.П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах: учеб. пособие / С.П. Рябинин, А.П. Шумилин. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, Институт естественных и гуманитарных наук, 2019. -153с.
32. Смирнов Ю.И., Шлемин A.M. // Теория и практика физ. культуры. -2019. — № 2. — С. 39-41.
33. Солонкин, А.А. Развитие двигательных качеств: сб.науч.тр. / А.А. Солонкин. — Смоленск: СГИФК, 2017. — № 6.
34. Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств [Электронный ресурс]: SportWiki энциклопедия, — Режим доступа: http://sportwiki.to/Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств
35. Средства и методы развития скоростно-силовых качеств [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.badmintonpro.com
36. Столов, И.И., Спортивная школа: начальный этап: учебное пособие / Столов И.И., Ивочкин В.В. — М.: Советский спорт, 2017. -140 с.
37. Теория и методика физической культуры: учебник. /под ред. Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.З. Карнаухова. — М.: 4-й филиал Воениздата, 2019. – 110 с.
38. Физические качества спортсменов / Зациорский В.М. — М.: Физкультура и спорт, 2018. – 316 с.
39. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — М., 2017. — 113 с.
40. Черкашин, В.П. Индивидуализация тренировочного процесса юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики / В.П. Черкашин. — Волгоград: 2019. — 240 с.