Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Многие печатные издания в последнее время стали виртуальными. Жанры в журналистике и в интернет-журналистикеимеют много общего, хотя имеются и существенные различия, связанные со спецификой интернет-изданий. А.А. Калмыкова и Л.А. Кохановаотметили характерную особенность интернет-публикацийв учебном пособии «Интернет–журналистика», где, в частности, говорится, что стараясь понять жанровую типологию в интернет-источниках исследователь встречает проблему «присутствия всего во всем, и в каждом, и везде» [1].
Жанры же традиционной журналистики, которые рассматриваются в данном исследовании, являются более определенными.
При этом существует целый ряд работ, посвященных данной теме как с линвистической. Так и культорологической точки зрения.
В частности, Дускаевой Л.Р. предложен подход, а также анализ гипотез об адресате, учитываемых журналистами при создании публикаций в разных жанрах, что позволяет осуществить дифференциацию газетно-публицистических текстов на едином основании [2]. Кожиной М.Н. освещены основные проблемы стилистики, определены ее понятия и категории, а также направления исследований. В центре внимания вопросы употребления языка и стилевой организации текста, т.е. функциональная стилистика, представлены и стилистические ресурсы языка [3, 4].
Глава 1. Жанры общественно-политической прессы
1.1. Особенности общественно-политических изданий
При характеристике данной группы изданий, опираясь на работы Я. Н. Засурского [6], С. Г. Корконосенко [7], Е. А. Корнилова [8], С. М. Гуревича [9], А. А. Грабельникова [10], различные определения общественно-политической прессы можно свести к следующему понятию — это не специализированные издания, т. е. универсальные — для всех обо всем. Подобные определения не дают полного представления о данном виде изданий, о типоформирующих чертах и характеристиках, согласно которым можно было бы отнести ту или иную газету к общественно-политической прессе.
В разделе 3.2.5 «Виды периодических и продолжающихся изданий» ГОСТа 7.60–2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды», даются следующие определения: - «газета: Периодическое газетное издание, выходящее через непродолжительные интервалы времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. - общеполитическая газета: Газета, систематически освещающая вопросы внутренней и внешней политики страны, а также международную жизнь». [11, c.20] Согласно примечанию к пункту 3.2.5.1.1 общеполитические газеты различают по месту распространения и выпуска: международные, общероссийские, республиканские, в том числе автономных областей, краевые, областные, городские, районные, низовые газеты. В научной же литературе при характеристике общественно-политических (универсально-тематических, универсальных) газет, в основном рассматривают издания, имеющие общероссийский ареал распространения.
1.2. Характеристика газетных речевых жанров
Как и у всякой науки, у теории журналистики есть свои законы и стремление к классификации материала, который она изучает.
Если ботаники, например, классифицируют растения по классам, видам и подвидам, а математики четко разграничивают все составляющие изучаемых разделов науки, то те, кто занимается журналистикой, а именно, специалисты теории журналистики проводят разбор журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.
Говоря о жанре в принципе, прежде всего, подразумевают литературный жанр.
Жанры литературы – это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.
Коротко отметим, что к жанрам литературы относятся такие жанры, как басня, баллада, былина, видение, детектив, комедия, комедия характеров (или нравов), лирическое стихотворение (в прозе), мелодрама, миф, очерк, песнь, научная фантастика, новелла, повесть, ода, поэма, послание (иначе, эпистолярная литература), рассказ, сказка, роман, трагедия, фольклор, эпопея, элегия, эпиграмма, эпос и, наконец, эссе.
Жанры журналистики чаще всего имеют мало общего с жанрами литературы, хотя само понятие «жанр» и пришло в журналистику из литературы.
Кроме того, жанров в традиционной журналистике – меньше, чем в литературе и хотя они имеют иные названия, они все же очень похожи на жанры литературные.
По определению, журналистским жанром называется устойчивая форма журналистского произведения. При этом жанр базируется на таких основах, как:
1)предмет,
2)функция
3)метод.
Предметом жанра является жизненный материал, попавший в поле зрения журналиста.
Функцией жанра является то, какая цель сформирована перед журналистом, когда он создает свое журналистское произведение.
Методом жанра называется способ, который применяет журналист при работе с информацией, а к способам, в свою очередь, можно отнести:
1)наблюдение
2)изучение документов
3)расспросы
Надо понимать, что на газетных полосах, в телевизионных и радиопрограммах жанры в чистом виде не так уж и часто встречаются.
Жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга, другими словами диффундируют (от слова «диффузия»). Это объясняется тем, что в наш сложный век посредством «стыка» жанров запутанные жизненные отношения и драматические коллизии выражаются точнее.
Однако,какой бы сложной ни была «конструкция» журналистского произведения, в его основании, тем не менее, всегда можно обнаружить более простые элементы - основные жанровые формы [6].
Существует большое количество классификаций жанров традиционной журналистики.
К тем, которые несут в себе определенный экспериментальный характер, можно отнести классификацию по идеологии, когда журналистские тексты, например, советского периода, были подготовлены не столько для обывателя, сколько для политбюро и т.д. [12].
Однако имеют место и более привычные классификации, в частности классификация, основанная на типах текста печатного издания, которых обычно выделяют пять групп [12]:
1) Жанр оперативно-новостной, к которому относятся заметки во всех ее разновидностях;
2) Жанр оперативно-исследовательский, к которому относятся интервью, репортажи, отчеты;
3) Жанр исследовательски-новостной, который представлен корреспонденцией, комментарием (колонкой), рецензией;
4) Жанр исследовательский. Этоможет быть статья, письмо, обозрение;
5) Жанр исследовательски-образный (художественно-публицистические), которые представлены очерком, эссе, фельетоном, памфлетом.
