Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Системное рассмотрение различных уровней языка - одна из характерных черт развития современного языкознания. В целом ряде работ, посвященных изучению структуры значения слов, закономерностей употребления слов в речи получены результаты, делающие несомненным факт системности лексического уровня языка [1].
Одним из проявлений системности в лексике является категория антонимии. Интерес к изучению данной категории, наблюдаемый в современном языкознании, объясняется, с одной стороны, возросшим вниманием к семантическому аспекту языка, с другой - развитием исследований явлений, подтверждающих тезис о системном характере языка. Выявление системных (семантических, лексических, грамматических) связей в пределах языковой структуры определенного языка, в данном случае русского языка, является важной задачей лингвистических исследований.
Гносеология располагает рядом понятий, определяющих отражение человеческим сознанием противоречий – внешних и внутренних, характеризующих сущность бытия предметов и явлений действительности - противопоставление, сопоставление, соотношение и др [3].
Проблема исследования. Главным при определении антонимии как языкового феномена является понятие противопоставления. Можно без преувеличения сказать, что противоположность как понятие является одним из характерных проявлений природной склонности человеческого ума и лежит в основе различных представлений в обыденной жизни, научном познании, философских построениях, этике, эстетике, религии.
Степень разработанности тематики. Изученность тематики находится на низком уровне. Изучение функционирования антонимов в речи только начинается. В современных работах по лингвистике наблюдается смещение акцентов в изучении антонимии – от общеязыкового к конкретно-речевому плану воплощения антонимов, в связи с чем расширяется и предметная область их исследования. В сегодняшней лингвистике положено начало активному изучению семантических механизмов образования нестандартных антонимических противопоставлений [7]. Актуальным представляется изучение антонимической системы (с учётом всех её разновидностей) в художественной речи.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что поэзия М. Цветаевой является мощным источником антонимии и противопоставлений, причем многие из них носят индивидуально-авторский характер.
Объект исследования – приемы антономии и противопоставления.
Предмет исследования – особенности функционирования антонимов и противопоставлений в поэзии М. Цветаевой.
Цель работы – рассмотреть особенности функционирования антонимов и противопоставлений в поэзии М. Цветаевой.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «антонимы» и «противопоставления».
2. Рассмотреть особенности поэтического и художественного текста.
3. Охарактеризовать специфику поэзии М. Цветаевой.
4. Проанализировать особенности функционирования антонимов и противопоставлений в поэзии М. Цветаевой.
Методы исследования. Теоретические (анализ литературных данных, научных публикаций), метод обобщения, систематизации, классификации литературных источников, авторских произведений.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты работы делают вклад в развитие лингвистики, языкознание. Разработки могут использоваться на уроках литературы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. АНТОНИМЫ И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ В ПОЭЗИИ
1.1. Характеристика поэтического текста
Проблема творческого подхода к написанию поэтических произведений – ведущая проблема современных СМИ. В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия творчества. Одни исследователи под творчеством подразумевают процесс создания нового, другие под творчеством подразумевают труд, направленный на создание определённого продукта, который отвечает материальным и духовным потребностям человека. Творчество является фундаментальным свойством человека, который может чутко улавливать потенциальные смыслы жизни, может претворять их в реальность при помощи собственного потенциала, особых умений и средств [2].
Творческое мышление является основой для развития творчества в любой сфере человеческой деятельности. Оно открывает новые перспективы и новый опыт перед человеком. Жизнь творческих людей пронизана творчеством каждую минуту их бытия. Творчество открывает множественные возможности для реализации различных идей по-новому, даже если эти идеи всем известны, или даже давно забыты. Поэзия представляет собой специализированный вид творчества, который зародился и существовал в разных формах. Однако с появлением тиража появился новый принцип распространения информации: одинаковая информация распространяется по-разному для многих [4].
Теперь же идеология глобализации провозглашает более революционный принцип: любая информация должна быть доступна для всех и каждого. Образность, поэтичность и рифма, эстетическое воздействие постепенно уходят на второй план, тогда как первостепенная значимость уделяется подаче определенной, востребованной информации [5].
Однако поэзия по-прежнему остается востребованной, так как именно она удовлетворяет эстетические потребности читателя. Современная поэзия демонстрирует широкий перечень средств, которые могут использоваться для высказывания оценки той или иной ситуации. Авторская оценка может быть крайне разнообразной, и для ее выражения используются различные подходы. При этом стоит отметить, что в поэзии коммуникативный центр любого сообщения смещается в сторону воздействия на адресата, то есть на целевую аудиторию. В поэзии нет необходимости скрывать свое мнение за мнением авторитета, есть возможность для любого сообщения, выказывания, создать собственное оценочное суждение [7].
Для оценки используются не только прямые высказывания, но и косвенные средства выражения собственных взглядов, активно применяются различные приемы, в том числе, приемы противопоставления, антонимии. При этом, оценка может быть, как положительной, так и отрицательной. В некоторых случаях оценка уже привязана к конкретному слову и его значению. В других же случаях, оценка не имеет отношения к конкретной лексике, и дает ряд возможностей автору подобрать собственные формы и методы ее выражения, в том числе, различные фразеологизмы, цитаты, высказывания, метафоры [9].
