Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. При выполнении любой физической нагрузки человеку необходима выносливость. В разных видах спорта выделяется по-своему.
В одном виде спорта она определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, езда на велосипеде, катание на коньках на длинные дистанции, катание на лыжах), в других дает возможность выбрать правильную тактику (бокс, борьба, спорт и др.); в-третьих - может помочь выдержать несколько кратковременных высоких нагрузок и помогает быстрее восстановиться после нагрузки (спринт, метание, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и др.). Можно смело сказать, что выносливость необходима всем людям, занимающимся спортом.
Также выносливость необходима профессиональным спортсменам в их постоянных тренировках, чтобы не уставать от соревнований во время разминки, которая занимает значительное количество времени и для быстрого восстановления. Спортсмен с высоким уровнем общей выносливости считается полностью здоровым. Именно поэтому очень важен процесс развития выносливости.
Основной задачей в развитии выносливости у спортсмена является создание условий для устойчивого повышения общей аэробной выносливости на основе всех видов подвижной деятельности, которые предусмотрены для правильной и точной разработки обязательных программ спортивного образования.
Существуют также определенные задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Если их правильно решать, то можно добиться многостороннего и гармоничного развития мобильных способностей.
Воспитанию выносливости в детском возрасте уделяется незаслуженно мало внимания. А как известно, нарушение гармонии в развитии двигательных качеств мешает правильному физическому воспитанию детей. Более того, низкий уровень выносливости у выпускников школы пагубно отражается на них.
Анализ последних исследований и публикаций. Теоретически вопросом сущности развития выносливости у детей посвящены труды многих авторов, таких как: Г.Б. Глазкова, О.К. Грачев, А. Дьяченко, В.М. Зациорский, А.С. Земсков, Ю.Ф. Курамшин, Б.Х. Ланда, Е.Н. Литвинов, В.И. Лях, В.С, Мартыненко, Л.П. Матвеев, А.М. Максименко, В. Семенов, Ж.К. Холодов и др.
Однако, несмотря на существенный вклад этой плеяды исследователей в разработке на концептуальном уровне содержания и производных аспектов методики развития выносливости, ряд научных положений остается недоработанным.
Объектом исследования является выносливость как физическое качество.
Предметом исследования является выносливость у детей 14-15 лет
Цель исследования: изучить методику развития выносливости детей 14-15 лет во внеурочных формах физического воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие выносливости;
- проанализировать виды выносливости и средства ее развития;
- охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей 14-15 лет;
- предоставить комплекс упражнений для развития выносливости у детей в возрасте 14-15 лет на примере легкой атлетики.
Методы исследования. В процессе исследования нами были использованы методы исследования: методы получения ретроспективной информации; методы анализа и синтеза.
Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: анализ и синтез научной, учебно-методической литературы.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список литературы. Объем исследования: 26 страниц печатного текста.
Глава 1. Сущность понятия «выносливость»
1.1 Понятие выносливости
Общая выносливость – способность выполнять длительную работу умеренной интенсивности с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма с использованием всего мышечного аппарата1.
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.
Специальная выносливость означает продолжительность работы, которая определяется зависимостью характера утомления от содержания решения двигательной задачи.
Специальная выносливость – не только способность бороться с утомлением, но и способность выполнить задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции (бег, лыжи, плавание и другие циклические виды спорта) или определенного времени (футбол, теннис, водное поло, бокс и др.).
Проще говоря, выносливость - это способность человека в течение длительного периода времени выполнять любую работу, требующую повышенных энергетических затрат.
Выносливость бывает двух видов: эмоциональная и физическая. Первая позволяет человеку спокойно, безмятежно и невозмутимо переносить тяжелые изнурительные эмоциональные условия, физическая – способствует тратить меньше энергии в организме, выполняя определенные действия, и быстро восстанавливать свои запасы. Правильно было бы сказать, что эти два вида выносливости тесно связаны и, развивая одну из них, невольно развивает других.
Выносливость не придет ниоткуда, она должна вырабатываться долгими, изнурительными и систематическими тренировками. В чем разница между тренированным выносливым человеческим телом и нетренированным?
Организм первого подвергается глубоким физиологическим изменениям. Даже внешний вид и характер движений позволяет отличить выносливого человека от слабого и неустойчивого к физической активности. Тренированный человек всегда выглядит подтянутым, с хорошо развитой мускулатурой, для него характерны: точность, скорость и уверенность в движении. Однако наиболее очевидные и удивительные изменения, происходящие внутри организма - мышечные ткани и внутренние органы, меняют их внешний вид, состав, структуру и свойства. Такие изменения затрагивают практически все органы и системы человеческого организма.
У человека развивается способность использовать переменное мышечное напряжение и расслабление, а также полностью синхронизировать все органы при максимальных нагрузках. В результате любой организм при экстремальных нагрузках обладает высокой производительностью.
Приведенные выше факты показывают, что все изменения, происходящие в организме под воздействием тренировок, способствуют максимальной мобилизации человеческого тела.
