Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В процессе взаимного влияния людей друг на друга, складываются межличностные отношения. Они рассматривают как один из важнейших рычагов, с помощью которых возможно регулирование производственных процессов в трудовом коллективе, что делает изучение межличностных отношений интересной темой для исследования.
На данный момент проблема диагностики и регулирования межличностных отношений становится всё более актуальной. Межличностные отношения затрагивают абсолютно все процессы в отношениях между людьми.
Построение системы межличностных отношений может быть связано с типом и видом направленности личности. Выявление такой взаимосвязи может быть использовано для коррекции воспитательного процесса в образовательной организации как среднего профессионального, так и высшего образования.
Глава 1. Межличностные отношения, их характеристика и диагностика развития
1. 1. Понятие межличностных отношений в психологии, виды и структурные компоненты межличностных отношений
В современном мире постоянно растет число контактов между людьми, что связано с выраженным коллективным характером большинства видов деятельности, в которых участвует человек. В этой связи повышается значимость знаний об эффективных способах взаимодействия между людьми, межличностных отношений.
В зарубежной психологии сложилось несколько направлений, изучающих межличностные отношения. X. Блэлок и Г.Уиткин разрабатывали теорию диадического взаимодействия с позиций бихевиориального подхода. «Изучением специфических условий взаимодействия, которые повышают или снижают эффективность межличностного кооперирования, занимались С. Кук, Г. Оллпорт, К. Стефан и др. Исследование межличностных отношений в сфере управленческой деятельности осуществляли Р. Браун, Г. Левитт, Р. Лайкерт и др. В работах У.Дуаза, Г. Джерарда и М. Хойта, Г. Тэджфела, Д. Тернера и др. выявлены механизмы межличностного взаимодействия, основанные на формировании чувства идентичности индивида с группой» [4, С. 15].
Фундаментальная разработка многих проблем психологии межличностного взаимодействия содержится в трудах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Г.М.Андреевой, A.A. Бодалёва, Р.В. Габдреева, Л.Я.Гозмана, В.В. Знакова, Я.Л. Коломинского, И.С. Кон, Е.А. Климова, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, В.П. Левкович, A.A. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, B.C. Мерлина, В.И. Моросановой, В.Н.Мясищева, A.A. Реан, С.Л. Рубинштейна, Е.Т.Соколовой, В.А. Донцова и др. Проблема взаимодействия людей интересовала многих учёных во все времена. Человек, являясь членом той или иной социальной группы, находится во взаимодействии с другими людьми. Организация своего поведения под влиянием других людей в социальной психологии получило название взаимодействия. Межличностное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности. Если рассматривать межличностное взаимодействие как процесс, то можно выделить следующие его компоненты.
Общение в данном случае есть тот наблюдаемый процесс, в котором внутреннее состояние личности актуализируется и проявляется. А межличностные отношения – это внутренний, скрытый процесс отношений между людьми. Одной из характеристик межличностного взаимодействия являются межличностные отношения. Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми, входящих в общую для них группу – семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т.д. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на друга во время совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. В настоящее время, изучением межличностных отношений занимается социальная психология. Основные феномены, которые рассматривает социальная психология – это совместная деятельность (взаимодействия в совместной деятельности.
Общение в данном случае есть тот наблюдаемый процесс, в котором внутреннее состояние личности актуализируется и проявляется. А межличностные отношения – это внутренний, скрытый процесс отношений между людьми. Одной из характеристик межличностного взаимодействия являются межличностные отношения. Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми, входящих в общую для них группу – семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т.д. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на друга во время совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. В настоящее время, изучением межличностных отношений занимается социальная психология. Основные феномены, которые рассматривает социальная психология – это совместная деятельность (взаимодействия в совместной деятельности), мотивация совместной деятельности); социальная психология личности (социализация личности, структура личности, регуляция социального поведения личности); группа (малые группы, коллективы, большие и стихийные группы); взаимодействие людей (общение и межличностное взаимодействие в малой группе).
1. 2. Психодиагностика межличностых отношений
В отечественной школе психологии различают три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.
«В последние десятилетия отечественная культура столкнулась с рядом новых феноменов, представляющих различные нарушения партнерского взаимодействия: межличностная зависимость, созависимость, противозависимость, страх интимности, аддикция избегания, синдром «эмоционального холода» в межличностных отношениях. Указанные феномены достаточно «близки» по своему семантическому значению» [4, С. 67].
