Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время все больше внимания уделяется физическому воспитанию детей школьного возраста. Актуальным остается поиск новых средств и методов воздействия на детский организм, разработка и совершенствование программ и методик, направленных на развитие основных физических качеств, двигательных навыков, формирование оптимального уровня двигательной активности, профилактику гиподинамии и гипокинезии. Важная роль отводится формированию у детей определенного мировоззрения, ориентированного на здоровый образ жизни, поддержание оптимального двигательного режима, приобщение к физической культуре как части общей культуры общества [1, c.120-125].
Физическая культура - это часть общей культуры, совокупность накопленных достижений общества, используется для физического совершенствования людей. Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта [5, c. 52-62].
Глава 1 Возможности применения метода интервальной тренировки на уроках физической культуры в школе
1.1 Особенности развития физических качеств учащихся 10-11 классов
Физическое воспитание школьников должно быть направлено, в первую очередь, на обеспечение учащимся необходимого уровня двигательной активности и оптимальное развитие двигательных навыков. Под физическими качествами следует понимать врожденные морфофункциональные качества человека, которые позволят ему поддерживать определенный уровень физической активности и обеспечивают адекватную двигательную деятельность. В качестве основных физических качеств рассматривают такие качества, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость [4, c.201-212].
Физические качества, хотя и детерминированы в определенной степени генетически, все же во многом поддаются воспитанию в процессе занятий физической культурой и спортом. Они поддерживают физическую активность человека, а также отвечают за возможность осуществления человеком различных двигательных действий. Условно все двигательные способности человека можно разделить на две группы [9, c.30-31]:
- кондиционные (сила, скорость, выносливость, гибкость);
- координационные (ловкость, координация, чувство равновесия, способность к выполнению статических поз и упражнений, способность к поддержанию динамического равновесия, способность к выполнению упражнений без чрезмерного мышечного напряжения и скованности).
В основе формирования многих двигательных навыков лежит образование условно-рефлекторных связей и отношений в центральной нервной системе. Однако в процессе формирования физических качеств в организме человека происходят многочисленные качественные и количественные перестройки, в том числе, биохимические и гормональные изменения, морфологические изменения. Они затрагивают как отдельные органы и системы органов, так и организм в целом.
Физические качества формируются последовательно, в результате регулярных тренировок, под воздействием формируемых двигательных навыков. При этом процесс в большей степени автоматизирован, нежели при формировании двигательных навыков. Напротив, для формирования двигательных навыков, необходим достаточно высокий уровень осознанности. Путем регулярных тренировок, концентрации волевых усилий, человек осознанно развивает определенные двигательные навыки. При этом человек преодолевает определенный дискомфорт, тренирует выдержку, постепенно достигая поставленной цели [12, c.122-129].
В процессе формирования определенных двигательных навыков, происходит перестройка и основных анатомо-физиологических систем. В первую очередь, изменения затрагивают сердечно-сосудистую, дыхательную систему. Это способствует развитию выносливости [2].
Анализируя особенности развития физических качеств, в процессе онтогенеза, можно отметить, что в онтогенезе физические качества развиваются неравномерно и гетерохронно. Это означает, что для каждого возраста характерны свои особенности развития двигательных навыков и физических качеств. В каждом возрасте есть свои определенные условия, которые создают идеальную почву для развития тех или иных качеств. Такие периоды называют сенситивными, или чувствительными периодами. Именно в это время можно с минимальными усилиями развить определенное физическое качество, получив при этом максимальный прирост [8, c.5-28].
1.2 Характеристика метода интервальной тренировки
Установлено, что в различные периоды учебного процесса у учащихся происходят значительные изменения в показателях функциональной и физической работоспособности. Поэтому эффективность тренировок будет во многом зависеть от успешных поисков новых нетрадиционных средств, расширяющих адаптационные возможности организма [24, c.214-217].
Одним из таких средств может быть интервальная тренировка. Показано [2,6,9,10], что развитие адаптации к условиям гипоксии и повышение общей неспецифической резистентности организма существенно ускоряются в том случае, если общая доза гипоксического воздействия разделяется на несколько отдельных периодов гипоксической экспозиции, совершаемых повторно через определенные периоды нормобарической респирации. Такая форма организации гипоксической подготовки обычно обозначается как импульсная, прерывистая или интервальная гипоксическая тренировка (ИГТ). В исследованиях, проведенных к настоящему времени [6,8,9,11], было установлено, что многократные гипоксические воздействия продолжительностью от 5 до 30 мин на протяжении 10-12 дней резко повышают адаптационный потенциал человека, а также способствуют улучшению физических возможностей спортсмена [7, c.20].
