Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение ………………………………………………………………............
3
Глава 1 Общие положения государственных органов …………………
5
1.1 Признаки государственных органов ……………………………...
5
1.2 Виды государственных органов …………………………………..
8
1.3 Функции государственных органов ………………………………
12
Глава 2 Характеристика отдельных государственных органов ……...
15
2.1 Законодательные государственные органы ……………………...
15
2.2 Исполнительные государственные органы ………………………
18
2.3 Судебные государственные органы ………………………………
21
Заключение …………………………………………………………………..
25
Список использованных нормативных правовых актов, других официальных материалов, литературы и юридической практики ….
27
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с функционированием государственных органов. Представленная тема актуальна и в связи с поиском резервов правового обеспечения процесса обновления законодательства, регламентирующего функционирование государственных органов, нового видения правового статуса государственных органов. Исследование проблемы правового положения государственных органов как субъектов правоотношений в современной России позволяет более глубоко отразить все многообразие общественных отношений, а также их роль в осуществлении и публичной власти.
Немаловажное значение исследуемому вопросу придают протекающие в настоящее время процессы, связанные с оптимизацией функционирования государственных органов посредством перераспределения властных полномочий между государственными органами различных уровней, проходящие, в частности, в форме разграничения предметов ведения между федеральным центром и субъектами Федерации, а также и в связи с реформой исполнительной власти в регионах.
Государственная власть и государственные органы, их онтологические, генетические, функциональные и собственно-юридические характеристики привлекали и привлекают многих исследователей. Этой проблеме посвящены труды многих отечественных исследователей: М.И. Байтина, A.M. Барнашова, И.Л. Бачило, A.M. Витченко, Ю.А. Дмитриева, В.И. Зуева, В.М. Морозова, О.Г. Морозовой, Г.Н. Манова, Ю.А. Тихомирова, А.И. Хорошильцева, В.Е. Чиркина и др. Иными словами, существует целый ряд весьма специальных монографический исследований, анализирующих государственную власть и государственные органы в различных аспектах их бытия. Но как показал источниковедческий анализ в рамках общей теории права и государства, комплексное исследование понятия государственных органов не проводилось.
Поэтому при подготовке курсовой работы автор опирался на большой массив научной литературы из которого особо хочется отметить следующие исследования:
– А.Ш. Гаджиев и С. М. Саабдулаев в своей статье провели анализ и разграничение понятий «орган государства» и «орган государственной власти» через рассмотрение различных точек зрений относительно исследуемых понятий. В качестве основных подходов к разграничению данных понятий они использовали конституционно-правовой, законодательный и собственно теоретический (сущностный). В результате авторы делают вывод о незаконченности в специальной литературе научного спора о разграничении понятий «орган государства» и «орган государственной власти»;
– Е.В. Непомнящая в своей работе исходит из того, что государственный орган является основным элементом механизма государства. Итогом исследования, проведенного Е.В. Непомнящей стал вывод, что государственные органы являются составными частями одного и того же государственного аппарата и отличаются друг от друга выполняемой деятельностью, порядком своего образования, объемом и характером компетенции, отличительными характеристиками выполнения служебных полномочий;
– С.С. Цапанова рассмотрела точки зрения ученых относительно подходов к пониманию категорий «функция» и «функции государства». В завершении автором сделан вывод относительно содержания функций государства.
Целью исследования является установление понятия государственного органа, исходя из имеющихся теоретических разработок.
Данная цель обусловила постановку следующих задач: изучить признаки государственных органов; рассмотреть виды государственных органов; исследовать функции государственных органов; охарактеризовать законодательные государственные органы; проанализировать исполнительные государственные органы; рассмотреть судебные государственные органы.
Глава 1 Общие положения государственных органов
1.1 Признаки государственных органов
Общепринятой аксиомой в юридической науке считается неразрывность понятий государственный аппарат и государственный орган, причем в преимущественном большинстве случаев дефиниции «государственный орган», «орган государства» и «орган государственной власти» понимаются как идентичные, однако при более пристальном рассмотрении данных понятий выявляется их различное содержание и разное назначение. Более того, в современной теории государства и права относительно вопроса разграничения указанных понятий ведется научный спор, посвященный выделению критериев дифференциации данных понятий:
– государственный орган – это составной элемент государственного аппарата, наделенный полномочиями государственно-властного характера, имеющий определенную организационную структуру, финансовую и материальную базу и обладающий определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью (Л.П. Рассказов1);
– государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое в целях осуществления определенного вида государственно деятельности. При осуществлении своих функций он опирается на организационную, материальную и принудительную силу государства. Его можно определить: индивид или организация, наделенная государственно-властными полномочиями для осуществления функций государства (А.С. Шабуров, Ж.С. Жайкбаев2);
– государственный орган – это политическое учреждение, созданное для осуществления функций государства и наделенное для этого полномочиями публично-властного характера. Орган государства – это организация или единоличное должностное лицо, наделенное властными полномочиями, проявляющимися в издании решений, обязательных для лиц, которым они адресованы, и осуществляющие контроль за их исполнением (А.А. Клишас)3.
