Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Концепция цифровой экономики появилась в последнем десятилетии XX в. В 1995 г. Николас Негропонте использовал метафору о переходе от обработки атомов к обработке битов, отмечая недостаток классических товаров в «физическом» воплощении (вес, сырье, транспорт) и преимущества новой экономики (отсутствие веса товаров, виртуальность, почти ненужное сырье, мгновенное глобальное перемещение).
Цифровая экономика является одним из главных двигателей роста и развития. Она может повышать конкурентоспособность самых разных секторов, предоставлять новые возможности бизнесу и предпринимателям и открывать новые каналы доступа к зарубежным рынкам и к глобальным электронным цепочкам создания стоимости. Она предоставляет также новые инструменты для выявления хронических проблем, сдерживающих процесс развития. В то же время переход к цифровой экономике сопряжен с необходимостью решения целого ряда политических задач, связанных с необходимостью сведения к минимуму возможных негативных последствий цифровизации и сложными вопросами регулирования Интернета.
1. Роль информации в современной экономике
Для экономической деятельности, кроме материальных, инструментальных и энергетических ресурсов, необходима информация, определяющая возможности получения и использования этих ресурсов. Возможность цифровизации экономики определяется возможностями представления информации, ее свойствами, способами оценки и доведения до потребителя. А безопасность цифровой экономики базируется на способах обработки, передачи и использования информации. Под цифровой экономикой понимаются возможности использования компьютерных систем:
- для сбора, обработки, принятия решений и их доведения до исполнителей;
- организации производства товаров, начиная от процесса конструирования и заканчивая выпуском продукции;
- организации взаимодействия предприятий по выпуску продукции и доведения ее до конечных потребителей;
- организации деятельности государственных, финансовых и других структур, обеспечивающих жизнедеятельность населения территории;
- оказания услуг, полностью или частично имеющих информационный характер, включая образование, здравоохранение, юридические услуги, коммунальные и др.
Существует достаточно много определений термина «информация», отражающих различные подходы к толкованию этого понятия. В Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ «Об информации…») дается следующее определение: «Информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» . Толковый словарь русского языка Ожегова приводит два определения слова «информация»:
- сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством;
- сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь (научно-техническая и газетная информация, средства массовой информации – печать, радио, телевидение, кино) .
Информация как объект рассматривается в ряде научных дисциплин, таких как:
- теория информации (математическая теория систем передачи информации);
- кибернетика (наука о связи и управлении в машинах и животных, а также в обществе и человеческих существах);
- семиотика (наука о знаках и знаковых системах);
- теория массовой коммуникации (исследование средств массовой информации и их влияния на общество);
- информатика (изучение процессов сбора, преобразования, хранения, защиты, поиска и передачи всех видов информации и средств их автоматизированной обработки) и ряде других.
В информатике термин «информация» рассматривается как осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. А сведения считаются знаниями, выраженными в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д.
Под знанием понимается полученная в результате деятельности и затем систематизированная информация, которая с различной степенью достоверности и объективности, отражая в сознании людей те или иные свойства существующей действительности, может быть ими использована в своей дальнейшей деятельности. Каждого человека окружает информация различных видов.
Отличительной особенностью информации, в отличие от других объектов, является дуализм, определяющий свойства информации со стороны:
- исходных данных, составляющих ее содержательную часть;
- методов, фиксирующих эту информации.
В процессе экономической деятельности информация многократно используется, дублируется, контролируется, корректируется и дополняется, а также детализируется и агрегируется. Поэтому в дальнейшем под информацией будем понимать сведения:
- неизвестные до их получения;
- необходимые для решения какой-либо задачи;
- зафиксированные на каком-либо носителе, чтобы обеспечить многократный доступ к ней различных пользователей. С этой точки зрения аудиоданные не являются информацией;
- имеющие отправителя (источник формирования и регистрации) и получателя. Если получателей информации может быть более одного, то отправитель информации может быть единственным (чтобы избежать дублирования);
- оцениваемые с точки зрения достоверности и надежности.
2. Информационный продукт: стадии создания, типы
Такие учёные как Е. П. Ведихов, Р. Дж. Гордон, С. А. Дятлов, Т. А. Селищева, Л. А. Цимбал и И.А. Стрелец выделяют одним из главных факторов экономического роста, который вызывает рост и в других секторах экономики, является фактор информационно-коммуникационных технологий. В работах И. А. Стрельцова описан термин «новая экономика» под одним из значений которого понимают ту часть экономики, которая состоит из высокотехнологичных отраслей, связанных с информацией .
Заметный приход «новой экономики» связан с ощутимым переходом от «старого индустриального порядка» к экономике, движимой информационными технологиями и Интернетом. Новая экономика является динамичной, наукоёмкой и чутко реагирующей на изменения. В этой новой экономике преобладает сектор услуг, в частности информационных.
Информационные услуги - это удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов .
Под «информационным продуктом» понимается документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей.
