Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе системной модернизации страны реальным основанием эффективного хозяйствования становится обеспечение стабильного сбалансированного развития регионов способом внедрения эффективной региональной политики. Неотъемлемой частью этого процесса является реформирование системы государственного управления региональным развитием. Уже на протяжении десятилетия Россия пытается заложить основы эффективной и действенной региональной политики, используя передовой опыт ведущих стран, научные разработки специалистов, однако реальных результатов до сих пор достигнуто не было.
Сложность реформирования государственного управления региональным развитием заключается в необходимости соблюдения системности, комплексности, учета всех аспектов этого процесса, поскольку каждый из его составляющих играет важную роль в реализации стратегических задач новой государственной региональной политики. Системные потрясения, которые испытали на себе регионы России в течение кризисного периода, новые вызовы посткризисного развития и последние события в восточных областях России формируют новые требования по достижению сбалансированного развития регионов; решения специфических проблем регионов и отдельных населенных пунктов (в т. ч. депрессивных территорий, малых городов, периферийных и горных территорий); стимулирования межрегионального сотрудничества и кооперации и тому подобное.
ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: СУЩНОСТЬ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1.1. Сущность государственной региональной политики
Региональная политика – составляющая государственной политики, совокупность организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в сфере регионального развития. Она должна способствовать рациональному использованию природно-ресурсного, человеческого, производственного, инвестицийноинновацийного и других потенциалов, создавать условия для учета особенностей каждой территории (природно-географических, исторических, ресурсных, производственных, социальных, демографических и др.) в контексте общегосударственных интересов [8].
Под региональной политикой следует понимать, с одной стороны, четко проработанную в законодательном аспекте практическую деятельность государства во всех регионах страны, а с другой - социально-экономическую политику, осуществляемую на базе общегосударственного законодательства самими регионами для достижения тех или иных региональных и местных целей и задач [7].
Также под региональной политикой понимают совокупность мероприятий, направленных на устранение различий в экономической дееспособности и жизненном уровне, имеющихся между территориально обособленными частями страны [4].
Региональную политику надо рассматривать сквозь призму конкретизации интересов, которые она реализует. Насколько специфическими являются интересы регионов, отражают исторические, этнические, природные, экономические, социальные, культурные особенности территорий, настолько конкретно дифференцированными есть интересы государства по отношению к ним [3].
Эффективность государственного регулирования развития регионов и регионального управления существенно зависит от взаимодействия между центральными органами исполнительной власти, местными (на уровне регионов), органами государственной власти и органами самоуправления, а также от оптимальной организации власти непосредственно на уровне субнациональных регионов первичного разделения [2].
Главными задачами государственной региональной политики является сохранение целостности и единства территорий, достижения баланса общегосударственных и региональных интересов, сокращение различий в социально-экономическом развитии и уровне жизни населения, создания одинаковых условий для всех граждан независимо от места их проживания. Такие разные, на первый взгляд, цели привели к тому, что в рамках государственной региональной политики выделяются несколько направлений, а именно: экономический, инновационный, социальный, гуманитарный, природоохранный, миграционный, промышленный и тому подобное. Учитывая то, что все они представлены как на общегосударственном, так и на региональном уровне, возникает потребность в их согласовании между собой и дополнении друг друга [1, с. 170].
Среди перечисленных направлений именно экономическая составляющая государственной региональной политики в первую очередь связана с государственным регулированием социально-экономического развития региона и уровнем жизни населения, ведь ее целью является предотвращение значительным разрывам в этих показателях, обеспечения устойчивого и сбалансированного развития регионов, стимулирование экономической активности в кризисных и отсталых регионах. Из приведенного следует, что экономические отношения принадлежат к базовому уровню государственной региональной политики, поскольку все другие ее составляющие - социальные, демографические, экологические зависимы от качества реализации государством экономической политики.
