Фрагмент для ознакомления
2
Каким должен быть журналист? Каковы его основные качества? В чем отличие личности журналиста от других профессий? Такие вопросы задают представители данной профессии.
Тема работы «Авторская журналистика в современных печатных СМИ» направлена на изучение развитие личности журналиста в представлении самих журналистов и общества.
Актуальность данной работы определяется тем, что личностные качества, сформированные человеком, определяют возможность человека заниматься той или иной профессией. Профессия журналиста требует набора определенных личностных характеристик, которые формируют образ журналиста.
Цель работы – исследование личности журналиста в современных СМИ.
Задачи:
1. Изучить образ и имидж как категории развития личности журналиста,
2. Исследование профессиональной этики журналиста,
3. Изучение общих представлений о журналистах и журналистском сообществе,
4. Исследование образа журналиста, его личностных качеств.
Объект исследования – личность журналиста, факторы определяющие ее.
Предмет исследования – качества, присущие личности журналиста.
Изучением особенностей формирования личностных качеств журналиста занимаются социологи. Их исследования формируются на теоретических и практических данных.
Методология исследования: анализ источников литературы по теме исследования, сравнение и обобщение результатов исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы. Общий объем работы составляет 20 страниц.
Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов исследования для дальнейшего изучения данной темы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ЖУРНАЛИСТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ
1.1 Образ и имидж как категории развития личности журналиста
Личность журналиста воспринимается через его деятельность. Средства массовой информации формируют определенный образ журналиста. Главным при восприятии журналиста является его имидж.
Имидж является искусственным образом, который формируется в общественном или индивидуальном сознании различными средствами. Имидж создается для формирования в массовом сознании определенного отношения к объекту1.
Идеальным имиджем считается тот, который сочетает реальные и несуществующие свойства объекта. Рассматривая имидж журналиста стоит отметить, что на него можно смотреть с двух сторон:
1. Как имидж человека,
2. Как имидж журналиста, который представляет какое–либо Средство массовой информации.
В первом случае имидж журналиста сохраняется на протяжении всей его карьеры и формируется им самим. Во втором же случае необходимо учитывать изменение имиджа в зависимости от места работы2.
Если говорить об имидже личности, то здесь речь идет о некоем целостном сформированном образе, впечатлении, которое человек производит на окружающих.
Основными составляющими понятия «имидж журналиста» в профессиональной среде являются следующие положения, представленные в таблице 1.
Таблица 1. – Составляющие имиджа журналиста3.
Составляющая имиджа
Описание
профессионализм
Умение обращаться с информацией,
Умение общаться с производственными службами, обществом,
Передача информации,
Соблюдение принципов работы
Стиль в одежде, этические принципы
Профессионально–нравственные взгляды, профессиональная этика и этикет
Профессиональная мораль
Моральные принципы и ценности, сопровождающие деятельность журналиста
Таким образом, составляющие понятия имидж журналиста позволяют определить основные требования к данной профессии, предъявляемые со стороны общества.
Совместно с понятием «имидж» журналиста стоит рассматривать и понятие «образ».
Само понятие образ имеет различные трактовки: философскую, психологическую, социологическую.
Так, общее понятие слова «образ», представленное в словаре С.М. Ожегова:
1. В философии: это результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
2. Вид, облик. Создать что–нибудь по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя). Потерять образ человеческий. В образе кого–нибудь (в виде кого–нибудь).
3. Живое, наглядное представление о ком–чём–нибудь. Светлый образ матери
4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.
5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин – образ скупца.
6. Порядок, направление чего–нибудь, способ. Образ жизни, мысли, действий4.
В психологии образ представляет собой субъективную картину мира или его фрагментов, которая включает самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий5.
Образ и имидж – неотъемлемая составляющая личности журналиста. В целостной составляющей единого образа журналиста можно выделить моральную его составляющую.
Имидж журналиста складывается благодаря определенным образам, представленным в литературе. Каково же влияние литературы на имидж профессии журналиста? Прежде всего, яркого, входящего в когнитивную базу, «прецедентного» образа журналиста в отечественной культуре нет, хотя журналист часто становился героем произведений советской литературы. «Скользкость» этой профессии привела к вырабатыванию общего негативного стереотипа (продажность, охота за сенсациями, бесцеремонность, поверхностность)6.
Таким образом, формирование имиджа журналиста в настоящее время осуществляется под воздействием следующих факторов: деятельности журналиста, литературных произведений о профессии журналиста, информации, представленной в средствах массовой информации о журналистах. Так, формирование имиджа журналиста – трудоемкий процесс. В имидже соединяются все элементы деятельности журналиста и его личные качества. Одной из составляющих имиджа журналиста является профессиональная этика журналистской деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хартия поведения. Франция. 1918 год.
2. Кодекс этики и норм журналистской практики. США. 1921 год.
3. Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России // Принят Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года.
4. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 1999. – 224 с.
5. Алехина И.К. Имидж и этикет делового человека.-М.:«Сфера»,2016. -269с.
6. Артемов В.М., ред. Профессиональная этика; Проспект - Москва, 2013. - 208 c.
7. Выровцева Е.В. Публицистический образ в креолизованном газетном тексте //Былое и мы. Журналистика и литература в пространстве культуры: в 2-х ч.- Воронеж.: 2009
8. Загидуллина М.В. Имидж журналиста в современной литературе // https://cyberleninka.ru/article/v/imidzh-zhurnalista-v-sovremennoy-literature
9. Караганова Ж.В. Экранный образ телевизионного журналиста: закономерности формирования. Диссертация. – М., 2005. – 156 с.
10. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста; Аспект Пресс - , 2014. - 224 c.
11. Образ журналиста в массовом сознании россиян. Результаты исследования. – М., 2018
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотип./ Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М., 1986. – 795 с.
13. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники.- М.: «Деловая книга», 2008. - 655 с.
14. Перелыгина Е.Б.Психология имиджа.- М.: «Логос», 2004. - 211 с.
15. Петровская Л.В. Компетентность в общении. - М.: «Бук», 2005. - 136 с.
16. Представление российских журналистов о профессии и профессиональном сообществе, исследование ЦИРКОН/Медиастандарт в 2016 году
17. Пырцак К.А. Личность журналиста – актуальная проблема нашего времени.//Журналистская этика, 2015