Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. При рассмотрении отношений между войной и средствами массовой информации необходимо прежде всего выяснить, какую роль они играют в конфликте - как цель (в случае войны против средств массовой информации) или как вспомогательная сила (в случае войны, ведущейся с помощью средств массовой информации).
Исходя из этого различия, мы можем выделить четыре основных явления, в основе которых сегодня лежит война, прежде всего в действиях, разыгрываемых средствами массовой информации. Это манипуляции с постановочной фотографией. Это технологии прямого вещания, которые поднимают вопрос о минимально необходимом расстоянии между журналистами и событиями, которые они освещают, и которые облегчают использование журналистов. Это давление на средства массовой информации и их глобализация привели к изменению методов пропаганды, используемых военными и политическими властями.
ГЛАВА 1 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1. Понятие «горячая точка»: исторический ракурс
B последние десятилетия деятельность СМИ, степень их влияния на общественные процессы привлекает повышенное внимание представителей различных наук, политиков, историков, философов, журналистов. Средства массовой информации и коммуникации – это сложная система источников и получателей сообщений, связанных различными каналами информационного потока.
В настоящее время средства массовой информации – это один из важнейших институтов. Сейчас масс-медиа выполняют многообразные функции: информируют, сообщают о фактах и событиях, удовлетворяют общие интересы и любознательность, просвещают, распространяют культуру, развлекают, рекламируют, аккумулируют опыт и волю миллионов, и в то же время воздействуют не только на сознание, на ценности, идеалы, мировоззрение аудитории, но и на поступки, коллективные действия людей. Информационное поле, создаваемое средствами массовой коммуникации, одновременно становится местом общественной дискуссии, аудитория образует форум для обмена замечаниями и мнениями .
При раскрытии темы дипломной работы необходимо определить основные аспекты в изучении журналистики «горячих точек», так как она включает в себя разные стороны. Исследователи Р.П. Баканов, В.В. Ворошилов, М. Кастельс, М.В. Симкачев, В.Л. Цвик, А.А. Чачановский, прежде всего, анализируют правовую сторону военной журналистики и журналистской работы в «горячей точке». Это различные конвенции, соглашения местного и международного характера, международное гуманитарное право, а также законодательство страны.
Существует множество определений термина «горячая точка». Корпорация Би-би-си отмечает: «Под враждебной средой / условиями мы понимаем страну, регион или отдельную территорию, где идет война, восстание, гражданские беспорядки и чрезвычайно высокий уровень преступности, бандитизма, беззакония». Это определение также применимо к районам с экстремальным климатом или рельефом местности. Говоря о российском государстве исследователи выделяют такое понятие как «горячие точки» на постсоветском пространстве», которые определяются ими как «вооруженные конфликты, вспыхнувшие на территории СССР и государств, образовавшихся после его распада, в конце 1980-х-начале 1990-х годов» . Определение, данное вещательной корпорацией Би-би-си, на наш взгляд, является наиболее полным, поэтому в дальнейшем понятие «горячая точка» будет использоваться нами в этом значении.
Общей причиной всех конфликтов была национальная и региональная политика советского руководства, допускавшая, особенно в 1960-1980-е годы, этнический и территориальный протекционизм, что фактически означало различный статус отдельных наций и территорий с декларируемым равенством. Это привело к формированию потенциально конфликтующих групп интересов.
С ослаблением центральной власти во второй половине 1980-х годов и с ухудшением социально-экономической ситуации конфликты перешли в фазу вооруженного противостояния, а затем и военных действий. Характер конфликтов, состав их участников, взаимоотношения с другими заинтересованными сторонами и политика в отношении друг друга определялись местными условиями. В «горячих точках» Чечни, Дагестана, Северной и Южной Осетии погибло большое количество российских медийных деятелей .
Сейчас Интернет – это «поле битвы», где информационная война ведется в двух формах: с одной стороны, противники пытаются разрушить информационную инфраструктуру друг друга, в том числе путем взлома компьютерных сетей. С другой стороны – все соперники активно используют возможности всемирной паутины, чтобы донести до широкой аудитории свои взгляды на текущие события, сформировать благоприятное внутреннее и международное общественное мнение.
СМИ во все времена уделяли особое внимание конфликтам различного рода. Освещение разнообразных столкновений в средствах массовой информации принадлежит к многосложным общественно-политическим вопросам. Интерес к этой проблеме в наши дни возникает, потому что масс-медиа являются одним из инструментов, с одной стороны зарождения и развития, а с другой предотвращения и урегулирования конфликтов.