Развитие адаптации к условиям гипоксии и повышение неспецифической резистентности организма существенно ускоряются, если общая доза гипоксического воздействия разделяется на несколько отдельных периодов, совершаемых повторно через определенные промежутки нормобарической респирации. Такая форма гипоксической подготовки обозначается как импульсная, прерывистая или интервальная гипоксическая тренировка (ИГТ).
В исследованиях ряда авторов [1, 2, 3, 4, 7, 9], было установлено, что многократные гипоксические воздействия продолжительностью от 5 до 30 мин на протяжении 10–12 дней резко повышают адаптационный потенциал человека, а также способствуют улучшению физических возможностей спортсмена. Вместе с тем эффективность применения интервальной гипоксической тренировки для развития физических качеств юношей 13–14 лет остается малоисследованной [36, c.90].
Новые возможности должны предусматривать интенсификацию тренировочного процесса, индивидуализацию на основе выявления резервных возможностей спортсменов, подбор тренировочных средств с учетом подготовленности с целью проведения специальной работы по максимальному развитию тотальной функциональной работоспособности.
Наряду с применением физических упражнений, многие специалисты значительное внимание уделяют использованию дополнительных средств и иных методов тренировки как интегративно составляющих средств целенаправленного воздействия на функциональные процессы. К одним из подобных методов относится тренировка в условиях искусственно вызванной гипоксии.
Гипоксия может создаваться как при помощи специальных гипоксикаторов, так и путем выполнения тренировок с целенаправленной задержкой дыхания.
Глава 2 Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
В работе использовались следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- математико-статистические методы обработки данных.
Анализ научно-методической литературы проводился для изучения материалов, представленных в литературных источниках, по проблеме применения интервальной тренировки с целью повышения функциональных возможностей организма.
Педагогическое наблюдение проводилось с целью оценки физических показателей учащихся.
Педагогическое тестирование. Исходя из рекомендаций ведущих специалистов был подобраны набор тесты для определения уровня развития физических качеств обучающихся 10-11 классов, занимающихся с применением метода интервальной тренировки на уроках физической культуры. Оценку физических качеств учащихся проводили по следующим нормативам:
- бег на 60 м.
- наклон из положения стоя на гимнастической скамье.
- прыжок в длину с места.
- подтягивание из виса лежа на низкой перекладине.
Полученные результаты сравнивали с нормами ГТО.
2.2 Организация исследования
Исследовательская работа проводилась в несколько этапов.
Первый этап – проводилась работа по выбору темы исследования, анализу литературных источников. Этот этап был посвящен выбору темы исследования, объекта и предмета исследования, были сформулированы цель, задачи и методы исследования.
Второй этап работы был посвящен разработке программы и проведению педагогического эксперимента.
На третьем этапе проводили анализ и систематизацию результатов исследования, выполняли математическую обработку материалов и написание работы.
Педагогический эксперимент состоял из трех этапов – констатирующий, формирующий, контрольный. В рамках констатирующего этапа была проведена оценка исходного уровня функциональных возможностей учащихся. В рамках формирующего этапа была реализована программа повышения функциональных возможностей организма с применением метода интервальной тренировки для обучающихся 10-11 классов. В рамках контрольного этапа была проведена оценка эффективности разработанной программы.
Глава 3 Результаты исследования
3.1 Программа повышения функциональных возможностей организма с применением метода интервальной тренировки
Для обеспечения эффективного физического развития, совершенствования основных двигательных навыков у учащихся 10-11 классов, нами была разработана специальная программа занятий физической культурой, в основе которой лежало применение интервального метода спортивной подготовки. Программа рассчитана на три занятия в неделю.
Программа рассчитана на 6 недель. При этом первые 2 недели рекомендуется выполнять по 2 тренировочных круга описанных упражнений, последующие 4 недели – по 3 круга. Перед началом тренировки необходимо делать разминку (продолжительностью 10-15 минут). Затем необходимо реализовать разработанную нами программу с применением интервального метода, после чего должна следовать заминка. Разработанная нами программа предусматривает следующую последовательность проведения тренировок:
а) занятие №1 – тренировка, направленная на развитие специальных физических качеств, таких как сила, выносливость;
б) занятие №2 – тренировка, направленная на развитие силы, выносливости, укрепление сердечно-сосудистой системы;
в) занятие №3 – общеразвивающая тренировка, направленная на закрепление эффекта от тренировок, релаксацию мышц, достижение контроля над собственным телом и дыханием.
