Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социально-экономические различия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обуславливают различную бюджетную обеспеченность, т.е. обеспеченность каждого жителя бюджетными средствами. Очевидно, что более развитые субъекты РФ способны предоставить своим гражданам больший объем общественных благ и услуг, чем менее развитые. Однако для всех граждан страны, где бы они ни проживали, должны быть созданы условия для равного доступа к обязательному набору услуг, что является их конституционным правом. Одним из важных механизмов реализации данного требования является предоставление регионам трансфертов из федерального бюджета.
Необходимостью реформирования системы межбюджетных трансфертов в связи с различной бюджетной обеспеченностью регионов в условиях сжатия финансовых возможностей федерального и региональных бюджетов обусловлена актуальность исследования по определению роли межбюджетных трансфертов в экономике регионов.
Научной литературы по межбюджетным трансфертам, условиям их предоставления и классификации достаточно. Среди отечественных исследователей, изучавших экономические основы федеративных отношений и, в частности, межбюджетные отношения, такие как А.М. Лавров, Г.В. Курлянская, Л.Б. Вардомский, В.В. Климанов, О.В. Кузнецова, В.Е. Селиверстов, В.Н. Лексин, А.Н. Швецов, Л.В. Смирнягин, и др. Даже многие политики, например, А.Г. Силуанов, Т.А. Голикова, О.И. Бетин и В.Б. Христенко писали докторские работы, посвященные межбюджетным отношениям.
Цель курсовой работы заключается в оценке межбюджетных отношений в Республике Карелия.
Задачи работы:
- отразить теоретические основы регулирование межбюджетных отношений;
- провести оценку межбюджетных отношений Республики Карелия.
Объект исследования – межбюджетные отношения.
Предмет исследования – характеристика межбюджетных отношений в Республике Карелия.
В работе используются следующие методы исследования: анализ литературы по исследуемой теме, анализ нормативной правовой базы, методы корреляционного и регрессионного анализа. Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты , данные федеральной службы государственной статистики, Республики Карелия, статьи и аналитические материалы по исследуемой теме.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы регулирования межбюджетных отношений
1.1. Понятие и виды межбюджетных поступлений
Федеральные формы поддержки развития регионов отличаются целями, объёмами предоставляемых средств, сроками предполагаемых эффектов, функциональными характеристиками и прочее. Однако именно межбюджетные трансферты (далее - МБТ) являются основным инструментом поддержки регионального развития. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты – это средства, передаваемые от одного бюджета бюджетной системы другому бюджету).
В соответствии со статьей 20 БК РФ едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами доходов бюджетов являются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления [1]. Самой важной частью в доходах бюджетов субъектов РФ являются безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы, являющиеся по сути межбюджетными трансфертами.
Согласно статье 21 БК РФ группа расходов «Межбюджетные трансферты» включает такие подгруппы как дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты (рисунок 1) [1].
Межбюджетные трансферты – это основной элемент бюджетного федерализма, предоставляемый из вышестоящих уровней бюджетов бюджетной системы нижестоящим (однако бывают случаи и так называемых «обратных» трансфертов) в целях минимизации горизонтального и вертикального дисбаланса бюджетных средств и интернализации межтерриториальных внешних эффектов [17, с. 17]. Благодаря межбюджетным трансфертам обеспечивается бюджетное выравнивание, а также стимулирование и регулирование экономического развития определенных территорий. Однако с помощью некоторых механизмов выравнивания могут создаваться предпосылки для оппортунистического поведения субнациональных властей, приводящие в свою очередь к другим негативным для территорий последствиям
Заключение
Федеральные формы поддержки развития регионов отличаются целями, объёмами предоставляемых средств, сроками предполагаемых эффектов, функциональными характеристиками и прочее. В соответствии со статьей 20 БК РФ едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами доходов бюджетов являются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления. Самой важной частью в доходах бюджетов субъектов РФ являются безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы, являющиеся по сути межбюджетными трансфертами.
Межбюджетными отношениями в Республике Карелия руководит отдел МБО Министерства финансов: Отдел МБО с органами местного самоуправления Бюджетного управления Минфина РК. В целях повышения открытости и прозрачности в определении подходов к формированию МБО сформирована Трехсторонняя комиссия по вопросам МБО. В состав комиссии входят представители разных уровней власти: депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия, руководители органов исполнительной власти Республики Карелия и Главы местных администраций муниципальных образований.
Как показано в таблице в Республике Карелия наблюдается ежегодный прирост межбюджетных трансфертов на 49,5% в 2018 г. и на 16,4% в 2019 г., как следствие на 01.01.2020 г. их размер составил 23435,66 млн. руб. В 2019 г. наблюдается снижение дотаций бюджетам бюджетной системы РФ на 508,24 млн. руб., снижение произошло по таким статьям как:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (на 5%);
- дотации бюджетам на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели (на 21,3%).
В целом можно отметить, что такая структура межбюджетных трансфертов характерна для дотационных регионов и не претерпела существенных изменений за 2017-2019 гг.
За анализируемый период полностью исполняются только дотации в рамках бюджетов бюджетной системы РФ. Негативным моментом в межбюджетных отношениях в регионе является существенное снижение исполнения утвержденных межбюджетных субсидий, расхождение практически на 40%. Данный факт повлиял на общий результат исполнения межбюджетных поступлений, он был не выполнен на 11,2%, при этом в 2018 г. процент исполнения составлял 97,4%.
Если анализировать межбюджетные поступления в разрезе муниципальных образований Республики Карелия, то видно, что примерно треть всех поступлений за анализируемый период поступает в Петрозаводский ГО – 4514,63 млн. руб. по итогам 2019 г. оставшиеся средства в примерно равной пропорции распределяются между оставшимися 17 муниципальными образованиями.
На 01.01.2020 г. наблюдается незначительные снижение общего объема межбюджетных трансфертов на 2% или 248,04 млн. руб. как следствие их общий размер составил 12450,49 млн. руб. В тоже время в 2018 г. наблюдалось существенное увеличение поступлений, общий рост составил 41,1% или 3699,71 млн. руб.
В итоге, проведенный анализ межбюджетных поступлений в Республике Карелия показал, что в связи с тем, что регион является дотационным в него поступают существенные поступления из бюджета в виде субсидий и дотаций, а также иных межбюджетных поступлений. Запланированные поступления расходятся от фактически исполненных по большинству статьей, исключение составляют только дотации бюджетам бюджетной системы РФ.