Фрагмент для ознакомления
2
ведение
Дистанционное обучение, как и любая другая система обучения, состоит из нескольких частей: содержательная и организационная. Таким образом система дистанционного обучения это набор программных продуктов и решений, который объединяет и автоматизирует все или большую часть процессов, связанных с обучением.
Современные реалии, связанные с пандемией диктуют новые требования к формам обучения во всем мире. Российская система образования в целом, как и каждый отдельный вуз, лишь недавно перешедшая от приоритетов традиционного образования к приоритетам компетентностного подхода столкнулась с необходимостью масштабного перехода на дистанционное образование, являвшееся до сих пор прерогативой лишь учащихся с ограниченными возможностями, в связи с чем данная работа, цель которой – разработка дистанционного обучения на примере СПБПУ ВШУиБ является актуальной.
Чтобы грамотно организовать дистанционное обучение система автоматизированного обучения (СДО) должна автоматизировать актуальные задачи. К примеру, такие, как предоставить учебные материалы, организовать взаимодействия пользователей, сформировать отчеты и многое другое.
Для решения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи:
- анализ компетентностного подход в образовании с точки зрения современных коммуникационных технологии
- определить роль ИКТ в дистанционном образовании
- анализ основных форм дистанционного обучения: онлайн и оффлайн
- рекомендации по СДО применительно к СПБПУ ВШУиБ
Объектом исследования в данной работе является система дистанционного образования, а предметом – российская образовательная система на примере СПБПУ ВШУиБ.
Материалами исследования послужили……
Методами исследования являются метод анализа и наблюдения.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности применять полученные результаты в теории разработки СДО.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять полученные результаты в практике СДО любого образовательного учреждения.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Дистанционное обучение как форма обучения в современных реалиях
1.1. Компетентностный подход в образовании с точки зрения современных коммуникационных технологий
Когда упоминается термин «компетенция», подразумевается процесс know how – act (от ноу-хау - к действию).
Из-за его глобальных и интегрирующих характеристик приобретение компетенции требует обучения в двигательной, аффективной и когнитивной областях.
Компетенция — это система концептуальных и процедурных частей знаний, организованных в рабочие схемы, которые помогают идентифицировать проблему-задачу и ее решение посредством эффективных действий в ряде ситуаций. Компетенция включает в себя необходимые знания и способности, необходимые для данного решения.
Поскольку компетентность можно оценить посредством успеваемости, то компетентность является заключительной стадией цикла или периода обучения и определяет среднесрочные и долгосрочные перспективы развития учащегося.
Надо отметить, что компетентностный подход не является новой тенденцией для российской школы. В этом направлении были созданы отдельные учебные технологии и учебные материалы. Однако данное направление не являлось основным в школьном образовании, оно практически не использовалась при построении учебных программ, стандартов и обратились к нему в России только сейчас, в последние 5 лет.
Почему же стоит выбрать компетентностный подход?
Создание программы, основанной на логике, основанной на компетенциях, вписывается в набор инструкций по образовательных систем всех европейских стран уже много лет, что само по себе является гарантом того, что эта программа проверенная, так как эти инструкции основаны на всемирных исследованиях, которые подчеркивают важность связей между обучением и контекстом использования, тем самым помогая учащимся сделать обучение осмысленным1.
В течение нескольких десятилетий компетенции активно использовались в сфере западного образования. Поскольку акцент делается на социальном и личностном развитии учащегося, цель состоит в том, чтобы заставить его реинвестировать свои знания при выполнении заданий на уровне школы, а также на социальном и профессиональном уровнях. Программа была задумана с целью обеспечения устойчивого и жизнеспособного обучения.
Хотя программа, основанная на компетенциях, является новинкой, ее цели не новы. На самом деле, педагоги всегда были заинтересованы в разработке общих процессов «ноу-хау» и закреплении знаний, полученных в классе. Эта программа позволит любому ученику развить его способность мыслить и действовать в соответствии с видением мира, который он будет строить изо дня в день. Эта логика имеет ряд педагогических последствий, таких как:
1)Делать знания, усвоенные в школе жизнеспособными и устойчивыми:
А именно, школа поможет учащемуся осмыслить знания, полученные на уроке, и научит его, как эффективно и полезно использовать их. Его обучение должно быть реинвестировано не только в школьные контексты (то есть из одной ситуации в другую или из одного дисциплинарного контекста в другой), но и в контексты вне школы.
