Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общественное питание является одним из самых перспективных и быстроразвивающихся направлений пищевой индустрии. В значительной степени уровень его развития отражает и уровень социально-экономического развития государства. Значительное развитие рынка общественного питания в его современном виде произошло только в конце 20-го века. И сейчас рост объема мирового рынка общественного питания продолжается.
Актуальность заявленной темы исследования обусловлена процессами трансформации рынка общественного питания, вызванного как растущим спросом в сегменте фаст-фуда, так и разнообразием предложения разных форматов предприятий. Данные процессы вызывают необходимость формирования новых подходов к обеспечению конкурентоспособности предприятия, выявлению новых методов анализа конкурентной среды и реализации более действенных методов разработки новых идей для повышения качества сервиса.
Цель работы: анализ рынка услуг общественного питания Псковской области.
Задачи исследования:
- анализ рынка общественного питания в Псковской области,
- анализа основных тенденций развития рынка общественного питания в России и Псковской области,
- анализа деятельности предприятия общественного питания,
- разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия с учетом особенностей рынка общественного питания Псковской области.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения в сфере рыночного развития предприятий общественного питания.
Объект исследования – рынок общественного питания Псковской области.
Методы исследования:
- анализа и синтеза, дедукции и индукции,
- исторического и сравнительного анализа,
- комплексного анализа,
- анализа нормативных источников,
- статистического анализа,
- моделирования,
- анализа научных исследований,
- анализа данных отраслевых отчетов,
- анализ публикаций по теме исследования.
Информационная база исследования: данные отраслевых отчетов, статистика Управления Росстата по Псковской области, научные публикации.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена двумя главами и четырьмя параграфами, заключением и списком источников.
1 Анализ рынка общественного питания Псковской области
1.1 Характеристика рынка общественного питания Псковской области
Общественное питание потребительской кооперации Псковской области представлено 66 предприятиями: рестораны, кафе, столовые, закусочные, магазины и отделы «Кулинария».
Товарооборот за 2020 год составил 236 млн. руб., удельный вес собственной продукции в валовом обороте более 89%. Предприятия общественного питания успешно выполняют свою основную функцию — производство собственной продукции и ее реализацию.
Характерной чертой сегодняшнего состояния рынка общественного питания является его разнородность и многосторонний охват почти всех целевых аудиторий потребителей: по уровню доходов, по социальному статусу и интересам, по возрасту и полу. В настоящее время рынок общественного питания в РФ представлен широким разнообразием концепций и форматов, рассчитанных на разные целевые группы потребителей:
• сети ресторанов привилегированного и премиального сегмента (это независимые заведения, рестораны при отелях, рестораны при казино, рестораны известных шеф-поваров, ресторанами на транспорте);
• мультиформатные ресторанные дома: данные заведения развивают мультибрендовые форматы и франчайзинг, в рамках чего одни из них делают акцент на развитие авторских ресторанов, связанных с именем владельца, другие развивают мультибрендовые направления;
• кейтеринговые компании, представляющие собой компании выездного обслуживания, которые подразделяются по уровню предоставляемых услуг, технологическим возможностям и по максимальному количеству обслуживаемых гостей;
• сети ресторанов демократичного формата, куда помимо самих ресторанов, входят кофейни, пиццерии, суши-бары, пабы, стейк-хаусы (наиболее известными примерами являются «Шоколадница», «Грабли», «Планета суши»);
• сети ресторанов быстрого питания (фаст-фуд) с ограниченным меню и самообслуживанием, а также уличное питание (стрит-фуд) [13].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовые акты, стандарты
1. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» // Консультант Плюс
2. ГОСТ P ИСО 9001–2011 «Системы менеджмента качества. Требования»
3. ГОСТ Р 52113–2014 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»
4. ГОСТ Р ИСО 9004–2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»
5. ГОСТ Р ИСО 10001–2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций»;
6. ГОСТ Р ИСО 10003–2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации»
7. Международный стандарт ИСО 9004–2–91 «Административное управления качеством и элементы системы качества»
Научная литература
8. Аренков И.А. Маркетинговые исследования товарных рынков [Текст]. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. – 72 с.
9. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко[Текст]. — М.: КНОРУС, 2019. — 272 с.
10. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник. – М. :Юрайт , 2018. - 711 с.
11. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. 3-е изд./И.С. Березин. - М.: Вершина, 2017.
12. Варакута С. А. Связи с общественностью. – М. : ИНФРА-М, 2017. – с. 25
13. Власова О.В. Рынок общественного питания в России: особенности и тенденции развития // Экономические исследования. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-obschestvennogo-pitaniya-v-rossii-osobennosti-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 23.05.2021).
14. Еремин В.Н. Маркетинг[Текст]. – М.: Кнорус, 2017. – 648 с.
15. Зорина Т.Г. Маркетинговые исследования [Текст]. – Минск: БГЭУ, 2016. – 410 с.
16. Капон Н. Управление маркетингом[Текст]. – СПб.: Питер, 2017. – 832 с.
17. Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру: как создать, завоевать и удержать рынок. /Ф. Котлер, Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2016, С.153
18. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. - М.: ФиС, 2017
19. Чумиков А., Бочаров М., Тишкова М. PR в Интернете. – М., 2016. – с. 27
20. Буктейн Л. На свете нет ничего неосуществимого // Мобильные телекоммуникации. – 2010. - №6. – С.19-21
21. Ланговой А. Число пользователей Instagram достигло 200 млн http://www.3dnews.ru/814146/
22. Москаленко Г. Создание и размещение видеорекламы: пошаговый алгоритм для компаний // Электронный журнал «Коммерческий директор» http://www.kom-dir.ru/article/469-razmeshchenie-videoreklamy (дата обращения: 18.12.2021)
23. На рынке общепита выросла доля фаст-фуда // https://rg.ru/2021/03/02/na-rynke-obshchepita-vyrosla-dolia-fast-fuda.html (дата обращения: 18.12.2021)
24. Об обороте розничной торговли и общественного питания в 2020 году // https://pskovstat.gks.ru/folder/36809/document/87867 (дата обращения: 18.04.2021)
25. Фудсервис в России не вернется к доковидным показателям в 2021 году // https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/416597-fudservis-v-rossii-ne-vernetsya-k-dokovidnym-pokazatelyam-v-2021-godu (дата обращения: 18.12.2021)