Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время многие компании развитых стран перестраивают модели организации бизнеса с иерархических на сетевые. При этом отдельные структуры выделяются в самостоятельные компании, способные организовывать связи уже не только со старым материнским бизнесом, но и с другими участниками рынка. Начинают применяться самые разные формы сетевых взаимодействий, в том числе на основе весьма экзотических, ранее совершенно неприемлемых моделей.
Однако, очевидно, что выделив в отдельные бизнесы часть своих бывших подразделений, компания должна устанавливать новые связи для выполнения всех или части тех функций, которые они ранее выполняли. В результате возникают отношения аутсорсинга, при которых часть производственных функций или бизнес- процессов передаются другой компании.
На текущий момент не менее 90% предприятий стран с развитой экономикой используют аутсорсинг, как минимум, для одного своего бизнес-процесса. При этом масштаб применения аутсорсинга продолжает быстро расти. Многие российские компании также применяют аутсорсинг. Однако по данным различных исследований в этом они пока существенно отстают от компаний развитых стран.
Одним из наиболее популярных направлений аутсорсинга является бухгалтерский аутсорсинг, когда компания передает функции по ведению бухгалтерского учета сторонней организации. Этой разновидностью аутсорсинга пользуются тысячи компаний по всему миру – от малых предприятий, до крупных корпораций. Однако в России наиболее активными пользователями бухгалтерского аутсорсинга пока являются только иностранные компании и совместные предприятия, а отечественный бизнес пока не доверяет данной бизнес-модели.
Это связано с тем, что, помимо чисто психологических причин недоверия, здесь есть существенные проблемы, связанные с недостаточной разработанностью методологических вопросов оценки целесообразности внедрения бухгалтерского аутсорсинга, а также эффективной организации информационных технологий его поддержки. Поэтому актуальным является исследование основных сдерживающих факторов и перспектив развития аутсорсинговых услуг в сфере бухгалтерского учета.
Целью данной работы является исследование проблем и перспектив развития аутсорсинга бухгалтерского учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты ведения бухгалтерского учета на аутсорсинге;
Проанализировать действующую практику аутсорсинга бухгалтерских услуг в России;
Рассмотреть перспективы развития бухгалтерского учета на аутсорсинге.
Объектом исследования в работе является ведение бухгалтерского учета коммерческими организациями РФ.
Предметом исследования является аутсорсинг бухгалтерского учета коммерческих организаций РФ.
Теоретической базой для написания работы послужили учебные пособия по бухгалтерскому учету, публикации отечественных авторов в области аутсорсинга бухгалтерских услуг, информация Интернет-источников.
Практической базой послужили статистические данные об объеме оказываемых услуг аутсорсинговыми компаниями, а также исследования рейтинговых агенств.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА АУТСОРСИНГЕ
1.1 Сущность и виды аусорсинга
Слово «аутсорсинг» английского происхождения, произошло от слияния двух слов: out «внешний» и source «источник». Таким образом, аутсорсинг – это процесс передачи компанией части производственных или бизнес-процессов другой компании, являющейся экспертом в данной области [17, c. 265].
Делегируя процессы, не относящиеся к основному производству, но являющиеся стратегически важными для аутсорсера (компании, берущей «чужие» функции на себя), компания совершает взаимовыгодный обмен.
Стоит различать понятия разовой поддержки и аутсорсинга. Разовая поддержка имеет эпизодический характер, а с компанией-аутсорсером заключается договор на оказание аутсорсинговых услуг на определенный интервал времени [9, c. 365].
Основной причиной использования аутсорсинга является прежде всего нежелание тратить время на сопровождающие основную деятельность направления: программное обеспечение, бухгалтерию, техническое обслуживание.
Аутсорсинг позволяет доверить ведение этих направлений профессионалам, а все силы сосредоточить на решении основных стратегических и производственных задач.
Виды аутсорсинга:
Производственный аутсорсинг. Часть производственных функций передается сторонней организации. Например, рекламные агентства, которые используют производственные мощности типографии.
Аутсорсинг бизнес-процессов. Компания передает бизнес-процессы, не являющиеся основным видом ее деятельности, в ведение сторонней компании. Классический пример — аутсорсинг бухгалтерских услуг.
IT-аутсорсинг. Информационные системы компании передаются на обслуживание организациям, занимающимся технической поддержкой и программным обеспечением. В списке передаваемых функций могут быть: создание сайтов, поддержка ПО или его разработка, обслуживание компьютерной и сопутствующей техники [19, c. 25].
При передаче вспомогательных бизнес процессов аутсорсинговой компании, для оценки и контроля эффективности внедяряют показатели KPI. Правильно подобранные метрики повышают качество взаимодействия между компаниями.