Анализ различных точек зрения относительно понятий «орган государства» и «государственный орган» позволяет сделать вывод о тождественности рассматриваемых дефиниций с некоторыми особенностями, которые не представляются принципиально существенными.
Можно выделить следующие наиболее характерные признаки органа государственной власти:
– государство, органы государственной власти либо непосредственно граждане (через прямые или косвенные выборы) формируют (создают) орган государственной власти;
– правовой основой деятельности органа государственной власти является конкретный нормативный акт публичного характера (закон, указ, постановление, иной подзаконный акт) (А.Н. Миронов)4;
– данный конкретный нормативный акт публичного характера закрепляет перечень полномочий органа государственной власти;
– орган государственной власти финансируется из государственного бюджета, причем уровень финансирования будет напрямую зависеть от формы государственного устройства (унитарное это государство или федеративное);
– деятельность любого органа государственной власти характеризуется организационной определенностью, включающей порядок приема на работу, должностные инструкции, штат служащих и т.п.(А.Ш. Гаджиев, С.М. Саабдулаев)5;
– орган государственной власти на правах оперативного управления или хозяйственного ведения получает государственное имущество, необходимое для осуществления функций публичного характера (общественного и государственного значения), но не для извлечения прибыли и осуществления коммерческой деятельности (Р.Б. Сабыржанов, Д.М. Мусипова)6;
– орган государственной власти несет ответственность либо перед вышестоящим органом государственной власти (по иерархической подчиненности), либо перед другими субъектами права;
– цели и задачи деятельности органа государственной власти связаны с реализацией функций государственного либо общественного значения (В.А. Трифонов)7.
Анализ различных подходов и точек зрения на исследуемые дефиниции позволяет констатировать несомненное их отличие, определяемое на конституционном, законодательном и собственно теоретическом (сущностном) уровнях, причем основным признаком отграничения выступает государственная власть как неотъемлемая характеристика государства.
Итак, государственный орган – это часть государственного аппарата, которая наделена властными полномочиями, обладает определенной компетенцией и снабжена необходимыми средствами, позволяющими осуществлять задачи, стоящие перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом.
Признаками государственного органа являются: исполнение функций от имени государства; создание в порядке, предусмотренном законодательством; функционирование на основе законодательства; наличие определенной компетенции; обладание властными полномочиями в сфере своей компетенции; исполнение функций и поставленных задач только в рамках своей
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
Основная:
5. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: Учебник / М.В. Баглай – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 768 с.
6. Безруков, А.В. Конституционное право России [Текст]: учебное пособие / А.В. Безруков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2015. – 302 с.
7. Бутусова, Н.В. Государственно-правовые отношения между государством и личностью: монография [Текст] / Н.В. Бутусова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 165 с.
8. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: углубленный курс [Текст]: Учебник. / Л.П. Рассказов. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015 – 559 с.
9. Теория государства и права [Текст]: учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019. – 512 с.
10. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права [Текст]: учебник для бакалавров / В.Н. Хропанюк; под ред. В.Г. Стрекозова. – 13-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2019. – 323 с.
11. Шабуров, А.С., Жайкбаев, Ж.С. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие. / А.С. Шабуров, Ж.С. Жайкбаев. – Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2019. – 382 с.
Дополнительная:
12. Блинова, О.Г. Судебная власть в системе разделения властей [Текст] / О.Г. Блинова // Вестник научных конференций. – 2020. – № 5-4(57). – С. 11-13.
13. Братановский, С.Н. Организационная структура органов исполнительной власти в Российской Федерации [Текст] /С.Н. Братановский // Гражданин и право. – 2021. – № 4. – С. 28-37.
14. Вайнбаум, К.В. Нормативно-правовое регулирования деятельности органов исполнительной власти: сравнительно-правовое исследование [Текст] / К.В. Вайнбаум // Юридическая мысль. – 2021. – № 1(121). – С. 9-18.