В современном мире, в эпоху глобальных информационных технологий, средства массовой информации, особенно электронные, стали мощным оружием в управлении вооруженными конфликтами. Информационный аспект современных споров планируется не менее тщательно, чем военный. Средства массовой информации играют всё большую роль, как в разрешении вооруженных конфликтов, так и непосредственно в их ходе.
1.2. Правила подготовки журналиста в «горячих точках»
В демократическом обществе управление социальными процессами невозможно без изучения и влияния на общественное мнение, в котором СМИ играют основную роль. При планировании военно-политических акций особое внимание уделяется освещению акции в средствах массовой информации, а также подготовке общественного мнения. Одной из важнейших задач на подготовительном этапе информационной войны является использование средств массовой информации для введения в заблуждение потенциальных противников, дискредитации их военно-политического руководства, ограничение информационно-пропагандистской деятельности противника вплоть до организации частичной или полной информационной блокады.
Современные войны – это, прежде всего, вооруженные политические демонстрации. И протестный момент в этих конфликтах не менее важен, чем момент применения оружия. Определяется новая задача: информационно-психологическое обеспечение боевых действий, формирование общественного мнения через средства массовой информации таким образом, чтобы любая военная акция находила поддержку у большинства населения. Восприятие целей столкновения и продолжающихся противостояний, то есть общественное мнение о самой вражде, является экзистенциальным вопросом современной войны для воюющих сторон.
В нашу эпоху различные стычки не могут вестись без общественной поддержки. Решающую роль здесь играют средства массовой информации. Общественное мнение не только выражается через СМИ – оно ими формируется и регулируется. Контролируя освещение событий в средствах массовой информации, возможно, повлиять на общественное мнение, чтобы одобрить или отвергнуть войну .
С точки зрения личной безопасности, утверждение, что «работа журналиста – это лезть на рожон» применимо к любому виду журналистской деятельности. Поэтому оценка рисков является ключевым понятием в журналистике. Особенностью современных конфликтов является приобретение особого влияния осведомительной составляющей. Следовательно, роль журналистской информации чрезвычайно возросла.
Журналисты могут влиять на окончание войны и могут быть применены для дальнейшей эскалации конфликта. Правил для этого использования или каких-либо моральных оговорок часто не существует. Журналистов можно «кормить» информацией с целью обмануть общественное мнение, можно «снимать» с разведывательных данных, их жизнь превращается в разменную монету – от банального выкупа до образцовой казни ради террора.
Зачастую все остальные составляющие так называемой «гибридной войны» подвергаются информационному воздействию. Документы, удостоверяющие принадлежность к журналистскому сообществу, часто использовались для освещения других видов деятельности – в результате сложилось подозрительное отношение к журналистам со стороны военных.
В современном взаимосвязанном мире, конфликты редко остаются локальными, мгновенно выходя на глобальный уровень. Поэтому и журналистов интересуют конфликты, которые находятся далеко от их аудитории – показывая объёмную картинку для своих читателей/зрителей журналисты доказывают «близость» этой проблемы и необходимость ее решения. Для сторон конфликта, в свою очередь, международные журналисты являются тем каналом, через который они могут представить свою позицию международному сообществу, формируя как образ противостояния, так и образ задействованных в нем сторон.
В условиях, когда события в зоне боевых действий недоступны для журналистов, реальную информацию об этих действиях следует искать у непосредственных участников или очевидцев. При этом стоит прилагать усилия к расширению количества участников и очевидцев, которые могут подавать факты в отношении конкретного события. Чем больше людей подтверждают определенный факт – тем точнее его достоверность.
В информировании зрителей (слушателей) о событиях, связанных с оккупацией и боевыми действиями, чрезвычайную важность приобретает защита журналистами тех источников информации, которые не могут быть идентифицированы ввиду их персональной безопасности. В этих условиях обнародование источника информации может иметь для него более тяжелые последствия, чем это бывает в обычных условиях. Если в мирных условиях источник информации может рисковать своей работой, то в условиях оккупации и боевых действий чаще всего речь идет о риске для жизни. Также не стоит забывать о том, что нормой является полная и четкая ссылка на источник. Журналист должен анализировать требование источника информации об анонимности и учитывать, что это обоснованные опасения о своей безопасности или попытка предоставить недостоверную или искаженную информацию .
Для того, чтобы факты из зоны конфликта были достоверными, необходимо использовать собственную, а не отснятую кем-то другим картинку происходящих событий в зоне конфликта, следует прилагать максимальные усилия к установлению ее достоверности – действительно ли это событие происходило в том месте и в то время, как об этом говорят авторы этой картинки или те, кто её распространяет.