В то же время, каждое имеет специфическую симптоматику, генезис и, соответственно, психодиагностические методики, позволяющие количественно оценить степень выраженности данного расстройства. Эвристическим направлением представляется построение топографической модели пространства партнерской коммуникации в норме и при различных нарушениях, В первую очередь, она может быть начата с анализа мишеней методик психодиагностики указанных расстройств.
Существует диагностика межличностных отношений, то есть можно исследовать, какие у личности существуют представления как о себе, так об остальных индивидах, а также выяснить, какое место он занимает в группе, будь то учебный процесс, рабочий коллектив или кружок по интересам. В основном во время диагностики специалисты обращают внимание на такие показатели, как агрессивность, доброта, лидерские способности и исполнительность. Используют для этого опросники таких психологов и психодиагностов, как Т. Лири, Дж. Морено, В. Стефансон, Рене Жиль, Е. Шеффер и Р. Белл. Наиболее популярной является методика диагностики Т. Лири.
В отечественной психологической науке внедрение социометрического метода связано с именами И.П. Волкова, Я.Л. Коломинского, Е.С. Кузьмина, А.А. Реана, Б.А. Ядова, и др. Социометрическое исследование позволяет выявлять членов группы, которые имеют наибольшее количество выборов, – «звезд». Членов малой группы, которые имеют достаточно большое количество выборов (но меньше, чем у «звезд»), принято называть «предпочитаемые», а тех, которые имеют самое незначительное количество выборов, – «принятые». Члены группы, которые не получили ни одного выбора, в социометрии называются «изолированные».
Известно, что «номинальная шкала является самой простой и самой «слабой» из всех шкал». В то же время выбор в социометрическом исследовании – это сложный процесс принятия решения в условиях неполной и нечеткой информации о межличностных отношениях в группе. Однократное оценивание членом группы своих одногруппников подвержено воздействию множества побочных факторов, снижающих достоверность получаемой информации.
Выделяя «отношение» как теоретическое понятие, означающее готовность индивида к определенному субъектно-оценочному и сознательно-избирательному взаимодействию с субъектами окружающего мира, следует подчеркнуть, что оно характеризуется непрерывной переменной на некотором психологическом континууме. Следовательно, отношения члена группы можно измерять, то есть присваивать числовые значения, в некотором интервале, например, от 0 до 1 или от 1 до 10. Моделирование рассуждения человека сопряжено с учетом различных видов неопределенностей, присущих ему, что в психологии обозначается понятием «субъективное шкалирование».
В социометрии Ямашита предложил способ, в котором каждый выбор дополняется информацией о степени уверенности в нем. В этом случае результаты социометрического исследования представляют собой «нечеткое множество», описывающее лингвистические переменные.
Социометрия – часть стройной системы экспериментальных методик философа и социолога Я.Л. Морено – переживает сегодня, то есть в начале XXI в., на наш взгляд, некий сложный период своего развития. Напомним, что в систему методов Морено входит групповая психотерапия, психодрама, социодрама, социатрия и, конечно, социометрия.
Глава 2. Практические аспекты проблемы оптимизации межличностных отношений подростков в условиях образовательной организации
2.1 Организация и методы исследования
Эксперимент проводился среди учащихся 10 «А» и 10 «Б» класса в свободное от занятий и в соответствии с режимными моментами время. Общее количество респондентов 40 человек в возрасте 14-15 лет. Обучающиеся находились в привычной для них обстановке.
Для диагностического исследования взаимоотношений подростков в условиях образовательной организации нами была подобраны следующие диагностические методики.
1. Методика социометрических измерений ( автор Дж. Морено).
Интерпретация результатов: Высокий уровень сформированности взаимоотношений подростков (5 и более выборов, «звёзды») - 3 балла. Средний уровень сформированности взаимоотношений подростков (2 - 4 выбора, «предпочитаемые») - 2 балла. Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0 - 1 выборов, «пренебрегаемые») - 1 балл Подсчет производился по формуле: P(A)=d/(N-1), где Р — вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N — число членов группы, d – число выборов.
2. Тестовая диагностика взаимоотношений Т. Лири. Данная диагностика была адаптирована для работы по теме исследования взаимоотношений подростков в общеобразовательной организации.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является разница между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению.
