Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В современном мире ни одна компания не сможет добиться успеха без эффективного управления, однако управление как вид деятельности и как наука в целом появилось не сразу.
Менеджерам 19-20 веков предстояло преодолевать трудности: они учились на собственных ошибках и рисковали своим состояниям, ради достижения главной цели – эффективное и результативное управление.
Менеджерам 21 века повезло больше, они имеют уникальную возможность ознакомиться с трудами таких великих ученых и менеджеров-практиков как Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд. Данное же исследование будет посвящено Г. Форду.
1. Генри Форд – представитель школы научного менеджмента
1.1 Научная школа менеджмента
Появление знаний об управлении обусловлено, прежде всего, особенностями развития самого социума, а также зарождением государственных образований и формированием различных государственных институтов.
Некоторые исследователи утверждают, что мировая история изобилует массой примеров эффективной организации государственной власти, армии и флота. Поэтому практика управленческой деятельности насчитывает не одно тысячелетие, однако как к науке, к управлению было обращено пристальное внимание только в конце XIX – в начале XX века. Это объясняется дальнейшим развитием производственных отношений, где разделение и кооперация труда представляют собой всеобщую, универсальную форму организации человеческой деятельности, а трудовая деятельность выступала в качестве объекта для изучения и применением новых методов управления.
Разделение, кооперация труда, организация трудовых и производственных процессов дали огромный импульс в развитии управленческих концепций. Управление было признано самостоятельной областью знания только в двадцатом веке.
Определим понятие управления с помощью схемы (рисунок 1) [6].
Итак, правление – это вид деятельности человека, возникший в ее структуре по мере ее оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ.
В качестве объектов управления в менеджменте в рамках социально-экономической системы могут выступать кадры, производство, финансы и др. (рисунок 2) [9].
1.2 Биография Генри Форда
Генри Форд – американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США. Его лозунг – «автомобиль для всех»; завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Компания «Ford Motor Company» существует по сей день.
Генри Форд известен также тем, что впервые стал использовать промышленный конвейер для поточного производства автомобилей [3].
Генри Форд (1863-1947) родился в семье эмигрировавших из Ирландии фермеров, изредка посещая занятия в местной сельской школе, он научился основам арифметики, чтения и письма, но вряд ли это можно было назвать серьезным образованием. Однако Г. Форд сумел предвидеть будущее автомобиля как массового средства передвижения и в будущем заработать на его производстве целое состояние.
В двенадцать лет мальчик стал одержим идеей создания «мчащийся» со скоростью шесть километров в час. Переехав в Детройт, он устраивается в мастерскую Драйдока учеником механика. Все последующее время он изучал бухгалтерское дело и делал упор на изучение паровых двигателей
В 1896 году он сконструировал свою первую модель Ford Quadricycle. На тот момент его изобретение являлось самым легким и практичным среди существующего автотранспорта (модель сразу же была продана, а средства от продажи пошли на сборку второго автомобиля, который также был продан ради создания третьего автомобиля) Как можно заметить, Г. Форд с легкостью расставался со своими творениями, именно это качество отличало его от других изобретателей-практиков в области автомобилестроения.
В 1903 году благодаря инвесторам, знаменитый изобретатель открывает свою компанию под названием Ford Motor Company, с помощью которой он воплощает свою мечту и создаёт общедоступный автомобиль.
2. Управление организацией по Г. Форду
2.1. Принципы управления по Г. Форду
Генри Фордом был придуман девиз: «Поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации». Он означал, что работа низшего менеджмента была сведена к простому учету, на предприятии не было организационных схем и горизонтальных связей между подразделениями, были ликвидированы разного рода производственные совещания, не велась никакая «лишняя документация», были отменены любые журналы нарядов. Г. Фордом была упразднена статистика [11].
При создании собственного предприятия с нуля, Г. Форд решил не идти по общепринятому пути. Им применялись собственные правила по ведению бизнеса.