При этом каждая тренировка (основная часть) выполняется в три круга:
а) первый круг выполняется в условиях стандартной тренировки;
б) второй круг выполняется при задержке дыхания в течении 1 минуты (минимум, постепенно можно повышать продолжительность задержки до 5 минут и более). Задержка выполняется после каждого выполненного упражнения.
в) третий круг подразумевает использование диафрагмальной маски или гипоксикатора для создания условий гипоксии (поочередно). Использовался гипоксикатор «Вершина».
Гипоксикатор «Вершина» применялся через 40 мин. после тренировки. Проводилось дыхание через гипоксикатор продолжительностью 5 минут и дыхание атмосферным воздухом 5 минут (1 цикл). Общее количество циклов – 2. Общее время гипоксической тренировки – 20 минут. Сатурация кислорода в крови – 85 – 90 %.
3.2 Экспериментальная проверка эффективности применения интервальной тренировки на уроках физической культуры
Влияние разработанной программы на уровень развития качеств в рамках педагогического эксперимента, оценивали по нормативам ГТО. Для начала нами были проанализированы основные нормативы ГТО для младших школьников. Это позволило нам выделить те показатели, к которым необходимо стремиться, и которые соответствуют оценке «отлично», или высокому уровню развития физических качеств и двигательных навыков учащихся. Тестирование уровня развития физических качеств школьников рекомендуется проводить с использованием таких контрольных упражнений:
- бег на 60 м.
- наклон из положения стоя на гимнастической скамье.
- прыжок в длину с места.
- подтягивание из виса лежа на низкой перекладине.
После расчета достоверности различий по Стьюденту нами установлены статистически значимые сдвиги между показателями практически во всех тестах в начале и в конце эксперимента. Анализ полученных материалов указывает на эффективность разработанной программы. Нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), представлены в таблице 3.
В исследовании принимало участие 40 человек. Все участники эксперимента были разделены на 2 группы – контрольная и экспериментальная. Учащиеся экспериментальной группы принимали участие в разработанной нами программы. Учащиеся контрольной группы участия в программе не принимали и занимались по стандартной школьной программе.
Констатирующий этап.
В рамках констатирующего этапа исследования, нами было проведено исследование, направленное на оценку исходного уровня развития двигательных качеств учащихся с опорой на выбранные нормативы ГТО. Полученные результаты представлены в таблице 4.
Заключение
Изучение материалов научно-методической литературы указывает на то, что в настоящее время актуальной является проблема повышения уровня здоровья обучающихся различных возрастных групп, а также комплексного физического развития детей, совершенствования их двигательных умений и навыков. По мнению ведущих специалистов, одним из эффективных средств решения данной проблемы является применение интервального метода на уроках физической культуры. При использовании данных программ необходимо учитывать основные особенности развития физических качеств, разработанные ведущими специалистами.
На констатирующем этапе нами был выявлен недостаточный уровень развития физических качеств у учащихся.
Выводы
Были получены следующие фактические результаты: бег 60 м. – у мальчиков 13,4±2,5, у девочек - 13,5±1,5. По показателю наклон вперед - 1,5±0,4 – у мальчиков, 2,2±0,5 – у девочек. По показателю подтягивание - 16±2,0 у мальчиков и 11,5±1,2 у девочек, по показателю прыжок в длину с места - 134±2,5 у мальчиков и 132±2 – у девочек. Фактические данные, полученные во время эксперимента, не соответствовали нормам ГТО. Все это обусловило необходимость проведения специальной работы, направленной на повышение уровня физической подготовленности и функциональных возможностей организма.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеев С.В., Гостев Р.Г. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2017. - 780 c.
2. Атлас анатомии человека: Учебное пособие для медицинских учебных заведений / В.Б. Марысаев. – М.: РИПОЛ классик, 2015. – 528 с.
3. Баранов В.Н. Основные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 2 (18). – С. 89-91.
4. Барчуков И.С. Физическая культура: учебное пособие. - М.: Academia, 2017. - 304 c.
