Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основным правом человека международное сообщество признает право на жизнь, осуществление которого обусловливается системой прав, принадлежащих человеку. Одним из них выступает право каждого как члена общества на социальную защиту. Оно содержит в себе право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, старости, вдовства или другого случая потери средств существования по обстоятельствам, не зависящим от человека. Это право обозначено во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах человека (1966 г.), утвержденном СССР, в Конституции Российской Федерации (ст. 39). Конституция фиксирует, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого устремлена на формирование условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное формирование человека. К числу гарантий, обеспечивающих указанные условия, причисляются: охрана труда и здоровья людей; обеспечение правовой поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых людей; формирование систем социальных служб; определение государственных пенсий, пособий и прочих гарантий социальной защиты (ст. 7).
Актуальность данной работы заключается в том, что осуществление обязательств страны, определенных на конституционном уровне, определяет необходимость формирования и обеспечения функционирования соответственной системы, экономически и юридически гарантирующей право на социальное обеспечение.
В разные времена разработкой и исследованием вопросов социальной защиты, в том числе понятия «социальная защита» занимались такие ученые, как: В.С. Андреев, Н.Б. Болотина, Ж.А. Горбачева, И.В. Захаров, Р.И. Иванова, Е.Е. Мочульская, И.М. Сирота, Е.Г. Тучкова, Я.М. Фогель, А.Г. Чутчева, В.Ш. Шайхатдинов.
Цель – выявить особенности социальной защиты населения как важнейшей функции государства при социальной рыночной экономике. Задачи:
провести теоретические основы социальной защиты населения;
выявить роль государства в регулировании социальной защиты населения;
описать инструменты государственного регулирования;
изучить нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения;
провести анализ социальной защиты населения;
провести анализ функции государства в сфере социальной защиты населения;
выявить проблемы и направления совершенствования государственного регулирования.
Объект социальная защита населения. Предмет социальная защита населения как важнейшая функция государства при социальной рыночной экономике.
Глава 1 Теоретические основы социальной защиты населения
1.1 Роль государства в регулировании социальной защиты населения
Социальная помощь как организационно-правовая форма социального обеспечения, дополняющая обязательное социальное страхование и государственное социальное обеспечение особых субъектов, находится в процессе формирования.
Потому многие специалисты (М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова, М.В.Филиппова) не признают ее самостоятельной организационно-правовой формой социального обеспечения, руководствуясь источником финансирования, который выступает основным, но не единственным признаком для выделения организационно-правовых форм [23,28].
При характеристике организационно-правовой формы финансовые средства нельзя отделять от оснований и типов обеспечения, а еще от круга лиц, входящих в сферу охвата.
Социальная помощь государства оказывается за счет денег бюджетов разных уровней, но это не значит, что она поглощается государственным социальным обеспечением особых субъектов (разных категорий государственных служащих и др.).
Социальная помощь государства, как указано в законе, выдается в целях поддержания уровня жизни бедных лиц, среднедушевой доход каких меньше размера прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, адресного использования бюджетных денег, создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, уменьшения уровня социального неравенства.
В современных социально-экономических и политических условиях все время появляются современные обстоятельства, в связи с которыми людей утрачивают средства существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке со стороны страны.
При отсутствии средств существования в объеме прожиточного минимума нуждающиеся людей приобретают право на различные виды социальной помощи:
-денежные выплаты (социальные пособия, субсидии);
-натуральные выдачи (топливо, одежда, обувь, медикаменты, продукты и пр.).
Независимо от индивидуального или среднедушевого дохода отдельным категориям людей (инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и др.) выдается пакет социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь, путевки на санаторно-курортное лечение и др.).
Источником финансирования всех типов социальной помощи служат бюджеты разных уровней бюджетной структуры РФ.
Основным критерием, определяющим право на социальную помощь, выступает нуждаемость.
Нуждаемость – это такое материальное положение, при котором индивидуальный или среднедушевой доход физического лица и членов его семьи меньше размера прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ, по независящим от них причинам.
Размер прожиточного минимума представляет собой стоимостное выражение потребительской корзины, а еще обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает в себя минимальный пакет продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Прожиточный минимум в общем по РФ предназначен для оценки уровня жизни жителей при разработке социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования федерального минимума оплаты труда, определения размера базовой части трудовых пенсий, стипендий, пособий и прочих социальных выплат, устанавливаемых на федеральном уровне, а еще формирования федерального бюджета.
Потребительская корзина, в общем, по РФ и в субъектах РФ определяется для основных социально-демографических групп жителей не реже одного раза в пять лет на основании методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов и утверждаемых Правительством РФ.
В субъектах РФ потребительская корзина назначается высшими законодательными органами с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных характеристик потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
К основным социально-демографическим группам жителей причисляются дети до 16 лет, лица трудоспособного возраста от 16 лет до 55 лет (жен.) и 60 лет (муж.), пенсионеры – женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет [40].
В состав потребительской корзины входит 11 наименований продуктов питания, а еще минимальное количество непродовольственных товаров (одежда, обувь, постельное белье, школьно-письменные принадлежности и пр.) и услуг (квартплата и коммунальные услуги, городской транспорт, культура).
Социальная помощь страны оказывается в целях:
поддержания уровня жизни бедных семей, а еще бедных одиноко проживающих людей, среднедушевой доход каких меньше размера прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
адресного использования бюджетных денег;
усиления адресности социальной поддержки нуждающихся людей;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская Газета, 25 декабря 1993
2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 декабря 2001г. - №51. - Ст.4832.
3. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 19 июля 1999г. - №29. - Ст.3686.
4. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании людей пожилого возраста и инвалидов» // Собрание законодательства Российской Федерации - 7 августа 1995 г., - №32 - Ст. 3198.
5. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (17 декабря 2001 г.) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156911/
6. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (17 июля 1999 г.) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160137/
7. Аджиумеров Р.Р. Принципы социальной защиты населения // Крымский Академический вестник. 2021. № 17. С. 9-14.
8. Андросов М.М. Совершенствование системы социальной защиты населения в Российской Федерации // Студенческий. 2021. № 1-3 (129). С. 71-73.
9. Антонов А.Л. Социальная защита жителей и предоставление ему управленческих услуг органами местного самоуправления // Теория и практика государственного управления. – 2010. – №7. – с. 132-136.
10. Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России Часть 1: учебное пособие. - Томск: Изд-во НТЛ, 2006. - С.31.
11. Бидак В. Составляющие системы государственного регулирования социальной защиты и социального развития // Украина: Аспекты труда. – 2009. – №3. – с. 35-44.
12. Варывдин В. А., Клемантович И. П. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 357 с.
13. Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения: В. П. Галаганов. – М., Академия, 2005. -258 с.
14. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации : учебник / В.П. Галаганов. - М.: Кнорус, 2010. - 160 с.
15. Дopoгань В.К. Вопроса и перспективы улучшения социального обеспечения жителей // Региональные перспективы. – 2009. – №11. – с. 59-62.
16. Заяц О.В. Экономические основы социальной работы / Заяц О.В. – Владивосток, 2003.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mfmadi.com/images/uploaded/file/el-katalog/ekonomika/Ekonomicheskie_osnovy_sotsial%27noy_raboty._Uchebnoe_p... (22.05.2021).
17. Калмыкова А.Д., Сыроижко В.В. Основы социальной защиты населения в российской федерации // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70-3. С. 110-113.
18. Кауфман, А. А. Право социального обеспечения в схемах и определениях: учебное пособие / А. А. Кауфман. - Учеб. изд. -М.: Проспект, 2012. - 80 с.
19. Кокорев В Государственные гарантии: как разумное сделать легитимным // Вопр. экономики. - 2001. - № 4. - С. 52-64.
20. Колот А.М. Социально-трудовые отношения: теория и практика регулирования: Монография. – К.: КНЭУ, 2009. – 230 с.
21. Косьмин А.Д. Экономические основы социальной работы : учеб. пособие / А.Д. Косьмин, А.Г.Понятовская ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Ом. гос. техн. ун-т». - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2009. - 295 с.
22. Кочкаров А.Э. Особенности социальной защиты населения в России // Студенческий форум. 2021. № 3-2 (139). С. 52-53.
23. Кочкаров А.Э., Хатуева М.И. Система социальной защиты населения как элемент улучшения качества жизни отдельных категорий граждан // Студенческий форум. 2021. № 4-1 (140). С. 91-94.
24. Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права жителей : практ. пособие / Н. С. Кошелев. - 2-е изд. перераб. - М. : Омега-Л, 2010. - 83 с.
25. Кузнецова Л.П. Главные технологии социальной работы / Л.П. Кузнецова; Федер. агентство по образованию, Дальневост. гос. техн. ун-т (ДВПИ им. В.В. Куйбышева). - 2-е изд. - Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2007. - 147 с.
26. Методики и технологии социальной работы / [сост.: О. Понятовская]. – М.: Социономия, 2004. - 95 с.
27. Музина Е. Минимальные стандарты для семьи // Социал. защита. – 2009. - № 2. - С. 2.
28. Муллаширов Р.Н. Социальное взаимодействие будущих юристов в органах социальной защиты населения // Мир педагогики и психологии. 2021. № 2 (55). С. 23-27.
29. Муселимян В.И. Направления усовершенствования государственного регулирования механизма социальной защиты населения // Крымский Академический вестник. 2021. № 17. С. 154-159.
30. Новак Е.С. Технологии социальной работы / Е.С. Новак, М.А. Кузнецова, Ю.В. Фалалеева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. ун-т. - Волгоград : Авторское перо, 2005. - 223 с.
31. Новиков В. Актуальные вопросы реформирования системы социального обеспечения жителей // Украина: Аспекты труда. – 2010. – №12. – с. 6-11.
32. Обсуждение вопросов социальной безопасности и социальной защиты населения в современных условиях / Антонова Н.С., Бадараев Д.Д., Бадонов А.М. // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. № 1. С. 188-194.
33. Пьяных В.П. Проблемы социальной защиты населения в муниципальном образовании и пути их решения // Студенческий форум. 2021. № 2-3 (138). С. 36-38.
34. Совершенствование государственного регулирования социальной защиты населения в условиях цифровизации услуг / Черников А.Н., Юсупова Т.В., Сыроижко В.В. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 1-2 (52). С. 166-169.
35. Тремиля Е.А., Пантелеева О.Б. Актуальность оптимизации социальной защиты населения на основе системы массового обслуживания // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 1 (53). С. 13-19.
36. Файзулоев Х.П., Гафуров Ф.Д. Совершенствование социальной защиты населения как фактор повышения благосостояния // Образование и наука в России и за рубежом. 2021. № 2 (78). С. 122-130.