В русском языке для выражения оценки используются не только лексемы, но также морфемы, словосочетания, интонация, ирония, контекст. При анализе текстов особенно важно разграничивать оценочность речевую (контекстуальную, ситуативную, индивидуальную) и языковую, закрепленную в языковом значении данной лексемы [12]. Речевая индивидуальная оценочность проявляется в авторском употреблении языковых единиц, таким образом, в автобиографических текстах исследование именно такой оценочности позволяет описать и охарактеризовать образ рассказчика. Оценочность – ведущая стилеобразующая черта публицистического подстиля [8].
Эмоционально-оценочная тональность речи (текста) создается автором с помощью самых различных приемов и языковых средств. Это и эмоционально-оценочные конструкции, и риторические вопросы, и многочисленные лексические повторы, синонимические ряды, параллельные синтаксические конструкции, а также другие многочисленные конструкции экспрессивного синтаксиса, которые используются автором для усиления убедительности своих доводов [10].
Оценочная лексика посредством разграничения по признаку хорошо / нормально / плохо создаёт субъективное видение мира рассказчиком / говорящим [8].
В настоящее время существует большое разнообразие взглядов на поэтический текст. Текст может рассматриваться с различных позиций: формализм, структурализм, постструктурализм. Существуют различные подходы к исследованию поэтический текста. Поэтический текст может исследоваться с точки зрения философского, культурологического, литературоведческого, коммуникативного и семиотического подхода. При этом поэтическое произведение представляет собой интерес в связи с тем, что его можно рассматривать сквозь призму на всех перечисленных выше концепции [10].
Поэтическое произведение всегда является результатом отражения реальности, и является продуктом переосмысления действительности самим поэтом. Поэтические произведения неизбежно создаются в связи с преломлением объективной реальности в сознании автора. Тем не менее, текст всегда сохраняет свою реальную основу. Это и есть особенности поэтического произведения, которое позволяет выводить его за пределы трактовок, свойственные тому или иному подходу [13].
Какая бы система взглядов не использовалась при написании поэтического произведения, автор всегда приводит его собственную интерпретацию в соответствии с социальной действительностью, что является основным предметом отражения поэтики. Это ключевая особенность поэзии [11]. Автор может использовать различные приемы и средства для создания образности и экспрессивности произведения, оказания воздействия на читателя [6].
1.2. Антонимы и противопоставления и особенности их применения в поэзии
Одним из основных приемов, позволяющих выразить экспрессию, оказать эмоциональное и эстетическое воздействие на читателя, является применение антонимов и противопоставлений. При помощи этих приемов можно выразить экспрессивность и эмоциональность текста. При этом в литературе часто применяется такой прием, как антитеза – прием, который содержит в себе противопоставление и антонимию. Под антитезой принято подразумевать противопоставление приемов и понятий, в результате чего формируется резкий контраст, на фоне которого каждый из образов становится более ярким и красочным [12].
Антонимы представляют собой слова, значение которых противопоставлено друг другу. Это, пары слов, которые традиционно применяются в речи для выражения контраста и демонстрации яркости и могущества языка. К примеру, пары, жаркий – холодный, сухой – влажный, большой – маленький и т.д. традиционно считаются антонимами. В качестве антонима может выступать практически любая часть речи [14].
В поэтических произведениях, антонимы встречаются крайне часто. При этом можно встретить большое количество антонимов, которые выражают степень признака. В качестве антонимов признака в большинстве случаев выступает имя прилагательное, которое позволяет уточнить и конкретизировать существительное, придать ему определенную экспрессивную окраску. Тем не менее, нередко наблюдаются случаи, при которых прилагательное выступает в качестве самостоятельного члена предложения и передает контрастность и красочность речевого высказывания. В качестве примера можно привести такие пары фраз, как высокий – низкий, громкий – тихий, мягкий – твердый и т.д.
При этом в качестве антонимов часто выступают различные показатели степени признака, к примеру, тихий – громкий, громчайший – наиболее тихий. Также часто в качестве антонимов и противопоставлений выступают глаголы, к примеру, глаголы входить – выходить, подниматься – опускаться. Дополнить картину реальности можно при помощи наречий: рано – поздно, вверху – внизу. Противопоставление можно выразить и при помощи глаголов, например: бежать – ползти, идти – стоять, говорить – молчать [12].
При этом стоит отметить, что в качестве основы для противопоставления слов-антонимов выступает общность смысловых компонентов и их значений. К примеру, в качестве основного компонента, определяющего значение и направления противостояния по признаку легкий / тяжелый, выступает признак веса. Этот смысловой компонент является общим для всех показателей, определяющих концепт веса. Аналогично можно сказать и о других компонентах, к примеру, о температурных показателях. так, можно выделить противопоставления горячий / холодный, теплый / прохладный. В случае, если нет основы для противопоставления двух слов, мы не можем говорить об антонимах. Например, нельзя считать антонимами такие слова, как тяжелый / оранжевый, легкий / красный и т.д. [15].
Необходимо отметить, что среди антонимов наблюдается немало слов, которые имеют множественное значение. К примеру, многозначное слово может противопоставляться сразу нескольким словам. Так, можно сказать, что слова сильный мороз и невыносимая жара могут рассматриваться в качестве слов, имеющих противоположное значение. Иногда такие слова могут лишь частично противопоставляться, к примеру, сильный мороз может противопоставляться легкому морозу, и даже такому слову, как изморозь. Все зависит не только от структуры слова и выражения, но и от смыслового насыщения слова [18].
Широкое распространение антонимов мы можем наблюдать как в устной, так и в письменной речи. Но истинным источником антонимов и противопоставлений, как правило, является поэзия. В поэзии антонимы и противопоставления являются средством выражения экспрессии и воздействия [20].