Информацию о гибели или ранении, пропаже без вести или попадании в плен конкретных людей нужно отслеживать очень скрупулезно и исключительно у проверенных первоисточников. К таким относим, прежде всего, тех участников события, которые с этим человеком непосредственно имел контакт и в момент произошедшего видели все собственными глазами.
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СУЩНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ЖУРНАЛИСТА
2.1. Вооруженные конфликты и СМИ
Глобализация информационной сферы и стремительное развитие телекоммуникационных сетей ознаменовали поворотный момент тысячелетий. В последние десятилетия деятельность средств массовой информации (СМИ), степень их влияния на общественные процессы привлекла повышенное внимание представителей различных наук, политиков, историков, философов, журналистов.
Средства массовой информации и коммуникации представляют собой сложную систему источников сообщений и их получателей, соединенных различными каналами движения информации . В настоящее время средства массовой информации являются одним из важнейших институтов. В современном обществе средства массовой информации выполняют различные функции: информируют, сообщают о фактах и событиях, удовлетворяют общие интересы и любопытство, просвещают, распространяют культуру, развлекают, рекламируют. Они аккумулируют опыт и волю миллионов и в то же время влияют не только на сознание, ценности, идеалы и мировоззрение аудитории, но и на действия и коллективные действия людей.
Информационное поле, создаваемое средствами массовой информации, одновременно становится местом общественного обсуждения, а аудитория формирует форум для обмена комментариями и мнениями.
Нет социальных проблем, которые не были бы связаны со средствами массовой информации. Более того, средства массовой информации не являются синонимом массовой коммуникации. Это крупные, бюрократические и корпоративные организации, которые используют различные виды технологий (пресса, радио, телевидение и т.д.) для общения с широкой аудиторией, то есть это организованные технологии массовых коммуникаций.
Средства массовой информации играют огромную роль в формировании и функционировании общественного сознания. Через них и с их помощью осуществляется восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в мире. Средства массовой информации уже не столько отражают и интерпретируют реальность, сколько конструируют ее по своим собственным правилам и усмотрению.
Хорошо известна метафора о том, что средства массовой информации -это четвертая ветвь власти. Четвертая власть - наряду с законодательной, исполнительной и судебной - официально не существует, а средства массовой информации юридически не наделены полномочиями, но их способность влиять на общественное мнение, а иногда и контролировать ход событий, бесспорна.
Технологические достижения помогли увеличить объем, скорость и точность информационных сообщений. В результате научно-технической революции новые электронные носители, которые превосходят традиционные по скорости доставки материалов до аудитории, вошли буквально в каждый дом. Благодаря современным средствам массовой информации исчезает дистанция между самим событием и его медийным представлением. Событие достигает зрителя в тот момент, когда оно происходит, и зритель как бы является участником происходящего.
Средства массовой информации оказывают практически постоянное информационно-психологическое воздействие на реципиента, влияют на формирование политических установок и поведение людей в конфликтных ситуациях.
Сегодня Интернет также стал «полем боя», где информационная борьба ведется в двух формах: с одной стороны, противники пытаются нарушить информационную инфраструктуру друг друга, в том числе путем взлома компьютерных сетей, а с другой - все соперники активно используют возможности всемирной паутины, чтобы донести до широкой аудитории свои взгляды на происходящие события, сформировать благоприятное внутреннее и международное общественное мнение .
Средства массовой информации всегда уделяли особое внимание конфликтам различного рода. Освещение конфликтов в средствах массовой информации относится к сложным социальным и политическим вопросам. Интерес к этой проблеме возникает сегодня, поскольку средства массовой информации являются одним из инструментов, с одной стороны, зарождения и развития, а с другой - предотвращения и разрешения конфликтов.
Конфликт - постоянный спутник человечества. В обществе всегда возникали и проявлялись конфликты между людьми: от межличностных и семейных конфликтов до социально-классовых и межгосударственных конфликтов. Конфликты и насилие часто перерастают в крайнюю форму, в вооруженный конфликт.
2.2. Специфика работа журналиста в зоне конфликта
Только вернувшись живым с задания, журналист может сделать хороший репортаж или материал. Кажется, что это слишком ясно и просто, чтобы упоминать об этом снова, но многим медиапрофессионалам все еще трудно дать четкий ответ на вопрос: что важнее – ваша жизнь или репортаж?
С точки зрения личной безопасности утверждение о том, что «работа журналиста - попадать в неприятности», применимо к любому виду журналистской деятельности. Поэтому оценка риска является ключевым понятием в журналистике, учитывая, что ни один репортаж не стоит жизни журналиста.