2) Развивать мыслительный процесс ученика:
Для достижения этой цели жизненно важно усилить когнитивную функцию школы, установив тесные связи между приобретением знаний и развитием мыслительных процессов. Акцент на развитие компетенций исключает сосредоточение исключительно на приобретении дисциплинарных знаний, а способствует развитию процессов мышления, необходимых для их усвоения и использования в реальной жизни.
3) Предоставлять условия обучения, соответствующие потребностям учащегося:
Учащийся должен понимать пользу интеллектуальных ресурсов, которые он развивает, в связи с проблемами, с которыми он может сталкиваться в повседневной жизни. Компетентностный подход позволяет связать развитие личных ресурсов и возможных жизненных ситуаций, которые могут потребовать такие ресурсы.
4) Положить конец дисциплинарным барьерам:
Программа обучения, основанная на компетентностном подходе направлена на развитие компетенций в различных ситуациях реальной жизни, обращаясь к различным источникам, связанным с дисциплинарными областями. Выходя за пределы дисциплинарной области, эти сквозные компетенции будут реализовываться в постепенно расширяющейся области, поскольку они будут использоваться и развиваться в различных контекстах в дальнейшем обучении и жизни учащихся школ.
5) Выбрать персонализированную педагогику:
Чтобы способствовать развитию компетенций учащегося, необходимо будет полагаться на ресурсы, которые должны быть использованы, разработаны и обогащены с учетом индивидуальных начальных компетенций учащихся.
Обучение требует от ученика пройти личного соучастия в процессе. Из-за этой концепции обучения ученик постоянно подвергает сомнению свои собственные убеждения. Этот постоянный диалог с собой приводит к тому, что учащийся пересматривает свои предварительные знания и объем, сравнивая свои представления с представлениями своих одноклассников, ищет информацию и проверяет ее, консультируясь с различными литературными источниками или людьми, владеющими информацией.
Это предполагает, что учащийся создает ситуации обучения и оценки, связанные как с процессом, так и с результатами. Взаимодействие с одноклассниками и учителем помогает ученику:
-Составьте представление о ситуациях.
-Найти различные способы выполнения задач.
-Использовать различные ресурсы.
Компетентностный подход в обучении подразумевает подключение когнитивных, аффективных и мотивационных стратегий с целью установления баланса между своими предыдущими знаниями и вновь приобретенными.
Рефлексия, которую ученик будет использовать в своих собственных процессах обучения, обеспечит качество приобретения нового знания и облегчит его удержание.
Поскольку обучение является сложным интеллектуальным процессом, при выполнении задачи учащийся отображает соответствующее поведение при выполнении определенного действия.
Сосредоточившись больше на ученике и цели обучения, педагогу становится легче оценить результаты ученика.
В классическом понимании педагогическая цель подразумевает оценку в конце учебного процесса того, что было четко преподано учащемуся в процессе обучения. Однако, в случае компетентностного подхода учитель оценивает ученика с точки зрения развития, принимая решение о выборе подходящих методов, ситуаций, инструментов оценки, способов реинвестирования предпосылок и видов коррективной работы.
Таким образом, значение оценки меняется: от конечного внешнего категоричного (нормативного или сертификационного) значения в сторону движущей силы обучения.
Объясняя цели обучения, учитель предлагает учащемуся придать смысл задаче и показывает ему доступность достижимого результата.
Правильная формулировка этих целей проясняет объект учебного процесса, что помогает достигнуть высокой степени автономии в работе с учениками.
Даже если все ученики не достигают одинаковых целей в одно и то же время, четкое понимание целей облегчает организацию персонализированной педагогики и дает новый импульс вовлеченности учащегося.
Подобное взаимопонимание между учителем и учеником на языке, понятном им обоим, позволяет лучше определиться относительно того, какой именно желаемый результат должен быть достигнут учеником.
По мнению М. Н. Евстигнеева и П. В. Сысоева, компетенция и компетентность являются неразделимыми и отражают разные стороны единого процесса обучения, образования и воспитания личности. И если компетенция – это теоретический конструкт, который представляет собой перечень компонентов дискретных знаний, то компетентность – это результат педагогической деятельности, уровень реализации полученных знаний и умений на практике в конкретной предметной области, которая определяется ценностным отношением человека к субъектам и объектам деятельности. Данные уровни позволяют нам судить о том, является ли человек компетентным или некомпетентным в определенной области знаний2. Из этого следует: чтобы получить ИКТ- компетентного ученика, прежде всего ИКТ- компетентным должен быть учитель.