На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.
Ключ
1. Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.
2. Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.
3. Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.
4. Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.
5. Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.
6. Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.
7. Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.
8. Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.
На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.
2.2 Анализ результатов исследования
Диагностическое задание №1.
По результатам первой методики в экспериментальной группе мы выяснили, что отношения в группе неблагополучные, так как детей, входящих в группу популярных и предпочитаемых меньше, чем детей, входящих в группы отверженных и изолированных: 44% - 56%.
Получены следующие результаты: «Популярные» (звезды) из всей группы составили 16% (4 человека). Эти подростки получили наибольшее количество положительных выборов. Эти дети общительны, хорошо учатся. Популярны среди своих одноклассников, умеют устанавливать контакт. Очень часто помогают своим одноклассникам, понимают их и стремятся вовлечь в общие дела.
«Предпочитаемые» - составили 28% (7 человек). Это подростки которые получили две трети положительных выборов. С ними одноклассники предпочитают общаться, вместе организовывают совместные творческие дела. Члены из этой группы стараются учиться хорошо, адекватно себя ведут с одноклассниками и педагогами. Уровень взаимоотношений у них равный со всеми в классе.
«Пренебрегаемые» - составили 44% (11 человек). В эту группу вошли дети, которые получили наименьшее количество положительных выборов. В классе к ним обращаются в крайнем случае. В основном их стараются не замечать. У детей этой группы наблюдаются неформальные наклонности, эксцентричное поведение, всплески раздражения и агрессии по отношению к окружающим что не способствует высокому уровню коммуникации с окружающими.
«Изолированные» - составили 12% (3 человека). Это дети, которые не получили ни одного положительного выбора. Одноклассники не стремятся к общению с этими детьми. Дети замкнуты, необщительны. Предпочитают компанию самих себя. В делах класса не проявляют инициативы, но если педагог дает задание, то выполняют его. Все данные нами обработаны и занесены в протоколы. Анализ результатов представлен на рисунке 1.
После проведения диагностики данные исследования (рис. 1.)показали, что взаимоотношения подростков в экспериментальной группе неоднозначные. Преобладают властно-лидирующие отношения. 40% подростков из группы (10 человек) показали ориентацию на доминирование над другими членами коллектива, 24% (6 человек) показали негативное отношение и проявление враждебности по отношению к коллективу, 24% (6 человек) показали оптимистическое настроение, дружелюбие, доброжелательное отношение к членам коллектива и стремление помогать и доверять, эти дети способны уважать личность другого человека, оставшиеся 3 человека, что составило 12% показали стремление к подчиненности.
Это дети, которые предпочитают не высказывать свое мнение, всегда соглашаются с лидерами класса. Подчиняются их требованиям. Очень ведомые подростки. Подростки, имеющие статус пренебрегаемых демонстрируют склонность к подчинению и агрессии. Подростки. Имеющие статус предпочитаемых проявляют дружелюбие, стремление к общению, но в то же время демонстрируют средний уровень доминирования. Все данные нами обработаны и занесены в протоколы.
Результаты первой методики в контрольной группе показали, что отношения в группе также, как и в экспериментальной неблагополучные, так как детей, входящих в группу популярных и предпочитаемых меньше, чем детей, входящих в группы отверженных и изолированных: 44% - 56%.
Получены следующие результаты: «Популярные» (звезды) из всей группы составили 20% (5 человек). Эти подростки получили наибольшее количество положительных выборов. Эти дети общительны, хорошо учатся. Популярны среди своих одноклассников, умеют устанавливать контакт. Очень часто помогают своим одноклассникам, понимают их и стремятся вовлечь в общие дела.
Заключение
Процесс личностного развития человека невозможен без установления отношений с окружающими людьми. Выстраивая эмоционально близкие отношения, индивид реализует свою потребность в любви, принятии и уважении, усваивает общественные нормы и примеряет на себя различные социальные роли. Межличностные отношения (синоним — взаимоотношения) — это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями(симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.
Существует множество диагностик межличностных отношений, то есть можно исследовать, какие у личности существуют представления как о себе, так об остальных индивидах, а также выяснить, какое место он занимает в группе, будь то учебный процесс, рабочий коллектив или кружок по интересам.