Особенностью современных конфликтов является приобретение особого влияния информационной составляющей, что является логическим результатом перехода человечества от индустриальной к информационной системе. Следовательно, роль журналистской информации чрезвычайно возросла.
Точно так же, как журналисты могут повлиять на окончание войны, публикуя факты насилия и гуманитарных катастроф и привлекая внимание международного сообщества, так и журналистов можно использовать для дальнейшей эскалации конфликта. И правил такого использования или каких-либо моральных оговорок часто не существует. Журналистам можно «скармливать» информацию с целью обмана общественного мнения, журналистов можно «отстранять» от данных разведки, жизнь журналистов превращается в разменную монету – от банального выкупа до показательной казни ради террора.
Часто все остальные компоненты так называемой «гибридной войны» подвергаются информационному воздействию. Во время активной фазы военного противостояния поступали сообщения от местных жителей о случаях, когда обстрелы мирных объектов не начинались до тех пор, пока на место происшествия не прибыли камеры. В результате гражданские лица по-прежнему боятся и враждебно относятся к журналистам. Документы, подтверждающие членство в журналистском сообществе, часто использовались для прикрытия другой деятельности – в результате у нас сложилось подозрительное отношение к журналистам со стороны военных.
В современном взаимосвязанном мире конфликты редко остаются локальными, мгновенно достигая глобального уровня. Поэтому журналистов также интересуют конфликты, которые находятся далеко от их аудитории -показывая трехмерную картинку своим читателям/зрителям, журналисты доказывают «близость» этой проблемы и необходимость ее решения.
Для сторон конфликта, в свою очередь, международные журналисты являются каналом, через который они могут представить свою позицию международному сообществу, формируя как образ конфронтации, так и образ вовлеченных в нее сторон.
Военное руководство также далеко не всегда в состоянии защитить журналистов на сильно контролируемых территориях. Государство не всегда может использовать свой дипломатический и иной потенциал для защиты своего гражданина в другой стране, не говоря уже о ситуации, когда это решение невозможно или крайне сложно по официальным каналам .
Журналист обязан представить информацию, ссылаясь на факты, происхождение которых ему известно, и четко указать свои источники информации, а также назвать экспертов, от которых был взят комментарий, или название и другие детали исследования, которые упоминаются в материале, и можно проверить их достоверность.
В условиях, когда сами события в зоне боевых действий недоступны журналистам, фактическую информацию об этих событиях следует искать у их непосредственных участников или очевидцев. В то же время стоит приложить усилия для расширения числа участников и очевидцев, которые могут представить факты о том или ином событии. Чем больше людей подтверждают определенный факт – тем выше достоверность этого факта. Но мы не должны игнорировать свидетельства людей, которые противоречат всем другим свидетельствам. В таких случаях необходимо представить эти разные версии одного и того же факта с обязательной ссылкой на тех, кто сообщил эти факты журналисту.
Информируя зрителей (слушателей) о событиях, связанных с оккупацией и боевыми действиями, журналистам чрезвычайно важно защищать те источники информации, которые не могут быть идентифицированы из-за их личной безопасности. В этих обстоятельствах раскрытие источника информации может иметь для него более фатальные последствия, чем в нормальных мирных условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В российских СМИ существует значительный плюрализм в подходах и редакционных политиках по освещению конфликта, а также среди журналистов наблюдается высокий уровень неуверенности в отношении профессиональных ориентиров; это свидетельствует о том, что российское журналистское сообщество до сих пор не выработало универсальных правил, а журналисты находятся в поиске профессиональных ориентиров.
Российским СМИ не хватает институционализации редакционных практик по освещению тем, связанных с конфликтом. Поэтому журналисты в целом более склонны руководствоваться собственным опытом и взглядами, а не устоявшимися редакционными практиками и стандартами.
Личный фактор - а именно активность отдельных журналистов, которые хорошо понимают контекст проблем и часто посещают зону конфликта и нарушают важные вопросы - является весомым фактором формирования повестки дня российских СМИ по темам, связанных с конфликтом.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов В. Работа журналиста в особых условиях / В. Абрамов – М.: Академия, 2010. – 176 с.
2. Амзин А. Новостная интернет-журналистика / А. Амзин. – М.: АСТ, 2013. – 136 с.
3. Амиров М. Долгая дорога домой / М. Амиров // Вайнах. – 2017. – №1-2. – С. 4-5.
4. Амиров В. М. Журналистика экстремальных ситуаций / В. М. Амиров – Изд-во: Екатеринбург, 2008. – 51 с.