Благодаря такому механизму функционирования экономической политики можно утверждать, что экономическая региональная политика включает в себя хозяйственный компонент. Однако говорить о наличии хозяйственной составляющей возможно только в двух конкретных случаях: во-первых - в том случае, когда меры экономической региональной политики направлены на достижение исключительно экономического результата и, во-вторых, - когда региональная политика направлена на достижение не экономических результатов, однако с помощью использования экономических средств. Государственная региональная политика является сложным, функционально нагруженным, социальным, в том числе политико-правовым (внутриполитическим и внешнеполитическим), экономико-правовым (внутриэкономическими и внешнеэкономическим) явлением [2, с. 76]. В связи с этим к закреплению на законодательном уровне понятие «государственная региональная политика» исследователями было разработано большое количество научных подходов к его определению. Подавляющее большинство из них рассматривала государственную региональную политику в рамках собственных научных направлений, что делало невозможным выработку и применение единого понятия.
1.2. Типы и инструменты региональной политики
Региональная политика является инструментом, действующим в условиях различных экономических формаций. Представление о региональной политике вошли не только в повседневную практику экономически развитых стран, но и стали основой для разработки ряда программных документов государственного и межгосударственного характера.
Региональная политика представляет собой государственные меры по перераспределению ресурсов между регионами страны ради заданных целей, характеризующихся долгосрочностью. Такая политика может быть осознанной (цели продуманы и поставлены именно как региональные), «полуосознанных» (как косвенные региональные последствия государственных программ, не предназначенных непосредственно для региональных воздействий) и неосознанной (как региональные последствия всех других государственных мероприятий).
Практика показывает, что цели и задачи региональной политики различных государств не могут совпадать и варьируются в достаточно широких пределах. Вместе с тем существуют общие, генерализованные цели, свойственные региональной политике практически всех без исключения стран, что ее реализуют:
- создание и укрепление единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности;
- относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства;
- максимальное использование природных, в т.ч. ресурсных особенностей регионов;
- предотвращения загрязнения окружающей среды, комплексный экологический защиту регионов и др.
Цели региональной политики можно разделить на три группы: социальные, экономические и политические.
Социальные цели региональной политики, непосредственно вытекающие из таких принципов демократического общества как социальная справедливость и ривноправнсть граждан. Согласно этим принципам сбалансированное региональное развитие должно гарантировать всем гражданам независимость качества жизни от региона, в котором людям выпало жить и работать. Таким образом, региональная политика должна быть направлена на выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, уровне безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникации, состоянии окружающей среды и т.п. Социальные цели региональной политики отличаются от экономических и политических, с которыми они нередко вступают в противоречие.
Экономические цели можно свести в основном к необходимости государственного регулирования размещения инвестиций для более полного использования факторов производства (рабочей силы, природных ресурсов отдаленных регионов, неосвоенных земель и т.п.). преследование экономических целей в некоторых случаях приводит к усилению социальных диспропорций, так как согласно им оказывается экономически более выгодным способствовать развитию социально более благополучных регионов. С теми политическими целями, которые относятся к так называемых «национальных», социальные цели практически не вступают в противоречие.
Политические цели выражают естественное для каждого государства желание обеспечить свою внешнюю безопасность и территориальную целостность, что особенно важно для многонациональных государств, для которых наиболее высок риск регионального сепаратизма. В противовес социальных целей могут выступать те политические цели региональной политики, относящиеся к так называемым «прагматических» целей, которые предусматривают использование региональной политики как средства политической борьбы между различными силами.