Отличающаяся основательностью кадровая политика вызвала то, что на предприятие «Ford» работники выстраивались в прямом смысле слова в очередь. Те же, кто сумел получить место работы на конвейере и удержаться в достаточно сложных условиях осуществления производства хотя бы в течение полугода, уходить уже не хотели. Бонусы, которые сегодня очень часто применяют современные компании с целью удержания ценных сотрудников, Генри Фордом использовались уже в начале прошлого столетия: «Наша идея состояла в разделении прибыли. Участвовавшие в этом процессе были поделены на три категории:
1) женатых людей, которые жили со своей семьей и хорошо содержали ее;
2) холостых, старше 22 лет, с явно выраженными хозяйственными привычками;
3) молодых мужчин, ниже 22 лет, и женщин, которые служили единственной опорой для каких-нибудь родственников» [15].
При этом доля каждого была различной. В первую очередь, рабочий получал на основе справедливости свою положенную оплату, которая в те времена была на 15% больше по сравнению с обычным поденным заработком. Помимо этого, он обладал правом на известную долю в рамках прибыли.
Она рассчитывалась исходя из часовых расчетов и была согласована таким образом, что тот, кто получал самую низкую почасовую оплату, имел право на высшую долю в прибыли, которая ему выплачивалась каждые две недели вместе с его обычными ставками. Так, к примеру, рабочий, который получал 34 цента в час, получал, как долю в прибыли, 28,5 цента в час, т.е. дневной заработок в 5 долларов. Кто зарабатывал 54 цента в час, получил почасовую прибыль в 21 цент – его дневной заработок составлял 6 долларов» [2].
Чисто утилитарный подход к менеджменту получил название «фордизма».
По его мнению, задачу промышленности нельзя видеть только в удовлетворении надобностей рынка (хотя без этого никакая промышленность существовать не может), а необходимо так организовывать производственный процесс, чтобы, во-первых, можно было снизить цены на продукцию, а во-вторых, повысить оплату труда работников.
Генри Форд полагал, что правильная организация производства предполагает: замену ручного труда машинным, заботу о рабочих, заключающуюся в создании благоприятных условий труда (чистота в цехах, уют), а также повышение качества продукции и развитие сети сервисного обслуживания.
2.2 Производственная система Г. Форда
Будучи талантливым инженером-механиком и изобретателем, Генри Форд, названный в свое время «автомобильным королем», основные принципы рационального функционирования предприятия позаимствовал у Ф. Тейлора (американского инженера, основоположника научной организации труда и менеджмента) и практически впервые внедрил их в полном объеме на своем производстве (рисунок 8). Благодаря научной организации труда Форд добился революционного роста производительности и уже в 1922 году выпускал на своих заводах каждый второй автомобиль в мире [4].
Форд построил систему организации производства, основанную на сверхспециализации рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и расположении технологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций. Им введена невиданная ранее форма организации производственного процесса - поточная линия. Использованная им впервые в 1913 году в виде ленточного конвейера такая линия оказалась чрезвычайно эффективной для условий массового производства. Она позволила резко сократить цикл изготовления автомобилей и снизить затраты на их производство.
Благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г.Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека [5].
Он применил максимальную специализацию, регламентированный ритм работы, механизацию транспортных операций, развивал предприятие как комплекс, обеспечивающий себя всем необходимым, отделял основное производство от его обслуживания.
Однако Форд разделял не все взгляды Тейлора, т.к. больше тяготел к практике и потому, например, был против чрезмерного увлечения организационными схемами и структурами; требовал строгого соблюдения дисциплины без личного общения работников на предприятии; внедрял абсолютное разделение труда на конвейере.
Среди основных идей наибольшей известностью пользуется применение им сборочных линий и налаживание высокоэффективного массового производства. Причем наряду с широким использованием механизации, которая в скором времени стала одной из типичных черт промышленного производства, Г.Форд осуществил глубокую вертикальную интеграцию.
Заслуживает внимания и такое нововведение промышленника, как непрерывно перемещающиеся запасы, что практически явилось прообразом системы «точно вовремя».
Фордистская система производства имеет 4 отличительных ключевых элемента:
разделение труда – процессы разбиты на небольшие операции, которые может выполнять низкоквалифицированный персонал. Высококвалифицированные кадры заняты управлением, разработками и совершенствованием процесса;
высокая стандартизация узлов, агрегатов и запчастей;
организация не вокруг станков с определёнными свойствами, а станки размещены в необходимом для производства порядке;
лента конвейера связывает различные стадии процесса.