Структуры, работающие на информационном рынке, предлагают потребителям следующие виды услуг:
непосредственный доступ к базам данных в режиме онлайн;
пакетный доступ к базам данных в режиме оффлайн;
базы данных на дисках и компакт-дисках;
консультации, которые оказываются специалистами в области информационных ресурсов;
обучение доступу к мировым информационным ресурсам.
Петрова Е. А. в своей работе рассмотрела некоторое количество подходов к определению структуры информационного рынка . Отметим, что существует разделение информационного рынка на пять секторов:
- научно-техническая продукция в виде проектных, технологических и методических разработок по многих отраслям;
- объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;
- услуги образования - многие виды обучения;
- управленческие данные и сообщения (статистические данные, ситуации на рынках, реклама, оценка и рекомендации к принятию решений);
- бытовая информация (сведения о рынке потребителей, о рынке труда, информация обширного характера).
Информационный рынок (рынок информационных продуктов и услуг) представляет собой систему экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе .
3. Информационный бизнес и его особенности в РФ
Во время перехода к информационному обществу любая организационная структура все больше применяет информацию для повышения своей эффективности, стимулирует инновации, укрепляет конкурентоспособность. Информация становится предметом массового потребления у населения, вследствие чего постепенно формируется информационный сектор экономики, растущий быстрее остальных отраслей.
Бурное развитие компьютерной техники, создание дружественного для неквалифицированного пользователя программного обеспечения (ПО) привело к широкому применению информационных технологий (ИТ) во всех областях человеческой деятельности, послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации.
В течение нескольких последних десятилетий в России сформировались определенные факторы, которые можно рассматривать как ключевые предпосылки к становлению информационного общества в стране. В этом, безусловно, большое значение отводится ИТ. К этим предпосылкам относят, в первую очередь, глобализацию коммуникационной системы.
Российский рынок ИТ сильно интегрирован с общемировым. Поэтому перед тем, как рассматривать ситуацию локально, необходимо иметь четкое представление о глобальных процессах.
По оценкам компании Gartner мировой рынок ИТ в 2018 году составил 3,7 трлн. долларов США и до сих пор наблюдаются тенденции его дальнейшего роста .
В России ИТ-отрасль является наиболее динамично развивающимся сегментом сектора ИКТ и экономики в целом. Ее доля ВВП за 2017 год составляет 0,9% . За 2018 год наблюдается незначительный рост. А в 2019 году также имеется тенденция роста.
В 2019 году оборудование по-прежнему занимает большую часть ИТ-рынка. Наблюдается тенденция к снижению затрат на серверное и клиентское оборудование для большинства российских компаний. Многие компании малого и среднего бизнеса предпочитают пользоваться облачными решениями.
В сегменте оборудования в 2019 году наблюдаются следующие тенденции:
- Мобильность – предпочтение использования мобильных устройств, а не ПК. Продажи ПК в России сокращаются, а продажи смартфонов неуклонно растут. Факторами послужили значительное снижение цен на мобильные устройства и улучшение их функционала. Здесь существенную роль сыграло развитие индустрии ПО (приложений и сервисов). Кроме того, немаловажная роль отводится и доступности недорогой широкополосной связи.
- Виртуализация – переход на облачные вычисления. Здесь преимущества связаны с экономией за счет возможностей облачных вычислений и технологий для создания облачных платформ. Использование виртуализации серверов, систем хранения данных и сетевой инфраструктуры приводит к равномерному распределению вычислительных ресурсов и их большей эффективности.
- Консолидация инфраструктуры – централизация вычислительной инфраструктуры и переход к конвергентным системам. Это приводит к большей эффективности, за счет сокращения количества и размера инсталляций серверной и сетевой инфраструктуры.
- Центры обработки данных - услуги хостинга инфраструктуры. На рынке корпоративного оборудования наблюдается увеличение закупок продуктов для использования в коммерческих центрах обработки данных, как альтернатива ЦОД. Сейчас услуги по строительству, разработке, управлению и эксплуатации ЦОД наиболее популярны и представляют собой наиболее растущий сегмент ИТ-рынка.
Для рынка серверов характерно снижение объема продаж. Это связано с их высокой стоимостью и отсутствием новых технических решений. В качестве стимула роста продаж серверов со стандартной архитектурой служит увеличение количества центров обработки данных и популярность их услуг.
Заключение
Информация оказывает огромное влияние не только на экономику, но и на все сферы жизнедеятельности человека. Фраза «Кто обладает информацией, тот владеет миром» можно расценивать как правду, так как в наше время наличие информации дает снижение неопределенности, которая мешает развитию вперед.
Проблемы информационной экономики представляют значительный интерес для России, поскольку сейчас страна стоит перед историческим выбором стратегии своего развития. По новейшим наукоёмким технология Россия отстает от стран Запада примерно на 20–30 лет. Во многих производственных секторах экономики старые технологии перемешаны с новыми, что создает путаницу и снижение качества продукции.
Во время перехода к информационному обществу любая организационная структура все больше применяет информацию для повышения своей эффективности, стимулирует инновации, укрепляет конкурентоспособность. Информация становится предметом массового потребления у населения, вследствие чего постепенно формируется информационный сектор экономики, растущий быстрее остальных отраслей.