Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Особенности общения подростка со сверстниками 5
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 5
1.2 Место и значение межличностных отношений в общении подростков 7
1.3 Проблемы общения в подростковом возрасте 11
Выводы по 1 главе 18
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение особенностей общения в подростковом возрасте 19
Вывод по 2 главе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Фрагмент для ознакомления
2
В психологии значительное внимание уделяется механизмам социализации, формирующем влияния социальной ситуации развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин). В результате социализации большинство людей учится контролировать свои агрессивные импульсы, что необходимо для жизни в обществе.
Использование агрессивных действий для самоутверждения и самореализации встречается в подростковом возрасте. Причиной этого является недостатки или низкая культура средств, используемых в собственной деятельности и во взаимодействии с ровесниками. Поэтому в коррекционной работе нужно вести речь не об избавлении от агрессивности, а об избегании причин, ведущих к ее проявлениям. Основой агрессии у подростков является негативизм, раздражение, подозрительность, обида, чувство вины.
Стремление подростка самоутвердиться является, по сути, прогрессивной тенденцией развития, и воспитательная задача состоит в предоставлении ему ценной, с точки зрения нашего общества, направления. Потребность ребенка в том, чтобы занять должное место в системе взаимоотношений с окружающими, появление в нем желание быть принятым и признанным в группе сверстников являются очень ценными. Пренебрежительное отношение взрослого к новому уровню важнейших потребностей подростка лишь усугубляет конфликтную ситуацию, в которой живет ребенок.
Выводы по 1 главе
Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, поскольку преобладающее влияние семьи постепенно заменяется доминированием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Вхождение в группу сверстников требует установления определенных межличностных отношений.
Межличностное общение подростка реализуется как в общении со взрослыми, так и в общении со сверстниками.
Группа сверстников, с которыми общается ребенок влияет на развитие его личности. Именно в условиях общения со сверстниками подросток постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Даже если общение происходит на высоком уровне, все равно в дальнейшем будут возникать проблемы, поэтому подростки часто избегают этот процесс в жизни через недостаточные навыки общаться.
Трудности в общении возникают во многих случаях, так как подросткам важно быть в центре внимания и произвести впечатление на окружающих, потому что на этом впечатлении строятся первые отношения между сверстниками, и если общение происходит на высоком уровне, все равно в дальнейшем будут возникать проблемы, поэтому подростки часто избегают этот процесс в жизни через недостаточные навыки общаться.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверченко JI.K. Управление общением: Учебное пособие / JI.K. Аверченко. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2019. – 216 с.
2. Ананьев Б. Человек как предмет познания / Б. Ананьев. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2014. – 221 с.
4. Василишина Е.А. Психология человека от А до Я / Е. А. Василишина. – М.: Право, 2015. – 271 с.
5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 2018. – 346 с.
6. Введение в психологию / под ред. Б. С. Братуся. – М.: Академия, 2018. – 352 с.
7. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков / С.А. Игумнов. – Ростов н/Д; Минск, 2015. – 287 с.
8. Кле М. Психология подростка / М. Кле. – М.: Феникс 2016. – 251 с.
9. Клюева И.В. Учим детей общению / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: 2012. – 207 с.
10. Куницына В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2016. – 544 с.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2017. – 464 с.
12. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2013. – 289 с.
13. Максименко С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко. – М: Рефл-бук, 2015. – 344 с.
14. Межличностное общение подростков. Методические рекомендации // Школьный мир. – 2017. - № 17. – С. 2-11.
15. Психология ХХІ века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПЕР СЭ, 2016. – 863 с.
16. Психология: Учебник / Ю. Л. Трофимов, В. Рыбалка, П. А. Гончарук и др.; под ред. Ю. Л. Трофимова. – 4-е изд., стереотип. – К.: Лыбидь, 2018. – 560 с.
17. Фельдштейн Ф.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте / Ф.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2015. - №6. – С.31-41.
18. Фельдштейн Ф.И. Психология личностного развития подростка / Ф.И. Фельдштейн // Советская педагогика. – 2014. - №4. – С.31-38.
19. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2018. – 480 с.
20. Швецова Ю.А. Безопасное общение / Ю.А. Швецова. – М.: Карапуз, 2015. – 158 с.
21. Шмидт Р. Искусство общения / Р. Шмидт. – М.: АСТ-Пресс, 2014. – 356 с.