Вся система нацелена на удешевление производимого продукта (автомобиля) [12; 14].
Итак, система Г. Форда, чертами которой являются: конвейерная сборка, а также введение новых техник, таких как: унификация, стандартизация производства – имела положительные результаты, а именно способствовала росту продуктивности, экономии на масштабе, и, конечно, явилась началом введения массового производства.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам по второй главе:
В основе системы управления компанией по Г. Форду лежат 4 основных принципа:
1. Осуществлять контроль за рабочими, каждый из них обязан работать по 48 часов в неделю, но не более, также труд стоит щедро оплачивать, заработная плата сотрудников должна быть не менее 6 долл. в день. В то время в Америке заработанная плата на предприятии Г. Форда считалась одной из самых высоких.
2. Во время работы стоит избегать формализма и традиционного разделения полномочий.
3. Приучать подчиненных к чистоте и порядку на рабочем месте, так как от этого зависит качество производимого продукта (автомобилей).
4. Развитие массового рынка через массовое производство и заплаты, представление о рабочем как о среднем классе.
Система Г. Форда, чертами которой являются: конвейерная сборка, а также введение новых техник, таких как: унификация, стандартизация производства – имела положительные результаты, а именно способствовала росту продуктивности, экономии на масштабе, и, конечно, явилась началом введения массового производства.
Заключение
В ходе написания данной работы мы пришли к следующим выводам:
Особое влияние на развитие теории управления оказали классические школы управления.
Школа научного управления (1885-1920) окончательно сформировалась и получила широкую известность в начале XX в. Она связана, прежде всего, с именами Ф. Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрет, Г. Эмерсона, Г. Форда.
Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Балашов, А., П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 112 c.
2. Генри Форд. Великий новатор, талантливый механик, человек с несгибаемой волей, успешный бизнесмен [Электронный ресурс] // Википедия. – Режим доступа: Sports.ru (Дата обращения: 20.05.2021).
3. Генри Форд: создание конвейера и оптимизация производства [Электронный ресурс] // rusvst.ru. – Режим доступа: rusvst.ru (Дата обращения: 20.05.2021).
4. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник / А.П. Егоршин. - М.: Инфра-М, 2018. - 288 c.
5. История успеха Генри Форда [Электронный ресурс] // Википедия. – Режим доступа: fingramm.ru (Дата обращения: 20.05.2021).
6. Классическая школа управления Электронный ресурс // Grandars. – Режим доступа: grandars.ru (Дата обращения: 20.05.2021).
7. Классическая школа управления Электронный ресурс // FB. – Режим доступа: fb.ru (Дата обращения: 20.05.2021).
8. Классическая школа управления Электронный ресурс // Нelpiks. – Режим доступа: helpiks.org (Дата обращения: 20.05.2021).
9. Королев, В.И. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.И. Королев. - М.: Магистр, 2017. - 16 c.
Назимко, В.К. Основы менеджмента: Учебно-методическое пособие / В.К. Назимко, Е.В. Кудинова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 144 c.
10. Рослякова, М.А. Вклад практиков менеджмента в развитие принципов и методов управления организацией Электронный ресурс / М.А. Рослякова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Режим доступа: snauka.ru (Дата обращения: 20.05.2021).
11. Плахова, Л.В. Основы менеджмента: Учебное пособие / Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева. - М.: КноРус, 2017. - 204 c.
12. Пустынникова, Е.В. Основы менеджмента: учебное пособие / Е.В. Пустынникова. - М.: КноРус, 2018. - 112 c
13. Сухов, В.Д. Основы менеджмента: Практикум: Учебное пособие / В.Д. Сухов. - М.: Академия, 2017. - 256 c.
14. Форд, Генри [Электронный ресурс] // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения: 20.05.2021).
15. Хижняк, А.Н. Основы эффективного менеджмента: Учебное пособие / А.Н. Хижняк, И.Е. Светлов. - М.: Инфра-М, 2019. - 160 c.