5. Барчуков, И.С. Физическая культура: методики практического обучения (для бакалавров). - М.: КноРус, 2018. - 62 c.
6. Блеер А. Н. Технология индивидуальной подготовки борцов: актуальные проблемы спортивной борьбы: уч.-метод. пособие. – М.: Физкультура, образование и наука, 2016. – 290 с.
7. Бойко В. Ф. Структура и диагностика специальной выносливости квалифицированных борцов вольного стиля // Теория и практика физической культуры. – 2015. - №4 – С. 17-20.
8. Бондаревский Е. Я. Методология построения должных норм физической подготовленности: методические рекомендации: методич. рекоменд. – М.: ВНИИФК, 2015. – 33 с.
9. Бондарчук И. Ю. Влияние спортивной тренировки на функциональные возможности юных бегунов // Теория и практика физической культуры. – 2017. - № 2. – С. 30-31.
10. Вавилова Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2015. - 245 с.
11. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: уч. пособие. - Ростов н/д: Феникс, 2018. - 381 с.
12. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров): уч. пособие. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
13. Гелецкий В.М. Теория физической культуры и спорта: учебное пособие. − Красноярск: ИПК СФУ, 2018. − 342 с.
14. Губа В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов: уч. пособие. – М.: Физкультура и спорт, 2019. – 276 с.
15. Давыдов В.Ю., Шамардин А.И., Краснова Г.О. Новые фитнесс-системы (новые направления, методики, оборудование и инвентарь): учебное пособие. - 2-е изд.-е — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. - 284 с.
16. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте: уч. пособие. – М.: Академия, 2018. - 265 с.
17. Зайцева В.В. Методология индивидуального подходы в оздоровительной физической культуре на основе современных оздоровительных технологий: автореф. док. пед. Наук. - М.: Просвещение, 2015. – 47 с.
18. Замятина М. Р. Проблемы и перспективы развития физической культуры в России // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. Конференции / под ред. Замятина М.Р. - Казань: Бук, 2015. — С. 108-110.
19. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / Под общей ред. А.В.Карасева. - М.: Лептос, 2014. - 368 с.
20. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания: уч. пособие. – М.: Советский спорт, 2019. - С. 32 – 77.
21. Иванков Ч.Т. Методические основы теории физической культуры и спорта: курс лекций. - М.: ИНСАН, 2015. - 367 с.
22. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник. – М.: Советский спорт, 2017. - 236 с
23. Кургузов Г.В. Адаптация высококвалифицированных боксеров к специализированным тестовым нагрузкам максимальной и субмаксимальной интенсивности // Вестник спортивной науки. - 2015. - №3 (8). - С.17-20.
24. Малейченко Е.А. Физическая культура. Лекции: Учебное пособие. - М.: Юнити, 2016. - 208 c.
25. Маргазин В.А. Лечебная физическая культура (ЛФК) при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушениях обмена: уч.-мет. пособие. - СПб.: СпецЛит, 2016. - 112 c.
26. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: уч. пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2017. – 271 с.
27. Матвеев Л.П. Проблема периодизации спортивной: уч. пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2015. – 271 с.
28. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: уч. пособие. - М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2018. -205 c.
29. Матвеева Э.А. Методика определения средней частоты сердечных сокращений у борцов дзюдо во время выполнения тренировочных и соревновательных упражнений: уч. пособие. - М.: Спортивная борьба, 2016. – 320 с.
30. Муллер А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
31. Набатникова М.Я. Некоторые перспективы совершенствования системы тренировочных нагрузок юных спортсменов // Структура тренировочных нагрузок юных спортсменов циклических видов спорта. – 2014. - №1. - С.4-9.
32. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов: уч. пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2012. – 280 с.
33. Никитушкин В.Г. Морфофункциональные показатели и физическая подготовленность детей разного возраста, пола и состояния здоровья // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2014. - № 4. – С. 13-18.
34. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник. – М.: Физическая культура, 2016. – 208 с.
35. Нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) // официальный сайт ГТО – Режим доступа: https://www.gto.ru/norms (дата обращения - 05.05.2021).
36. Современные программы по физическому воспитанию детей школьного возраста / Сост. С.С.Бычкова. – М.: АРКТИ, 2012. – 64 с.
37. Физическая культура и физическая подготовка: учебник / В.Я. Кикотия, И.С. Барчуков. - М.: Юнити, 2017. - 288 c.