В современных социально‐экономических реалиях одной из актуальных задач, которая стоит перед российской системой образования, является обеспечение доступа к качественному обучению всех категорий населения, независимо от места проживания, социального статуса и других факторов, препятствующих получению образования. При этом уровень полученных знаний должен отвечать требованиям современного этапа развития общества и способствовать успешной социализации и реализации всех возможностей, заложенных в каждой личности.
Решению этой задачи способствует дистанционное обучение, позволяющее студентам присутствовать на виртуальных занятиях.
При этом, если учесть, что до недавнего времени дистанционное образование ассоциировалось именно с невозможностью присутствовать на занятиях по инвалидности, то сегодняшняя ситуация с пандемией привела к тому, что большинство учебных заведений в 2020 году перешло на дистанционное обучение, что делает данный анализ особенно интересным.
Применительно к дистанционному образованию следует отметить, что его можно рассматривать с позиции сменяемости образовательных технологий. В этом случае следует зафиксировать несколько этапов или поколений развития3.
Единственным средством дистанционного образования первого поколения был написанный от руки или печатный материал.
Создание Открытого университета в Великобритании в 1969 году обозначило собой начало второго поколения. С этого периода в дистанционном образовании впервые начал использоваться комплексный подход к обучению с использованием всего разнообразия средств при превалирующем положении печатных материалов.
Третье поколение дистанционного образования непосредственно связано с активным использованием информационных и коммуникационных технологий, предлагает двухстороннюю связь в самых разных формах (текст, графика, звук, анимация) – с использованием электронной почты, Интернета или телеконференций.
При этом если отношение к дистанционному обучению студентов – инвалидов, их близких, а также преподавателей – положительное, то у группы студентов без проблем со здоровьем отношение к дистанционному образованию неоднозначное.
В таб.6 приведена информация об отношении студентов к аудиторной и дистанционной форме обучения4.
Таблица 1 Отношение студентов к аудиторной и дистанционной форме обучения (n=200)
Как видно из анализа отзывов студентов на введенный в связи с пандемией коронавируса режим дистанционного обучения (таб.1) видно, что большинство студентов предпочитают аудиторную форму обучения.
Преподаватели также считают аудиторную форму обучения более эффективной для усвоения знаний, чем дистанционную (таб.2).
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Смородинова М. В. Роль компетентностного подхода в системе школьного образования // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 110-112.
Шейкина С.А. Методики мотивации учении и эмоционального отношения к учению / С.А. Шейкина; МОУ СОШ с. Васильевка Самарской области.
Иуков Е. А. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24931977_52060830.pdf
Новиков В. Е. АУДИТОРНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/download/elibrary_44643189_39388101.pdf
Средь шумного балла [Электронный ресурс] https://rg.ru/2020/09/30/v-2020-m-v-universitety-rossii-postupili-bolee-milliona-pervokursnikov.html
Как влияет сейчас и повлияет в перспективе перевод образовательного процесса в дистанционный режим на образовательные результаты [Электронный ресурс] https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova-ekspertiza
Российская Академия Наук. Мобильные роботы. Исследования, разработки, перспективы. [Электронный ресурс] http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=f5c75bcf-2fa5-40e6-b067-4492f0c5ab22
Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] https://slovarozhegova.ru/
Нагиева Е. Б. Особенности речевой организации публичной лекции в формате массмедиа / Е. Б. Нагиева // Университетский научный журнал. — 2016. – № 23. – 155-162 с.
Лекция, семинар, тренинг — отличия и особенности [Электронный ресурс]
http://point-v.ru/stati/vebinar-seminar-trening-otlichiya-i-osobennosti.html
Лекция миллиардера из Forbes Петра Авена (Альфа-банк): Современная экономика России [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=yG9NXJCEnLs
Лекция Надежды Шиловой «Поведенческая экономика — от анекдота к Нобелевской премии» в Медиалофте [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=88fH_3FRfo8&t=2724s
Economics crash course in 14 minutes [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=kLneSBFZZJs
Стернин, И. А. Основы речевого воздействия. Изд. 2, испр. Воронеж: Истоки, 2012. – 178 с.
