Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Реформирование экономики России началось на фоне глубокого кризиса всех ее сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы – далеко не полный перечень наследия, оставленного нам командно-административной системой. Негативные последствия либерализации цен, кризис сбыта и потеря управляемости экономики обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства физических лиц и предприятий, что предопределило необходимость создания института банкротства в Российской Федерации.
Глава 1. Особенности процедуры банкротства физических лиц и индивидуальных предпринимателей
1.1 Процедура банкротства физических лиц
Институт банкротства физического лица в Российской Федерации появился относительно недавно и его по праву можно назвать новым для нашего государства. До 2015 года в отечественном законодательстве отсутствовала процедура банкротства физического лица, создавая тем самым определенные трудности для граждан и кредитных организаций, что, в свою очередь, влекло для каждой из сторон определенные имущественные потери.
Прототипом института банкротства в Древней Руси служила продажа должника в долговое рабство, содержащаяся в Русской Правде. И в других памятниках древнерусского права закреплялись нормы, регулирующие правоотношения кредитора и должника. Так, в Псковской судной грамоте, Судебнике 1497 года, Судебнике 1550 года, Соборном уложении 1649 года содержатся нормы, регулирующие несостоятельность должника и правовые последствия данного состояния[17, с. 52].
Особую лепту в развитие института несостоятельности физических лиц в дореволюционное время внес Устав о банкротах, принятый в 1800 году, состоящей из двух частей: первая часть была посвящена купцам и другим званиям торговых людей, имеющих право обязываться векселями, вторая часть – для дворян и чиновников. Указанный Устав разделял процедуру банкротства согласно классовому происхождению[16].
В настоящее время, хотелось бы отметить, что указанный институт регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон о банкротстве)[2]. В Федеральном законе о банкротстве содержится глава Х «Банкротство гражданина».
Следует отметить, что дела о несостоятельности (банкротстве) гражданина относятся к исключительной подведомственности арбитражных судов.
В арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом имеют право обращаться граждане, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы (п. 1 ст. 213.3 Федерального закона о банкротстве). Вместе с тем, это заявление будет принято арбитражным судом при соблюдении определенных условий, а именно: требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены (п. 2 ст. 213.3 Федерального закона о банкротстве). Указанные условия можно назвать признаками банкротства гражданина, при наличии одновременно обоих признаков можно инициировать процедуру банкротства.
Федеральный закон о банкротстве подробно описывает процедуру подачи заявления гражданина о признании его банкротом и заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом. Одной из характерной отличительной особенностью является порядок обращения с заявлением о банкротстве конкурсного кредитора или уполномоченного органа, требования данных лиц должны быть подтверждены решением суда, вступившим в законную силу. Судебное решение не требуется только в случаях требований об уплате обязательных платежей; требований, основанных на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте или недатировании акцепта; требований, подтвержденных исполнительной надписью нотариуса; требований, основанных на документах, представленных кредитором и устанавливающих денежные обязательства, которые гражданином признаются, но не исполняются; требований, основанных на нотариально удостоверенных сделках; требований, основанных на кредитных договорах с кредитными организациями; требований о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанные с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц (п. 2 ст. 213.5 Федерального закона о банкротстве)[18, с. 54].
Федеральный закон о банкротстве подробно описывает процедуры, применяемые в деле о банкротстве гражданина, их всего три: реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение (ст. 213.2 Федерального закона о банкротстве).
Таким образом, после возбуждения дела о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность требований заявителя на первом заседании (п. 5 ст. 213.6 Федерального закона о банкротстве). В случае удовлетворения требований, содержащихся в заявлении, определением арбитражного суда вводится процедура реструктуризации долгов гражданина. В соответствии со ст. 2 Федерального закона о банкротстве реструктуризация долгов гражданина является реабилитационной процедурой, применяемой в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.
1.2 Процедура банкротства индивидуальных предпринимателей
Вопросы, касающиеся несостоятельности индивидуальных предпринимателей, регулируют нормы о банкротстве граждан, установленные параграфами 1.1 и 4 главы X Закона о банкротстве[2].
Процедуры, которые применяются в отношении должника предусматриваются законодательством юридические и фактические действия в совокупности, которые направлены для восстановления платежеспособность или ликвидации должника. Когда рассматриваются дела из многих процедур при банкротстве индивидуального предпринимателя, то применяются наблюдение, конкурсное производство и мировое соглашение [13, с. 59].