Принципы региональной политики:
- конституционности и законности - соответствие Конституции и законам России, международным договорам, согласие на обязательность которых предоставлено Правительством РФ;
- сотрудничество - согласование целей, приоритетов, задач, мер и действий центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, обеспечения взаимодействия между ними при формировании и реализации государственной региональной политики; паритетности - обеспечение равных возможностей доступа объектов государственной региональной политики к ресурсам государственной финансовой поддержки регионального развития;
- открытость - прозрачность, предсказуемость, предсказуемость, последовательность деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления при формировании и реализации государственной региональной политики;
- субсидиарности - децентрализация властных полномочий, их передача другим органам на самый низкий уровень управления, могут их реализовать наиболее эффективно;
- координация - взаимосвязь и согласованность долгосрочных стратегий, планов и программ развития на региональном и местном уровне;
- единство - уменьшение социально-экономических диспропорций между отдельными регионами, обеспечения пространственной, политической, экономической, социальной, гуманитарной целостности России;
- историческая преемственность - учет и сохранение положительного опыта развития регионов;
- устойчивое развитие - обеспечение устойчивого, сберегательного и эффективного использования энергетических, материальных, природных и других ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего поколения с учетом интересов будущих поколений [3].
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
2.1. Мировой опыт реформирования и реализации региональной политики
Государственное управление выступает составляющей такого общественного явления как управление социально-экономического территориальным комплексом государства (кправление государством), как осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, а также партиями, движениями, объединениями и т.д. (исходя из соответствии с государственных интересов, интересов общин различных уровней, партийных, корпоративных, конфессиональных и других интересов). Государство, социально-экономические региональные системы, органы государственной власти и местного самоуправления, народ страны и отдельные общины выступают одновременно и как субъекты, и как объекты управления. Поэтому для выяснения сущности управленческого процесса, происходит в государстве, целесообразно разложить его на составляющие, которые позволяют представить сложную субъект-объектную взаимодействие через отдельные субьектно-оюъектные отношения.
Для проведения исследований в области управления развитием региональных образований регион может быть определен как конкретный социально-экономический пространство, отличается комплексом отличных характеристик и признаков, позволяющих выделить эту территорию в качестве субнациональной подсистемы государства [1]. В качестве отличительных характеристик рассматривается то, чем конкретный регион отличается от других подобных регионов (состояние экономики, природные условия, состояние экосистемы, состав и движение населения, в том числе трудовых ресурсов, этническое происхождения населения, культурные традиции и историческое прошлое), а признаками являются типичные черты, по которым можно выделить регион или выяснить, есть ли регионом определенная территория (к ним отнесены как обязательные признаки: единство, комплексность, специализация, относительная самостоятельность, действие одного круга нормативно-правовой базы, внутренняя неоднородность, способность к саморазвития, так и желаемые: четкая очерченность границ, управляемость, дееспособность).
Эффективность государственной региональной политики определяется продуманностью и обоснованностью принятых решений на двух этапах – формирование государственной политики регионального развития и ее поэтапной реализации. Кроме этого, такая политика должна быть гибкой и предусматривать ее модернизацию в соответствии с динамических условий, требует, в случае необходимости, корректировки целей, задач и принципов регионального развития государства, приспособление к новой действительности всех государственных механизмов управления региональным развитием страны и внедрение мер, способствующих повышению эффективности их применение.
Государственная региональная политика вместе с политиками всех административных регионов страны формируют общую региональную политику, осуществляется в государстве. В рамках государственной политики и политики каждого из регионов можно выделить несколько укрупненных направлений: экономический, инновационный, социальный, гуманитарный, природоохранный, миграционный, промышленный и т.д., причем все они представлены как на общегосударственном, так и на уровне каждого региона в частности и, соответственно, имеют согласовываться между собой.
Таким образом, региональная политика в государстве может реализовываться путем применения широкого круга инструментов и рычагов, которые по характеру воздействия можно разделить на общегосударственные (применяются в равной степени ко всем без исключения регионов) и селективные (применяются избирательно к отдельных регионов, территорий или их групп).
Общегосударственная региональная политика направлена на создание совместных предпосылок регионального развития. Мероприятия этой политики не имеют выборочного назначения и равномерно влияют на все регионы страны, формируя правовое, организационное и экономическую среду их функционирования. В рамках общегосударственной политики осуществляется определение сферы самостоятельных и совместных действий, полномочия и ответственность органов власти во всех сферах развития регионов; установление общегосударственных правил, процедур и норм распределения собственности, природных ресурсов, финансов.