5. Бакулев Г.П. Конвергенция медиа и журналистика / Г.П. Бакулев – М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2012. – 109 с.
6. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А.Баранова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 272 с.
7. Баранова Е.А. Конвергенция СМИ глазами российских журналистов-практиков / Е.А. Баранова // Медиаскоп. – 2010. – №4. – С.8-9
8. Барлыбаева С. Конвергентная журналистика в новом медиа развитии / С. Барлыбаева // Вестник КазНУ. – Алматы, 2012. – №1. – С.16
9. Борецкий, Р.А. Как освещать на телевидении конфликтные ситуации / Р. А. Борецкий // Профессия – журналист. – 2009. – №2. – С.46-48
10. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? / Е.Л. Вартанова // Информационное общество. – 2009. – №5. – С. 11-14.
11. Военная журналистика // Медиа-тренды. – 2012. – № 6. – С. 9.
12. Ворошилов В.В. Журналистика: учеб. / В.В. Ворошилов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 640 с.
13. Гатов В.О. О критическом отношении к модным тенденциям (Журналистика и медиа-конвергенция) / В.О. Гатов // Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. – М., 2014. – С. 28
14. Дзугаев Б.Б. Имидж Чеченской Республики в российских СМИ / Б.Б. Дзугаев // Имидж России: город, регион, страна: материалы научной конференции. – М.: Издательство МГУ, 2011. – 327 с.
15. Калмыков А.А. Конвергенция – возможность универсального журнализма в рамках профессиональной идентичности / А.А. Калмыков // Вестник электронных и печатных СМИ, 16 нояб. – 2011. – №16. – С.13-15
16. Калмыков А.А. Интернет-журналистика. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 383 с.
17. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе // Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. – Екатеринбург: У-Фактория (при участии Гуманитарного ун-та), 2004. – 328 с.
18. Кастельс Э. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана // Гос. ун-т. Высш. шк. Экономики. – М., 2010. – 606 с.
19. Короткова Е.Н. Мультимедийные средства массовой коммуникации: контент и технологии / Е.Н. Короткова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 70. – С. 201-205
20. Луканина М.С. Текст средств массовой информации и конвергенция [Электронный ресурс] / М.С. Луканина // Политическая лингвистика. – 2013. – № 20. – С.11-15
21. Малиновский П. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже тысячелетий / П. Малиновский // Российское экспертное обозрение. – 2007. – №3 (21). – С. 21-24
22. Пантелеев Б. Правовые основания доступа к информации в боевых условиях и некоторые особенности взаимодействия журналистов с силовыми ведомствами / Б. Пантелеев // Справочник для журналистов, работающих в районах военных действий. – М.: Права человека, 2013. – 7 с.
23. Пуля В. Журналист-дирижер и пять уровней восприятия медиа / В. Пуля // Медиаконвергенция, которая изменила мир? - Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. – М., 2014. – С. 80-84
24. Симкачева М.В. Журналистское образование сегодня (практический аспект) / М.В. Симкачева, Р.П. Баканов // Тонус: Научное и учебно-методическое издание факультета журналистики и социологии КГУ. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та. – 2005. - №10. – С. 82 – 85.
25. Скулиш Е.Д. Факторы влияния на формирование системы информационной безопасности в России / Е.Д. Скулиш // Информационная безопасность человека, общества, государства: науч. журнал. – 2011. - № 2 (6). – С. 22-27.
26. Смирнова Е. Журналист в горячей точке: компоненты профессионализма // Вестник электронных и печатных СМИ. – 2009. – № 2. – С. 4-8.
27. Справочник для журналистов, работающих в районах военных действий. – М.: Права человека, 2012. – 112 с.
28. Уразова С.Л. Конвергентная журналистика в цифровой медиасреде: Методическое пособие / С.Л. Уразова. – М: Академия медиаиндустрии, 2010. – 26 с.
29. Тендит К.Н. История журналистики. Ч. 1: учеб. пособие / К.Н. Тендит, Н. В. Шелковникова. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2012. – 155 с.
30. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: учеб. пособие / В.Л. Цвик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 220 с.
31. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: учеб. пособие / В.Л. Цвик. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 492 с.
32. Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможности, поиск, ответственность / А.А. Чачановский. – М.: Политиздат, 2009. – 155 с.
33. Элбакян, Н. Снаряжение и работа журналистов в полевых условиях / Правовые основания доступа к информации в боевых условиях и некоторые особенности взаимодействия журналистов с силовыми ведомствами / Н. Элбакян // Справочник для журналистов, работающих в районах военных действий. – М.: Права человека, 2011. – 68 с.