15. Гаджиев, А.Ш., Саабдулаев, С.М. К вопросу об органах государственной власти в механизме государства: теоретико-правовой аспект [Текст] / А.Ш. Гаджиев, С.М. Саабдулаев // Юридический вестник ДГУ. – 2020. – Т. 33. – № 1. – С. 15-18.
16. Геранин, В.В., Мальцева, С.Н. Судебная власть в системе разделения властей и ее отличительные признаки [Текст] / В.В. Геранин, С.Н. Мальцева // Гуманитарный научный вестник. – 2020. – № 11. – С. 237-244.
17. Диденко, А. Полномочия органов государственной власти – не только права, но и обязанности и ответственность [Текст] / А. Диденко // Самоуправление. – 2020. – № 5(122). – С. 6-12.
18. Кенс, М.С. Судебная власть в системе государственной власти в РФ [Текст] / М.С. Кенс // Трибуна ученого. – 2020. – № 1. – С. 196-200.
19. Козяк, Ю.В. Отграничение услуг, оказываемых государством, от иных функций государственных органов [Текст] / Ю.В. Козяк // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 136-140.
20. Кочура, Н.А., Шарыпова, Т.Н. Органы федеральной исполнительной власти Российской Федерации [Текст] / Н.А. Кочура, Т.Н. Шарыпова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №1-3(52). – С. 104-106.
21. Кудряшов, Е.Г. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации: основы статус и порядок формирования [Текст] / Е.Г. Кудряшов // Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской очной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2020. – С. 124-128.
22. Матейкович, М.С., Вергун, А.М. Государственные, муниципальные услуги и функции органов публичной власти: соотношение понятий [Текст] / М.С. Матейкович, А.М. Вергун // Конституционное и муниципальное право. – 2020. – № 5. – С. 25-29.
23. Миронов, А.Н. О субъекте государственного управления [Текст] / А.Н. Миронов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2020. – № 2(88). – С. 67-72.
24. Миронов, В.О., Зин, Н.В. Об органах государства [Текст] / В.О. Миронов, Н.В. Зин // Вестник международного Института управления. – 2016. – № 5-6(141-142). – С. 7-11.
25. Непомнящая, Е.В. Государственные органы: понятие, признаки и классификация [Текст] / Е.В. Непомнящая // Modern Science. – 2019. – № 4-2. – С. 288-291.
26. Сабыржанов, Р.Б., Мусипова, Д.М. Государственный аппарат в системе механизма государства [Текст] / Р.Б. Сабыржанов, Д.М. Мусипова // Студенческий вестник. – 2020. – № 19-5(117). – С. 27-28.
27. Сайфутдинова, В.М. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: специфика и перспективы [Текст] / В.М. Сайфутдинова // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 8(81). – С. 34-40.
28. Суворова, А.К. Признаки и принципы органов исполнительной власти [Текст] / А.К. Суворова // Наукосфера. – 2021. – № 2-1. – С. 230-233.
29. Трифонов В.А. К вопросу о содержании понятия «механизм государства» [Текст] // Государство. Право. Война (к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне). Материалы международной научной конференции. В 2-х частях. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 82-88.
30. Фастович, Г.Г., Червяков, М.Э. К вопросу о роли Совета Федерации Федерального Собрания в деятельности государственного механизма [Текст] / Г.Г. Фастович, М.Э. Червяков // Право и государство: теория и практика. – 2020. – № 1(181). – С. 49-50.
31. Цапанова С.С. Функции государства как основные направления внутренней внешней деятельности механизма государства [Текст] / С.С. Цапанова // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 10(149). – С. 406-407.
32. Чепунов, О.И. Вопросы классификации органов власти [Текст] / О.И. Чепунов // Известия Томского политехнического университета. – 2007. – Т. 311. – № 7. – С. 151-155.
33. Чепурнова, Н.М., Степанян, С.А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в системе разделения властей [Текст] / Н.М. Чепурнова, С.А. Степанян // Закон и право. – 2020. – № 7. – С. 15-21.
34. Чиркин, В.Е. О порядке принятия федерального закона в России (верна ли формулировка ч. 1 ст. 105 Конституции РФ) [Текст] / В.Е. Чиркин // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 2. – С. 116-125.
Юридическая практика
35. Приговор Шпаковского районного суда (Ставропольского края) от 8 октября 2020 г. по делу № 1-201/2020. [Электронный ресурс]. – URL: https://sudact.ru/regular/doc/LSoyNm4xw1lK/ (дата обращения: 14.05.2021).