Селективная региональная политика выборочно влияет на развитие регионов. В этом исследовании термин «селективность» понимается как свойство региональной экономической политики государства, имманентность которой обусловлена неспособностью рынка в тех или иных сегментах рыночной системы.
В современной науке и практике выделяют два типа селективной региональной политики: компенсационную (выравнивающую) и конкурентную (поляризованного развития). Политика поляризованного развития регионов направлена на стимулирование регионов, имеющих высокий социально-экономический потенциал развития с целью максимизации национального дохода и, соответственно, повышения эффективности экономической деятельности.
2.2. Основные направления совершенствования региональной политики в России
Построение системы государственного управления региональным развитием в России видризняетьсяниз-коюпозитивних тенденций в сфере правового и институционального обеспечения, внедрение новых подходов к стимулированию развития территорий и тому подобное. Однако, в большинстве своем такие современные механизмы и оптимизированы подходы остаются преимущественно декларативными, а в отдельных случаях - просто невыполнимыми, поэтому до сих пор практически все отношения по оси «центр-регион-общество» формируются или в жестко контролируемом режиме, либо вообще не поддаются никакому регулированию .
В основе модернизации регионального развития в России - новая парадигма разработки и внедния государственной региональной политики, составной частью которой являются:
- переход от региональной политики «центра» к политике учета иерархичніх интересов субъектов хозяйствования на региональном уровне и других региональных игроков, осознай омлення «мультицентристськои» сущности природы регионального управления, учета принципов вертикальной и горизонтальной координации управленческих мер по стимулированию регионального развития - постепенный отказ от политики перераспределения ресурсов, «выравнивание» и стремление достигать минимизации социально-экономических диспропорций регионального развития к политике создан ния равных возможностей и благоприятных институциональных предпосылок для комплексного развития регионов России, повышения их конкурентоспособности - переход от применения прямых инструментов стимулирования развития регионов (субсидирование, предоставление налоговых льгот) к комплексному регуляторного влияния, применение гибридных инструментов и механизмов стимулирования регионального развития (в т.ч. задействования потенциала государственно-частного партнерства, создание региональных кластеров, задействование преимуществ межрегионального, трансграничного сотрудничества, развития регионов) - совершенствование системы среднесрочного и долгосрочного стратегического планирования регионального развития на основе координации секторального, территориально-пространственного и управленческого подхода, составляет фундамент формирования и реализации новой государственной региональной политики в России.
Новации в процессе разработки и внедрения государственной региональной политики в России обсуловили комплексное задействование потенциала институциональных механизмов стимулирования регионального развития, в т.ч.: разработка и прянятие Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, деятельности Государственного фонда регионального развития, координационного потенциала Совета регионов и Межведомственной координационной комиссии по вопросам регионального развития в процессе определения стратегических приоритетов регионального развития до 2025 года должны быть учтены базовые условия, формирующие дееспособное институциональное основание для внедрения государственной региональной политики в России:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исследование основных теоретических положений региональной политики, определение проблем реформирования и реализации и путей их решения дает основания для формулирования следующих обобщающих выводов:
1. Исследованию вопросов региональной политики государства и регионов посвящено достаточно много научных разработок ученых и государственных служащих, свидетельствует о существовании проблем реализации и определяет необходимость детальных разработок и обобщения опыта передовых стран мира.
2. В научной литературе и на законодательном уровне до сих пор не имеет единственно принятого определения понятию «региональная политика». В общем, региональную политику можно определить как систему целей и действий, направленных на реализацию интересов государства в отношении регионов и внутренних интересов самих регионов, реализуемой с помощью методов, учитывающих историческую, этническую, социальную, экономическую и экологическую специфику территорий.