Аутсорсинг позволяет компаниям фокусироваться на главном. Диверсификация - расширить сферу деятельности организации или ассортимента продукции, подробнее про диверсификацию читайте здесь.
Принимая решение о передаче некоторых функций на аутсорсинг, не стоит полагаться только лишь на опыт западных коллег. Следует брать в расчет общее состояние экономики и положение целевого рыночного сегмента. Однако нельзя быть уверенным на все сто процентов в успехе данного предприятия. Виной тому некоторые особенности, присущие аутсорсингу как развивающемуся направлению бизнеса [13].
Главная задача аутсорсинга – вынести за рамки бизнеса непрофильные и узкоспециализированные направления деятельности. Начнем с очевидных плюсов, которые дает передача сопутствующих основной деятельности процессов на аутсорсинг.
С экономической точки зрения привлечение аутсорсера позволяет фирме значительно снизить затраты. Ведь компании не придется содержать дополнительную структуру и раздувать штат. Транзакционные издержки также могут снизиться. Некоторые постоянные издержки могут трансформироваться в переменные в зависимости от потребностей фирмы в конкретный период времени.
С точки зрения реализации стратегических задач аутсорсинг дает возможность сконцентрировать ресурсы на основном производстве, а также улучшить операционный контроль. Кроме того, облегчается процесс внедрения новых технологических или управленческих операций.
С технологической стороны аутсорсинг открывает доступ к более высоким технологиям. Если в штате нет необходимых специалистов, их можно привлечь по программе аутсорсинга. Качество обслуживания в случае привлечения аутсорсера значительно возрастает, так как сторонняя компания обязуется контролировать качество предоставляемых по контракту работ [7].
Обозначим основные недостатки, которые могут помешать компании достигнуть желаемой цели посредством аутсорсинга.
Рост расходов. Это возможно, если компания передает слишком много процессов на аутсорсинг. Кроме того, внедрение системы аутсорсинга требует тщательного расчета расходов и сопоставления их с ожидаемым экономическим эффектом.
Транзакционные издержки могут также возрасти. Не стоит исключать и возможность банкротства компании-аутсорсера. Может потеряться контроль над выполнением переданных на аутсорсинг процессов. Руководство может потерять связующую нить между управлением и бизнес-практикой.
Снижается управленческая гибкость. Опасность концентрации технологических процессов в одном месте. Это опять же лишает компанию гибкости в определенных бизнес-процессах.
Отсутствие четкой законодательной базы аутсорсинга. Кроме того, многие компании опасаются делегировать бизнес-процессы другим лицам из-за
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) принят 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 N 259-ФЗ)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) принят 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (в ред. от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
3. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017)
4. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 18.07.2017)
5. Письмо Центрального банка Российской Федерации
от 24 мая 2005 г. n 76-т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях»
6. Аутсорсинг учетных функций, 2016 год. Рейтинговое агентство RAEX. Электронный ресурс. Режим доступа: https://raexpert.ru/ratings/outsourcing/2016
7. Анализ рынка аутсорсинговых услуг в сфере бухгалтерского учета. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.i-ias.ru/blog/competition_page_2/analiz_rinka.html
8. Анализ рынка бухгалтерских услуг в России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sitebs.ru/blogs/34291.html
9. Бухгалтерский учет и анализ: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Л.И. Ерохиной. – М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2014. – 496 с. – (Высшее образование).
10. Бухгалтерский учет и анализ. Учебник, книга, учебное пособие, Захаров И. В., Калачева О. Н., Юрайт, 2015.
11. Дмитриева, И.М. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник для академического бакалавриата / И.М. Дмитриева, И.В. Захаров, О.Н. Калачева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 358 c.
12. Журнал «Главбух». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.glavbukh.ru/.
13. Журнал «Гуру бухгалтерии». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://buhguru.com/.
14. Журнал «Международный бухгалтерский учет» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fin-izdat.ru.
15. Журнал «Практический бухгалтерский учет» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pbu.ru/.
16. Зубанов, А.Л. Расчет экономической эффективности использования аутсорсинга бухгалтерского учета / А.Л. Зубанов // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2013.- III -2013-июль-сентябрь. – С. 279-282
17. Зубанов, А.Л. Технологии поддержки аутсорсинговых услуг бухгалтерского учета / А.Л. Зубанов // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2013. - II -2013-апрель-июнь. – С. 265-267
18. Керимов, В.Э. Бухгалтерский учет в условиях антикризисного управления: Учебное пособие для магистров / В.Э. Керимов. - М.: Дашков и К, 2016. - 324 c.
19. Щербакова Е. Бухгалтерский аутсорсинг и консалтинг – 2016. Особенности развития// Учет и контроль, 2017. - №4. – с. 25-32