В гражданском законодательстве рассмотрены основания по введению процедур банкротства: неплатежеспособность (является признаком несостоятельности юридических лиц, следовательно, юридическое лицо прекращает исполнять свои обязанности перед кредитором); недостаточность имущества (является признаком несостоятельности гражданина, то есть сумма обязательств превышает стоимость имущества, которое принадлежит гражданину) [3, с. 62].
Рассмотрим порядок применения процедур банкротства индивидуального предпринимателя. Во-первых, с 2016 г. подается уведомление о намерении инициировать банкротство - это является обязательной частью начала процесса признания банкротом индивидуального предпринимателя. Инициатор банкротства опубликовывает данное уведомление на сайте Федерального ресурса не менее чем за 15 календарных дней до подачи заявления в суд (ст. 37 Закона о банкротстве). Такую информацию на портале вправе опубликовать любое юридическое лицо. Данное уведомление можно опубликовать также с помощью нотариуса. В том случае, если уведомление непосредственно направляется от самого индивидуального предпринимателя, то такое уведомление заменяет оповещение для кредиторов и Федеральной налоговой службы. Без уведомления суд не примет заявление. Во-вторых, после опубликования уведомления подается заявление о банкротстве в арбитражный суд. Данное заявление составляется в двух экземплярах, а также к заявлению прикладывается целый перечень документов, которые связаны со всеми данными индивидуального предпринимателя. В-третьих, суд рассматривает заявление в срок от 15 дней до 3-х месяцев [13, с. 60].
Проблемой является реструктуризация долгов индивидуального предпринимателя.
Реструктуризация долга - это изменение графика и размера платежей по обязательствам должника. По закону суд может не вводить эту процедуру и сразу перейти к следующей - реализации имущества. План реструктуризации - это соглашение, утверждённое судом, между должником и кредиторами о сроках и размерах выплат. Введение реструктуризации долга означает, что суд ищет возможности реструктуризации, иначе говоря, утверждения плана реструктуризации.
План реструктуризации должен удовлетворять требования всех кредиторов и быть экономически исполнимым. Это значит, что суд не может утвердить план, если понятно, что должник не сможет расплачиваться по долгам или кто-то из кредиторов не согласен. В большинстве случаев реструктуризация невозможна и вот основные причины нестабильный доход должника; отсутствие постоянного дохода у должника; размер дохода за вычетом расходов должника на содержание меньше чем платёж по плану реструктуризации. Согласно п. 8 ст. 213.6 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным п. 1 ст. 213.13 Закона, арбитражный суд вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации его имущества. К базовым требованиям суд относит наличие дохода на доту представления плана реструктуризации, отсутствие судимости у гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем за совершение умышленных преступлений в экономической сфере, а также отсутствие банкротства и субъекта предпринимательской деятельности в течение последние пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов, а также в течение 8 лет, предшествующих представлению этого плана, не должен быть утвержден план реструктуризации долгов гражданина [11, с. 114].
Такой подход законодателя является небесспорным, так как данное решение противоречит сущности восстановления платежеспособности, которая предполагает необходимость совершения гражданином определенных активных действий в целях увеличения размера своего дохода или сокращения размера своих расходов. В ввиду сказанного можно предложить, чтобы «введение процедуры реструктуризации долгов гражданина должно быть правом должника и не осуществляться вопреки или помимо его воли. Если должник не желает восстанавливать свою платежеспособность, то введение восстановительной процедуры само по себе неспособно сделать это за него [14, с. 168].
Глава 2. Процедура банкротства юридических лиц в российском законодательстве
2.1 Особенности процедуры банкротства юридических лиц
Возбуждение производства по делу является важной стадией судопроизводства по делу о банкротстве должника и производится на основании заявления лица. После возбуждения производства по делу о банкротстве должника применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
Процедура наблюдения не была известна ни дореволюционному российскому конкурсному праву, ни Закону о банкротстве 1992 г. Впервые процедура наблюдения введена Законом 1998 г. и ее назначение – обеспечение сохранности имущества должника и проведение анализа его финансового состояния.
Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст.48 Закона о «Несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения определения о введении наблюдения наступают следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного порядка предъявления требований к должнику. По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику. Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения. Запрещаются удовлетворения требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных актов или выплата действительной стоимости доли (пая). Запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам. Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного денежного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов [5, с. 20].
При процедуре наблюдения арбитражным судом утверждается временный управляющий, который обладает определенными правами и обязанностями. Временный управляющий, как это вытекает из его полномочий, наделяется законодателем контрольно - распределительными правами, направленные на обеспечение сохранности имущества должника и защиту законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Одной из процедур наблюдения является анализ финансового состояния должника, который проводится в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. На основе анализа временный управляющий подготавливает обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.
Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченный орган, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов, которое должно состояться не позднее, чем за десять дней до даты окончания наблюдения. Компетенции первого собрания кредиторов установлена в ст. 73 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[7, с. 112].
Финансовое оздоровление как реабилитационная процедура впервые введена Законом о банкротстве 2002 г. (глава 5) и определена как «процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком задолженности» (ст. 2 Закона). Закону 1998 г. она была не известна, не известна и мировой практике, является чисто российским «изобретением». Эта процедура в известном смысле вобрала в себя идеи внешнего управления и мирового соглашения, их общая цель как реабилитационных процедур – восстановление бизнеса должника, что позволяет прийти к выводу о возможности применения норм по аналогии, в случае пробелов в правовом регулировании [2].
Н. В. Кобозева полагает, что действующий Закон допускает возможность введения процедуры финансового оздоровления без обеспечения исполнения должником обязательств, «хотя это практически маловероятно» [11, с. 6].
По общему же правилу предоставление обеспечения является необходимым условием введения процедуры финансового оздоровления, в этом сущность и назначение этой процедуры, что делает погашение кредиторской задолженности по существу гарантированным.
2.2 Проведение процедуры банкротства юридического лица в упрощенном порядке
Упрощенная процедура банкротства является альтернативной программой ликвидации юридического лица в сжатые сроки.
Юридически установлено, что эта процедура может применяться только к отсутствующему и ликвидированному должнику.
В случае производства по делу о банкротстве отсутствующего должника должны присутствовать следующие признаки: компания фактически не осуществляет свою деятельность (на счетах должника нет движения, контракты с контрагентами не заключены, отчетность не представляется); руководитель организации находится в неуказанном месте (не получает переписку по адресу регистрации); юридическое лицо имеет долг.
Банкротство отсутствующего должника может быть доведено до суда кредитором должника, а также уполномоченным органом – Федеральной налоговой службой. Заявление о переходе на упрощенную схему подается временным управляющим в процессе наблюдения или в процессе реструктуризации долга. В этом случае дело о банкротстве продлится не более 3 месяцев. Но если в ходе судебного разбирательства выясняется, что юридическое лицо все еще имеет активы, тогда будет проведена стандартная процедура банкротства.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе принимать решения об исключении юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц, если юридическое лицо недавно не представило учетные документы, требуемые законодательством Российской Федерации в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту, когда регистрирующий орган принял решение о налогах и сборах, и в течение указанного периода не проводила операций хотя бы на одном банковском счете [7, с. 114].
Во втором случае, когда к ликвидируемому должнику применяется упрощенная процедура, необходимо принять решение о ликвидации общества, принятое непосредственно участниками общества и зарегистрированное в налоговом органе, кроме того, сообщение о ликвидации общества следует публиковать в средствах массовой информации, сегодня источником таких сообщений о ликвидации является «Государственный регистрационный бюллетень».
Также обязательным условием для введения упрощенной процедуры является наличие задолженности ликвидируемого общества, которая не может быть покрыта существующим имуществом[9, с. 66].
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели вопрос «Процедура банкротства».
В заключении можно добавить, что банкротство- это процедура признания специальным уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина, организации или государства) удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей. Но нужно понимать, что банкротство – это всего лишь инструмент. Насколько эффективно он будет применяться, в первую очередь зависит от правоприменителя. Мировая, а теперь и российская практика предусматривает применение банкротства или несостоятельности, как для юридических, так и для физических лиц.
В России в ходе обсуждений и дальнейшей законотворческой деятельности спустя почти 13 лет были внесены изменения в Федеральный закон от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 1 октября 2015 года, которые легализовали институт банкротства гражданина.