Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях становления и развития рыночных отношений, когда в России сложилась сложная экономическая ситуация, наблюдается спад промышленного производства, сохраняются инфляционные процессы, снижение реальных денежных доходов населения. Исследования в области рыночной экономики могут быть использованы при формировании системы регулирования рыночных процессов, в первую очередь спроса и предложения. Изучение реакции рынка на маркетинговую деятельность позволит упорядочить развитие рынка, сделать его менее сти- ' хийным и более предсказуемым.
Это относится прежде всего к проблеме статистической оценки и анализа эластичности спроса и предложения. Выявить полный комплекс всей системы факторов, формирующих спрос и предложение, очень сложно. Еще сложнее измерить их влияние. Необходимо поэтому охарактеризовать наиболее важные факторы.
Глава 1. Теоретические основы эластичности предложения
1.1.Сущность эластичности рыночного предложения
Эластичность в экономике является соотношение в процентах изменения в виде зависимой переменной на процентное изменение независимой переменной.
Изменение цены на товар почти всегда приводит к изменению объема спроса . Иногда это количество сильно меняется с изменением цены, а иногда совсем немного. Чтобы измерить, насколько объем спроса изменяется с изменением цены, вы рассчитываете эластичность спроса по цене . Ниже вы можете прочитать, как это работает.
Ценовая эластичность спроса показывает , сколько потребное количество изменений с изменением цены. Формула ценовой эластичности выглядит следующим образом:
С помощью этой формулы вы можете просто ввести количество измененных процентов в процентах. Таким образом, вам не нужно использовать индексы . При изменении на + 5% вы просто вводите «5», а не 105. При уменьшении на 5% вы пишете « - 5», а не 95.
Пример
Предположим, что если цена продукта увеличивается на 5 процентов, объем спроса падает на 10 процентов. Ценовая эластичность тогда становится:
Ценовая эластичность спроса тогда составляет –2. Это означает, что на каждый процент роста цены объем спроса снижается на 2% . При эластичности цены –0,5 объем спроса уменьшается на 0,5%, если цена повышается на один процент. При эластичности цены -1 объем спроса снижается на 1%. Ценовая эластичность, таким образом, показывает, на какой процент уменьшается объем спроса, если цена повышается на один процент .
Ценовая эластичность почти всегда является отрицательным числом : она представляет собой отрицательное соотношение между ценой и объемом спроса. Связь между ними отрицательная: когда цена растет, количество спроса падает, а когда цена падает, количество спроса растет.
Предположим, эластичность данного продукта по цене равна –5. Это означает, что объем спроса уменьшается на 5%, если цена увеличивается на 1%. Если цена упадет на 1%, объем спроса увеличится на 5%. Допустим, цена на этот товар упадет на 10%:
Требуемый процент изменения = –5 × –10 = 50
В этом случае снижение цены на 10% приведет к увеличению спроса на 50%.
Ценовая эластичность спроса различает эластичный и неэластичный спрос на товары.
Когда изменение цены приводит к изменению объема спроса , которое относительно больше, чем изменение цены, спрос на этот продукт является эластичным . Таким образом, если цена изменится, объем спроса изменится еще больше . В этом случае эластичность по цене будет меньше -1 : если цена вырастет на один процент, объем спроса упадет более чем на один процент.
Спрос на товары в рыночной форме совершенной конкуренции часто бывает эластичным. Если производитель поднимает цену на совершенно конкурентном рынке, он быстро теряет продажи, потому что потребители могут легко переключиться на конкурента. Снижение цены здесь в краткосрочной перспективе приведет к значительному увеличению продаж, поскольку потребители переключаются с конкурента на производителя, который осуществляет снижение цены. В этом случае эластичность спроса по цене становится эластичной .
1.2.Основные факторы эластичности
Смысл эластичности цены - это реакция спроса и предложения на изменение цены продукта или услуги. Это число, которое компании часто используют для определения запрашиваемой цены.
Хотели бы вы лучше понять, как обстоят дела у вашей компании? Обязательно рассчитайте свои финансовые коэффициенты .
В микроэкономике предполагается, что в нормальных условиях рост цены приведет к снижению спроса и предложения. Ценовая эластичность показывает, насколько сильна эта реакция на изменение цены.
Простое объяснение эластичности цены состоит в том, что если изменение цены продукта вызывает большую реакцию рынка, этот продукт эластичен по цене. И наоборот, если рынок не реагирует или почти не реагирует на изменение цены, цена неэластична.
Ценовая эластичность спроса
Наиболее часто используемая форма ценовой эластичности - это эластичность спроса, которая представляет собой взаимосвязь между изменением цены и изменением спроса на продукт. Существует несколько методов расчета эластичности по цене, но наиболее распространенная формула эластичности по цене:
Ценовая эластичность спроса =% изменение объема спроса /% изменение цены
Если результат находится между 0 и -1 или равен 0, цена продукта неэластична, а если результат меньше -1, продукт эластичен.
Поскольку эта формула всегда дает отрицательное число, вы можете игнорировать знак минус, поэтому, если вы это сделаете, продукт будет эластичным, если его эластичность> 1.
Влияние на эластичность спроса по цене
На эластичность спроса по цене влияют несколько факторов:
Доступность заменителей: если на рынке есть много альтернатив, продукт, вероятно, будет иметь высокую эластичность. Ведь потребители легко перейдут на более дешевый товар.
Необходимость: если продукт рассматривается потребителями как необходимый, он будет значительно менее эластичным по цене. Например, потребитель не сразу откажется от потребления электроэнергии при повышении цены.
Лояльность к бренду: если потребители лояльны к бренду, они не будут быстро сокращать свое потребление, несмотря на рост цен, поэтому эластичность цены низкая. Подумайте о пользователях iPhone, которые, несмотря на рост цен, не переходят на другого производителя телефонов.
Стоимость относительно дохода: величина увеличения цены относительно дохода потребителя также является важным фактором. Если цена на подсолнечное масло удвоится с 0,50 евро до 1,00 евро, многие потребители могут даже не осознавать этого, подсолнечное масло будет неэластичным по цене. Хотя если цена популярного автомобиля вырастет вдвое, многие потребители будут искать другую модель, поэтому в этом контексте автомобиль является эластичным по цене.
Ценовая эластичность предложения
Хотя обычно учитывается ценовая эластичность спроса, существует также ценовая эластичность предложения. Ценовая эластичность предложения относится к влиянию изменений цен на готовность поставщиков поставлять этот продукт. Если цена станет слишком низкой, некоторые производители будут производить меньше или вообще не производить. Вы можете рассчитать эластичность предложения по цене так же, как эластичность спроса по цене:
Ценовая эластичность предложения =% изменение поставленного количества /% изменение цены
Результаты этой формулы читаются так же, как и для эластичности спроса по цене, поэтому между -1 и 0 продукт неэластичен, а ниже -1 продукт эластичен.
Влияние на эластичность предложения по цене
На эластичность предложения по цене влияют несколько факторов:
Доступность ресурсов: если определенные материалы получить нелегко, максимальное количество все равно будет поставлено. Рассмотрим, например, золото, которое доступно только в ограниченном количестве, вы можете сказать, что золото является примером ценовой эластичности.
Вместимость: для продуктов, количество которых временно доступно, цена неэластична. Представьте себе рейс, на котором авиакомпания пытается продать все, независимо от цены.
Сложность и скорость производства: если производство продукта является сложным и длительным, цена будет неэластичной, потому что производитель не может легко остановить или замедлить производство.
Inventory: Если производитель имеет большой инвентарь из сырья , они могут быстро активизировать производство, поэтому такой продукт имеет более высокую ценовую эластичность.
Глава 2. Анализ эластичности рыночного предложения
2.1. Эластичность на продовольственном рынке в России
Определение текущих и перспективных направлений развития продовольственных рынков осуществляется с использованием методологического инструментария на основе имеющейся информации о вариантах развития, источником которой могут служить результаты данного научного исследования.
Для проведения подобного рода исследования необходимо иметь информацию о среднедушевом потреблении мяса и рыбы в целом и каждого отдельного вида мяса в частности жителями Российской Федерации. Однако для отдельных категорий мяса (говядина, свинина, мясо птицы) информация не публикуется ни в статистических сборниках, ни на официальном сайте Росстата. Поэтому потребление отдельных категорий мяса, формирующих продовольственные рынки, определялось как сумма национального производства отдельного вида мяса и импорта, деленная на среднегодовую численность населения.
На протяжении всего исследуемого промежутка времени ( с 1995 по 2021 гг.) наблюдалась следующая тенденция: цена за один килограмм красного мяса крупного рогатого скота поступательно (без колебаний) увеличивалась, а потребление этого продукта питания поступательно (без колебаний) уменьшалось. За исследуемый промежуток времени потребление красного мяса (из среднего расчета на одного потребителя) сократилось в натуральном выражении на 16,2 кг (или в процентном выражении на 60,2 %). По итогам последнего наблюдаемого временного периода (2017 год) потребление красного мяса крупного рогатого скота имело наименьшее значение среди объемов потребления остальных мясных категорий продуктов питания и составляло всего 10,7 кг в среднем на одного человека в год (при том, что норма потребления данного продукта питания составляет 20 кг в год). То есть можно утверждать, что население Российской Федерации потребляет в два раза меньше красного мяса, чем того требуется для поддержания здоровья. Цена красного мяса крупного рогатого скота за исследуемые 28 лет увеличилась в 19 раз, по итогам 2017 года этот продукт питания являлся самым дорогим из трех видов мяса, реализуемых на территории Российской Федерации. Столь значительное (60,2 %) снижение потребления красного мяса можно объяснить его высокой ценой по отношению к остальным категориям мяса и рыбе, население старалось заменить (что будет доказано ниже) это мясо другими категориями мяса. Примечательно, что в потреблении говядины наблюдается постоянная понижательная тенденция, без циклических изменений (исключение составляют только 2002 и 2003 годы, когда потребление говядины незначительно увеличивалось).
Динамика среднедушевого потребления свинины носила циклический характер, с 1991 по 1999 год наблюдалось снижение потребления (на 50,7 %), а с 2000 года началась повышательная волна в потреблении этой категории мяса, причем показатели потребления 1991 года были достигнуты только в 2016 году. Средняя цена реализации одного килограмма свинины в Российской Федерации за последние 28 лет увеличилась в 16 раз, причем начиная с 1992 года и по 2011 год средняя цена реализации свинины была даже несколько выше цены реализации говядины. То есть за 12 лет (с 2000 года по 2011 год) наблюдалось повышение среднедушевого потребления свинины даже на фоне более высоких цен, чем на говядину.
Изменение динамики среднедушевого потребления мяса птицы объясняется исключительно уровнем благосостояния потребителей, что убедительно доказывает диаграмма рассеивания показателей потребления мяса птицы и величины ВВП на душу населения в стране (
Потребление белого мяса птицы носило циклический (колебательный) характер, в частности потребление данного продукта питания снижалось вплоть до 2007 года, а затем началась повышательная волна потребления, которая продлилась вплоть до последнего наблюдаемого периода (2017 года). За исследуемый промежуток времени (двадцать восемь календарных лет) потребление белого мяса увеличилось почти в 2 раза (или в натуральном выражении на 21,9 кг на одного потребителя за год). Начиная с 2007 года объемы потребления белого мяса росли сильнее, чем объемы потребления других категорий мяса, и в 2017 году на территории Российской Федерации в среднем потреблялось 33,7 кг белого мяса птицы, что превышает рекомендованные Минздравом объемы потребления почти на 3 кг. Значительное превышение норм потребления белого мяса птицы над другими категориями мяса, а также и рыбы объясняется его экономической доступностью (в 2017 году средняя цена реализации килограмма этого продукта на территории Российской Федерации составляла 126 руб., что на 60,6 % ниже стоимости красного мяса крупного рогатого скота и на 50,6 % ниже стоимости свинины).
2.2. Почему важна ценовая эластичность и цифровая экономика
Ценовая эластичность в первую очередь используется компаниями для выбора стратегии. Понимание того, является ли спрос на ваш продукт эластичным по цене, очень важно при определении вашей продажной цены.
Если вы уже установили продажную цену, эластичность цены является важным фактором при повышении или понижении цены. Повышение цен (и, следовательно, снижение спроса) может увеличить вашу чистую прибыль на единицу продукции, но может иметь разрушительные последствия для ваших продаж. Если вы рассматриваете возможность снижения цен (и, следовательно, увеличения спроса), вам следует подумать о том, есть ли у вас производственные мощности для удовлетворения этого спроса и стоит ли этого увеличения затрат.
Цифровая экономика в России
Развитие цифровых технологий является ключом к конкурентоспособности стран в современном мире. Переход к цифровой экономике считается основной движущей силой экономического роста. По оценке министерства сельского хозяйства России, использование цифровых технологий в агропромышленном комплексе (АПК) повышает рентабельность сельскохозяйственного производства за счет оптимизации затрат и более эффективное распределение средств. Оцифровка экономики при применении сложных решений позволяет сократить расходы не менее чем на 23 %“. Согласно данным правительственной программы „Цифровая экономика Российской Федерации“. Россия занимает 41-е место по готовности перейти на цифровую экономику и имеет значительное отставание от ведущих десяти стран Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, США, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург и Япония. По экономическим и инновационным эффектамиспользования цифровых технологий Российская Федерация занимает 38-е место, намного отставая от таких лидеров, как Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль, Сингапур, Нидерланды, США, Норвегия, Люксембург и Германия.
Этот отчетливое отставание в развитии цифровой экономики от ведущих стран мира имеет несколько причин. В частности, здесь следует назвать недостаточную правовую базу для цифровой экономики и неблагоприятные условия окружающей среды для современных бизнес-моделей и инноваций, которые приводят к нерешительному применению цифровых технологий в бизнес-структурах. О низком распространении цифровых технологий в бизнес-структурах по сравнению с их применением
государственными органами и населением, говорится в правительственной программе о цифровой экономике Российской Федерации также говорится в докладе Всемирного банка о глобальном развитии за 2018 год.
Заключение
Эластичность - это мера, выражающая взаимосвязь между двумя относительными изменениями.
Когда существует положительная связь между причиной и следствием, эластичность также положительна.
Если существует отрицательная связь между причиной и следствием, то эластичность также отрицательная.
Положительная причинно-следственная связь
Мы говорим о положительной взаимосвязи, когда причина и следствие увеличиваются или оба уменьшаются.
Итак, когда:
- уменьшение причины приводит к уменьшению следствия, или
- увеличение причины приводит к увеличению следствия.
При положительном соотношении эластичность положительная. Число> 0.
Когда мы вводим положительное число в E на изображении выше, мы видим, что действительно существует положительная связь:
+ 1% × 2 → + 2%
+ 1% × 5 → + 5%
+ 1% × ¾ → + ¾%