Лурия А. Р. Язык и сознание [Электронный ресурс] http://pedlib.ru/Books/1/0170/index.shtml
Найчный стиль [Электронный ресурс] https://smpmetodika.ugdome.lt/wp-content/uploads/2014/12/mokslinis_stilius.pdf
Нагиева Е. Б. Особенности речевой организации публичной лекции в формате массмедиа / Е. Б. Нагиева // Университетский научный журнал. — 2016. – № 23. – 155-162 с.
Ухова, Л. В. Современный публичный диалог: структура и коммуникативные типы // Риторическая культура в современном обществе: тез. IV междунар. конф. по риторике. – М., 2000. – 103 с.
Прокошенкова Л. П., Генкина И. Б. Дискурсивный анализ и его роль в современной лингвистике / Л. П. Прокошенкова, И. Б. Генкина // Вестник Чувашского университета: Гумнитарные науки. — 2004. – № 4. – С. 451-456.
Liu, Jing. 2016. “Visual Images Interpretive Strategies in Multimodal Texts.” Journal of Language Teaching and Researc. 4.6: 1259–263.
Semeniuk T., Gordienko Y., FROM TEXT TO POLYCODE TEXT: SEMIOTIC CHANGES IN TEXT [Электронный ресурс] https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwiwkfDOrfvvAhWqk4sKHcrCALEQFjAFegQICRAD&url=https%3A%2F%2Frtmll.vnu.edu.ua%2Findex.php%2Ffgh%2Farticle%2Fdownload%2F24%2F9%2F&usg=AOvVaw1tPKIgji67TbZmVVhI8_jf
Сковородников А. П. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологической лексикографии / А. П. Сковородников // Риторика – Лингвистика: Сб. Статей.– Смоленск: СГПУ. — 2004. – №5. – С. 5-11.
Schröder, Hartmut. 1993. “Semiotische Aspekte multimodaler Texte”. Fachtextpragmatik, 189–21. Hrsg. Hartmut Stöckl. Tübingen: Narr.
Holly, Werner. 2009. “Der Wort-Bild-Reißverschluss: Über die performative Dynamik audiovisueller Transkriptivität.” Oberfläche und Performanz. Untersuchungen zur Sprache als dynamische Gestalt: 389–406 Hrsg. Angelika Linke, Helmuth Feilke. Tübingen.
Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – М.: Астрель, 2005. – 46 с.
Гальперин П. Я. Введение в психологию / П. Я. Галаперин. – Москва, 1976. – 119 с.Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – М.: Астрель, 2005. – 46 с.
Методические рекомендации, 2016 по подготовке и проведению лекционных занятий по дисциплинам, закрепленным за кафедрой "Экономика и предпринимательство" [Электронный ресурс] https://mgou.ru/wp-content/uploads/2018/05/Metodicheskie-rekomendatsii-po-podgotovke-i-provedeniyu-lektsionnyh-zanyatij-po-distsiplinam-zakreplennym-za-kaf-EiP.pdf
Онлайн vs офлайн: как преподавателям найти контакт со студентами [Электронный ресурс] https://news.itmo.ru/ru/education/trend/news/9367/
Professional Online Lectures [Электронный ресурс] https://courses.lumenlearning.com/virtuallearningdesigndelivery/chapter/7-professional-online-lectures/
Ковалева М. А. и др., Практические рекомендации по подготовке и проведению презентаций. Учебное пособие – М.: Мир науки, 2019.
Золотова Г. А. Текст как главный объект лингвистики и обучения языку // Русское слова в мировой культуре: материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Пленарное заседание: об. докладов. – СПб.: Политехника, 2003. – С. 101-109.
Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 208 с.
Клюев Е. В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия / Е. В. Клюев. – М.: Рипол Классик, 2002. – 18 с.
Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: КомКнига,2006., 225с.
Анохина В. С. Стратегии и тактики коммуникативного поведения в малой социальной группе [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/download/elibrary_11658115_85067880.pdf
Аникина, Ж.С. Преимущества использования информационнокоммуникационных технологий при обучении иностранному языку в вузе [Текст] / Ж.С. Аникина // Герценовские чтения. Иностранные языки: материалы межвуз. науч. конф. (28-29 апр. 2010 г.). – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – С. 302-304.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого [Электронный ресурс] https://www.spbstu.ru/
Открытый политех [Электронный ресурс] https://open.spbstu.ru/
Обзор ТОП-9 отечественных и зарубежных СДО для корпоративного обучения [Электронный рсурс] https://lmslist.ru/sdo/