Существует множество видов выносливости: скоростная, силовая, локальная, региональная и глобальная, статическая и динамическая, сердечно-сосудистая и мышечная, а также общая и специальная, эмоциональная, игровая, дистанционная, координационная, прыжковая и др.2
Выносливость может спасти не только здоровье, но в некоторых случаях даже жизнь человека. Выносливость спортсмена способствует его стабильному состоянию во время тренировок или соревнований, выносливость «нормального» человека дает ему возможность комфортно чувствовать себя в любых экстремальных внезапных ситуациях, выносливость воина обязательно поможет ему в успешном выполнении сложных боевых задач, позволит ему выполнять любую работу, требующую значительных физических нагрузок.
Для развития общей выносливости могут быть использованы разнообразные физические упражнения и их комплексы, отвечающие ряду требований: относительно простая техника исполнения; активное функционирование подавляющего большинства скелетных мышц; повышение активности функциональных систем, ограничивающих проявление выносливости; возможность дозирования и регулирования тренировочной нагрузки; возможность длительных упражнений (от нескольких минут до нескольких часов).
Вышеуказанные требования лучше всего выполняются циклическими упражнениями: ходьба, бег, плавание, лыжи и тому подобное.
Для развития скоростной выносливости целесообразно использовать как циклические, так и спортивные и специально подобранные игры.
Для развития силовой выносливости, циклические упражнения в усложненных условиях и ациклические упражнения с дополнительными весами.
Таким образом, в процессе развития общей выносливости необходимо оказывать тренировочное воздействие на факторы, ограничивающие ее проявление.
Для этого требуется ряд последовательных задач: развитие функциональных возможностей аэробной системы энергообеспечения; развитие аэробного питания; увеличение подвижности функциональных систем аэробного энергообеспечения; повышение функциональной и технической эффективности; повышение емкости и возможностей буферных систем организма и их реализация3.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Глазкова Г.Б. Физическое воспитание учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья на основе компетентностного подхода: монография / Г.Б. Глазкова, Л.А. Парфенова. – Казань: Отечество, 2019. – 175 с.
2. Грачев О.К. Физическая культура / О.К. Грачев. – М.: МарТ, 2015. – 464 с.
3. Дьяченко А. Специфические характеристики специальной выносливости спортсменов / А. Дьяченко, В. Мищенко. – М.: Высь, 2014. – 180 c
4. Даймонд Даллас Пейдж Йога для всех. Комплекс упражнений для увеличения силы и выносливости / Даймонд Даллас Пейдж. – М.: АСТ, Астрель, ВКТ, Кладезь, 2019. – 272 c.
5. Джо Пулео Анатомия бега. Иллюстрированное пособие по развитию силы, скорости и выносливости / Пулео Джо. – М.: Попурри, 2016. – 196 c.
6. Зациорский В.М. Биомеханические основы выносливости / В.М. Зациорский, С.Ю. Алешинский, Н.А. Якунин. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 208 c.
7. Земсков А С. Формирование и динамика мотивации к воспитанию общей выносливости / А.С. Земков. – Самара, 2015. – 169 с.
8. Казанская, В.Г. Психологические особенности кризисов подростка. учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. подгот. ФГОС ВПО 030300 «Психология» / В. Г. Казанская. – М.; ФОРУМ. ИНФРА-М, 2014. – 200 с.
9. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 201. – 464 с.
10. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2016. – 208 с.
11. Литвинов Е.Н. Как стать сильным и выносливым / Е.Н. Литвинов, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон. – Москва: СИНТЕГ, 2014. – 622 c.
12. Линець М.М. Выносливость, здоровье, работоспособность / М.М. Линець, Г.М. Андриенко. – М.: Гардарики, 2013. – 131 с.
13. Лях В.И. Физическое воспитание учащихся 5-7, 8-9 классов: Пособие для учителя / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. – М.: Просвещение, 2018. – 95 с.
14. Мартыненко В.С. Оптимальная величина физических нагрузок, направленных на развитие выносливости / В.С. Мартыненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. - № 1 (35). – С. 65-68.
15. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Советский спорт, 2010. – 340 с.
16. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры / A.M. Максименко. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 323 с.
17. Минаев Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников / Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян. – М.: Владос, 2015. – 123 с.
18. Орлова, Е.В. Подростки и их характеры / Е.В. Орлова // Народное образование. – 2012. – № 1–С. 250-259
19. Семенов В. Развитие выносливости у спортсменов / В. Семенов. – М.: Спорт, 2017. – 970 c.
20. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. для студентов вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, Шелегина, А.В. Теоретические основы моделирования педагогической системы развития, формирования и сохранения здоровья школьника / А.В. Шелегина // Валеология. – 2019. – № 2. – С. 12-21.
21. Щетинина С.Ю. Социально-педагогические факторы физкультурно-спортивной среды, способствующие повышению эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе / С.Ю. Щетинина // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 6 (88). – С. 133-139.