Однако наиболее традиционная классификация имеет тот вид, который приведен ниже и где представлены основные группы жанров:
1)Группа Информационных жанров:
К ним можно отнести такой материал, как заметка, информационная корреспонденция, информационный отчёт, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог.
2)Группа Аналитических жанров:
К ним можно отнести аналитический отчёт, аналитическую корреспонденцию, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, эксперимент, письмо, исповедь, совет или рекомендацию, аналитический пресс-релиз.
3)Группа Художественно-публицистических жанров:
К ним можно отнести такой материал, как очерк, фельетон, памфлет, пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпитафию, анекдот, шутку, игру.
Глава 2 Интервью как пример информационного жанра СМИ
2.1. Анализ видов интервью
Несмотря на многообразие подходов журналистики к пониманию интервью, возникших в результате стремления исследователей к его анализу, наиболее продуктивными представляются те, которые основаны на теории межличностного общения. В этой связи приведем определение, данное М.М. Лукиной, занимающейся разработкой технологии проведения интервью: «интервью - это межличностное вербальное общение для получения информации и производства нового знания в целях удовлетворения информационных потребностей общества» [15]. Подобное определение интервью, обобщая, включает в себя основные признаки данного явления.
Ключевым жанром публицистики интервью становится в XIX в., в период бурного развития периодической печати, когда диалог приобретает широкое распространение в качестве способа получения общественно значимой информации из первоисточника (от ее носителя). Радио раскрыло дополнительные возможности жанра, включив в него третью сторону – аудиторию, ставшую реальным слушателем этого диалога [16].
Телевизионное интервью ушло еще дальше, обогатив жанр существенным качеством – зрелищностью. В силу аудиовизуального характера телевизионной коммуникации источником информации становится уже не только звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски (как на радио), но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко и окружающая их среда (интерьер помещения, ландшафт, окружающие люди и пр.). Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах.
Обладая всеми дискурсивными чертами СМИ, политическое интервью отличается от иных диалогов следующими чертами.
2.2. Стилистические особенности интервью на примере газеты «Известия»
На сайте «Известий» очень лаконично обозначена концепция издания: «Предоставлять полосы для различных точек зрения и защищать права своих читателей».
Стиль общения «Известий» с читателем можно назвать личностно-ориентированным.
Развивая диалоговые отношения с читателем, журналисты «Известий» создали особый синтетический жанр расширенной информационной заметки (располагаются по четыре – пять на полосе формата А-2), они включают элементы репортажа, интервью, комментария, содержат разъяснения, прогноз, постановку проблемы. Создается эффект присутствия, читатель вовлекается в сопереживание новости вместе с автором-очевидцем или участником события. Преобладает «мягкий» способ подачи информации, при котором оперативность ослаблена, внимание переключается с итога на подробности, повышен интерес к деталям, к тому, как происходило событие,
часто присутствует эмоции.
Без зрителей будет тяжело выступать?
Мне отлично. Конечно, может это прозвучит эгоистично, но я рада. Буду чувствовать себя спокойно.
Оценочная заметка, содержащая одну или несколько версий интерпретации события, является своеобразной переходной формой к другому виду представления новости в «Известиях» – интервью. Оценочная функция интервью возникла вполне закономерно как следствие программной установки представлять различные мнения о текущих событиях., как например в отрывке [24] (приложение 3)
Советские учёные и в этом случае внесли большой вклад?
Да. Массовое производство вакцины от этой инфекции на основе живой сыворотки Сэйбина (речь о живой вакцине против полиомиелита, которую разработал американский учёный Альберт Сэйбин. — «Известия») наладили именно в СССР при участии [основателя Института полиомиелита и вирусных энцефалитов РАМН] Михаила Чумакова и [основателя Научно-исследовательского института гриппа Минздрава СССР] Анатолия Смородинцева.
История борьбы с полиомиелитом — ярккий пример альтруизма советских учёных. Ведь первые версии препаратов наши специалисты испытывали сначала на себе и родных. Тот же Смородинцев ввёл одну из первых доз вакцины своей внучке. Он пошёл на огромный риск во имя спасения жизней миллионов других детей. Это настоящий подвиг.
В интервью-сообщении факты приобретают субъективное звучание, в сознании читателя соотносятся с личностью говорящего. Читатель принимает к сведению точку зрения определенного лица, но не воспринимает интерпретацию факта как истину в последней инстанции. [22] (приложение 1)
Таким образом, в ходе ЕДГ-2021 пять-шесть регионов будут задействованы в формате ДЭГ. Будет ли этот список расширяться в дальнейшем?
Конечно, список регионов для участия в ДЭГ со временем будет расширяться. Мы предполагаем, что к следующей федеральной кампании, а это выборы 2024 года, список таких субъектов будет максимально расширен. В лучшем случае это всероссийский охват. В худшем — более половины. Однако мы рассчитываем на лучшее.
Заключение
В исследовании приведена характеристика общественно-политической прессы как подразумевающей определенные газетные жанры.
Показано, что интервью – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам.
Если обратиться к семантике английского слова интервью, то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение. То есть, интервью – обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями.