Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данной работы определяется процессами, происходящими в экономике. В общем случае под риском понимается возможность возникновения какого-либо неблагоприятного события, влекущего за собой различные виды убытков (например, физический вред, потеря имущества, доход ниже ожидаемого уровня и т. д.).
Предпринимательская деятельность содержит определенную долю риска, которую предприниматель должен взять на себя, определив природу и степень этого риска. Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательстве» определяет предпринимательство как «инициативу, самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой страх и риск, под свою ответственность и направленную на получение прибыли». Таким образом, юридически установлено, что осуществление предпринимательской деятельности в любой форме связано с риском.
1. Теоретические основы управления рисками на финансовом рынке
1.1 Понятие и классификация финансовых рисков
Финансовый риск – это возможность возникновения неожиданных материальных потерь – снижение дохода, потеря капиталовложений на фоне неопределенности условий экономической деятельности компании.
Риск это определенная вероятность возникновения убытков или недополучения прибыли в отличии от ожидаемого результата. В любом определении риска можно увидеть основную черту – опасность или возможную неудачу [14, С.15].
Исходя из того, что менеджмент является наукой управления, он привнес в новую область знаний осознание того, каким именно нужно организовывать процесс анализа и оценки рисков. При анализе огромной сферы рисков традиционно используются методы финансового и инвестиционного анализа. В связи с этим, в управлении риском довольно активно применяются понятия и способы теории вероятностей.
Базовый принцип, который применяют грамотные руководители – управлять можно тем, что количественно измерено. Особенно актуален постулат в финансовых вопросах, где речь идет о крупных инвестициях. Процесс всегда сопряжен с рисками потерь.
Аналитика деятельности предприятия – важная составляющая его экономической стабильности. Выявление потенциальных рисков и их последующая классификация – прямая обязанность специалиста по рискам. Важно правильно сформулировать угрозу, выделить ее в практике экономического анализа предприятия [20, С.102].
1.2 Необходимость учета и прогнозирования финансовых рисков на предприятии
При учете и прогнозировании рисков для предприятий следует учитывать их специфику экономических процессов, а также высокий уровень зависимости результатов деятельности от внешних условий и угроз, работы персонала предприятия, его профессионализма и способности, что указывает на наличие весомых внутренних субъективных факторов в достижении запланированных результатов. Поэтому учету рисков и последствий принимаемых решений в этих предприятиях придается большое значение.
На предприятии необходимо управление рисками, которое начинается с учета риска, то есть с выявления источников риска, определения величины потерь и их вероятности, определение величины общих потерь и их вероятности при совместном действии всех рисков [2, С.4].
Управление рисками заключается в планировании специальных мероприятий с целью снижения риска, т. е. снижения самой вероятности риска или величины потерь. Но уменьшение рисков должно происходить лишь до приемлемой величины, т. к. до нуля снизить невозможно из-за наличия системных рисков.
Главной целью управления финансовыми рисками является обеспечение финансовой безопасности предприятия в процессе его деятельности и предотвращение вероятности понижения его рыночной стоимости [8, С.129].
Управление финансовыми рисками базируется на определенных принципах:
– решение, связанное с риском, не должно оказывать отрицательного воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
– управление рисками должно осуществляться в рамках корпоративной стратегии организации;
– при управлении принимаемые решения должны базироваться на необходимом объеме конкретной информации;
– эти решения должны учитывать объективные характеристики среды, в которой организация осуществляет свою деятельность;
– управление рисками предприятия должно носить системный характер;
– управление рисками должно предполагать текущий анализ эффективности принятых решений и оперативную корректуру набора используемых принципов и методов управления риска.
1.3 Способы оценки финансовых рисков
Все операции, которые связаны с деньгами, потенциально находятся в зоне риска. Оценить степень его влияния на работу компании помогут следующие методы. Рассмотрим каждый более детально.
Оценить масштаб угрозы экономической стабильности предприятия можно двумя методами: качественный – позволяет оценить качественные угрозы. Недостаток способа – результат оценки является субъективным и представляет следствие экспертного мнения; количественный – дает объективный анализ финансовых рисков, за основу принимает подтвержденную статистику. Недостаток метода – формализовать количественно финансовые угрозы достаточно сложно.
Остановимся более подробно на количественных способах оценки всех видов рисков. Кредитные угрозы – самый распространенный вид рисков предприятия. Представляет собой материальную несостоятельность. Проявляется в невозможности погасить долг в полном объеме – тело кредита и проценты по договору. Заключительный этап негативного воздействия рисков – банкротство должника. Состоятельность компании платить по счетам трактуют как кредитоспособность [27, С.38].
Для объективной оценки кредитных угроз среди других методов чаще используют эконометрическую версию Альтмана. Система определяет риск падения кредитоспособности, наступит ли банкротство:
Z = 1,2 х K1 + 1,4 х К2 + 3,3 х К3 + 0,6 х К4 + К5.
Значения символов:
Z – коэффициент кредитных рисков;
К1 – собственные средства которые введены в оборот/сумма ценных активов;
К2 – чистый доход/ сумма ценных активов;
К3 – доход от уплаты налогов и погашения процентных ставок/ сумма активов;
К4 – стоимость акций на рынке ценных бумаг/заемные средства;
К5 – прибыль/сумма активов.
Чтобы оценить кредитную угрозу, нужно сравнить полученный результат с порогами риска. Рассмотрим их в таблице 1 [6, С.30].
Таблица 1
Кредитная угроза и порог риска
Модель Альтмана используют только для компаний, которые владеют стандартными акциями на рынке ценных бумаг. Это дает возможность точно вычислить К4. Падение кредитоспособности провоцирует совокупную угрозу компании.
Операционных – на примере деятельности банковских учреждений рассмотрим принцип оценки операционных рисков (Таблица 2) [15, С.135].
Таблица 2
Принцип оценки операционных рисков
Данную категорию угроз рассматривают применительно к крупному банковскому сектору, где 70% ошибок – результат некорректной работы сотрудников компании.
Рыночных. Коэффициент рыночного риска – показатель, который отражает снижение цены на активы компании. Явление возникает на фоне внешних факторов микро и макро характера.
Оптимальный метод вычисления рыночного риска – VAR.
Работает формула: VAR = V х λ х ዑ , где:
V – цена акций компании, которая актуальна на конкретный момент времени;
λ – квантиль стабильного распределения прибыльности акций;
ዑ – колебания прибыльности ценных активов. Определяет фактор угрозы.
Падение курса цен на акции компании влечет снижение рыночной капитализации, уменьшение стоимости, и, как следствие – инвестиционной стабильности.
. Анализ рисков на финансовом рынке ОАО «Газпром»
2.1 Характеристика ОАО «Газпром» как объекта анализа
ОАО «Газпром» – российская газодобывающая и газораспределительная компания, является мировым лидером отрасли.
Основные направления ее деятельности: геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической, а также тепловой энергии.
Задача «Газпрома» – максимально эффективное и сбалансированное газоснабжение потребителей Российской Федерации, выполнение с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа [16].
Компании «Газпром» принадлежит 60% российских и 17% мировых запасов газа. По международным стандартам оценки и управления запасами углеводородов в недрах (PRMS) приблизительные запасы углеводородов «Газпром» оценены в 27, 3 млрд., а их стоимость – в 230,1 млрд. долларов.
В добыче газа доля этой компании еще выше – 85% российской добычи газа, 20% мировой добычи. Закон «Об экспорте газа» наделяет «Газпром» исключительным правом экспорта природного газа из Российской Федерации. Прочие российские производители газа не имеют возможности экспортировать свою продукцию за пределы страны. В России «Газпром» занимает монопольное положение по транспортировке природного газа в газообразном состоянии. Компании принадлежит Единая система газоснабжения (ЕСГ), включающая в себя все магистральные газопроводы страны.
Государство является собственником контрольного пакета акций «Газпром» – 50,002%. Всего в обращении находится 23673512900 обыкновенных акций.
ОАО «Газпром» владеет крупнейшей в мире сетью газопроводов, по которой газ может бесперебойно транспортироваться на большие расстояния к потребителям в Российской Федерации и за рубежом. Протяженность магистральных газопроводов компании составляет 159,5 тыс. Км. «Газпром» экспортирует газ в страны ближнего и дальнего зарубежья и продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. Продажи в эти страны достигли 184,4 миллиарда кубометров. м, а в страны СНГ и Балтии - 96,5 млрд куб. м. Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
Организация как система: внешняя среда - это набор переменных, которые находятся за пределами организации и на которые напрямую не влияет ее руководство [16].
Внешние факторы:
1) Поставщики. Собственная добыча газового конденсата в 2020 году составила около 11 миллионов тонн (две трети от общей добычи в России). Таким образом, Газпром самостоятельно выполняет задачу по предоставлению ресурсов фабрикам для производства конечной продукции и не зависит от внешних факторов, связанных с предоставлением ресурсов.
«Газпрому» принадлежат четыре завода по стабилизации и переработке газового конденсата, входящие в состав «Астраханьгазпрома», «Оренбурггазпрома», «Сургутгазпрома» и «Уренгойгазпрома».
Ожидаемый уровень 20% доли продукции, закупаемой по конкурсным процедурам на 2020 год, обусловлен тем, что большая часть закупок предназначена для нужд капитального строительства. Это означает, что номенклатура поставляемой продукции утверждается проектной документацией на объекты капитального строительства. Очевидно, что поставка такой продукции на основе конкурсных процедур неизбежно приведет к необходимости адаптации проектов, что, в свою очередь, может привести к задержке ввода в эксплуатацию соответствующих объектов капитального строительства.
2) Потребители. На внутреннем рынке Группа Газпром реализует более 50% продаваемого газа.
– Европейский рынок. Европейский газовый рынок вследствие его географической близости к России и доминирования российского газа на нем продолжает играть важную роль в экспортной политике «Газпрома».
В 2020 году «Газпром» продал в Европе 161,5 млрд. куб. м природного газа, увеличив поставки по сравнению с 2019 годом на 3,5%.
«Газпром» обеспечивает примерно треть суммарного импорта в Западную Европу. Ведущими покупателями российского газа являются Германия, Италия, Турция и Франция.
– СНГ. Главным направлением развития сотрудничества ОАО «Газпром» со странами СНГ является обеспечение поставок природного газа, удовлетворяющих потребности экономик этих стран [16].
2.2 Оценка эффективности управления финансовыми рисками ОАО «Газпром»
Общая программа компании по управлению рисками сконцентрирована на непредсказуемости финансовых рынков и нацелена на минимизацию потенциальных негативных последствий для финансового положения.
Для управления финансовыми рисками в ОАО «Газпром» осуществляются следующие мероприятия:
1. проведение систематического анализа выявленных финансовых рисков;
2. построение системы контроля рисков и мониторинга эффективности деятельности по управлению финансовыми рисками;
3. обеспечение необходимой нормативной и методологической поддержки;
4. оценка кредитоспособности контрагентов;
5. контроль авансовых платежей;
6. установление лимитов риска на кредитные организации;
7. хеджирование валютного риска;
8. осуществление переговоров с партнерами с целью финансирования проектов предприятия собственными средствами других участников проектов;
9. мероприятия по работе с дебиторской задолженностью по бизнес-направлениям;
10. использование внутренних инструментов и резервов управления финансовыми рисками, позволяющие гарантировать выполнение Компанией своих обязательств;
11. усиление контроля над заимствованиями компании во всех секторах деятельности;
12. распределение полномочий и ответственности за управление рисками среди структурных подразделений Компании [16].
Целью Компании в области управления рисками является повышение эффективности управленческих решений посредством анализа сопутствующих им финансовых рисков, а также обеспечение максимальной эффективности мероприятий по управлению рисками в ходе реализации принятых решений.
Чтобы провести многокритериальное моделирование финансовых рисков необходимо провести анализ предприятия в части финансовой устойчивости. Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка степени независимости от заемных источников финансирования. Расчет показателей финансовой устойчивости приведен в приложении 3.
Как показывают данные в приложении 3, динамика коэффициента капитализации свидетельствует о достаточной финансовой устойчивости, так как для этого необходимо, чтобы этот коэффициент был меньше 1,5. Но за 2020 год значение коэффициента повысилось до 1,4, то есть приближается к критическому. Однако коэффициент соотношения собственных и заемных средств дает лишь общую оценку финансовой устойчивости. Этот показатель необходимо рассматривать в увязке с коэффициентом обеспеченности собственными средствами. Он показывает, в какой степени материальные запасы имеют источником покрытия собственные оборотные средства.
2.3 Предложения по совершенствованию управления финансовыми рисками ОАО «Газпром»
По итогам предыдущей главы мы можем сделать тот вывод, что в складывающейся ситуации обеспечение стабильного финансового состояния ОАО «Газпром» предприятию рекомендуется пересмотреть систему управления доходами и расходами, а также планирования показателей деятельности.
В целях оптимизации денежных потоков и достижения большей прибыльности, предприятию следует оценить соотношения доходов и затрат и разработать направления по увеличению доходов и снижению затрат.
Прибыль любого предприятия как основной показатель эффективности его деятельности является функцией от многих факторов, основными из которых принято выделять объем производства, ассортимент, затраты на производство и реализацию, качество, ритмичность работы предприятия. Первым финансовым результатом, который рассчитывает предприятие, является валовая прибыль, величина которого составляет разницу между доходом от реализации и себестоимостью. Однако следует учитывать, что резервы сокращения затрат не всегда верны, они могут навредить потребителю за счет использования некачественных материалов, невыполнения определенных операций по снижению себестоимости продукции и т. д. Поэтому необходимо осторожно относиться к снижению затрат и всегда прогнозировать последствия принимаемых управленческих решений в этой сфере.
В структуре расходов всегда есть отдельные статьи, по которым можно сэкономить ресурсы, тем самым уменьшив общую сумму расходов и увеличив прибыль. Однако, глядя на абсолютные значения затрат, трудно найти возможность их снижения. Поэтому считаем целесообразным рассчитать уровень затрат на 1 рубль. чистой прибыли компании и путем сравнения найти минимальный уровень за рассматриваемый период. Проведем расчеты на примере одной из товарных групп компании, на которую в 2020 году наблюдался значительный рост спроса. Расчеты представлены в таблице 4 [16].
Заключение
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на стоимость компании, является уровень финансового риска. Финансовые риски представляют собой самостоятельный значимый риск для владельцев капитала и, в особенности, для владельцев акционерного капитала.
Таким образом, финансовые риски являются, наряду с фундаментальными показателями, важнейшим фактором создания стоимости компании, и система управления финансовыми рисками эффективной компании должна быть интегрирована в общую стратегию и систему управления стоимостью.
Наиболее значимое влияние финансовых рисков проявляется в двух направлениях: во-первых, уровень принимаемого риска оказывает определяющее воздействие на формирование стоимости предприятия. Показатели уровня риска и стоимости компании находятся в тесной взаимосвязи и представляют собой единую систему; во-вторых, финансовые риски - это наиболее вероятная угроза банкротства предприятия, так как финансовые потери, связанные с этим риском, являются наиболее ощутимыми. В связи с этим, абсолютно все финансовые решения требуют предварительно проведенного анализа уровня риска.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдошин, С. М. Информатизация бизнеса. Управление рисками / С.М. Авдошин, Е.Ю. Песоцкая. - М.: ДМК Пресс, 2018. - 176 c.
2. Бурганова, Л.А. Теория управления: Учебное пособие / Л.А. Бурганова. - М.: Инфра-М, 2018. - 16 c.
3. Буянский, С.Г. Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент / С.Г. Буянский, Ю.В. Трунцевский. - М.: Русайнс, 2017. - 352c.
4. Говтань, О.Дж. Системный риск в финансовой среде: теоретический анализ и подходы к оцениванию / О.Дж. Говтань, А.К. Мансуров // Проблемы прогнозирования. – 2017. – № 2. – С. 24–36 с.
5. Гиротра, К. Оптимальная бизнес-модель. Четыре инструмента управления рисками / К. Гиротра. - М.: Альпина Диджитал, 2020. - 752 c.
6. Исмагилов, Р.Х. Риск-менеджмент: конспект лекций / Р.Х. Исмагилов. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 96 c.
7. Капустина, Н.В. Развитие организации на основе риск-менеджмента: теория, методология и практика: Монография / Н.В. Капустина. - М.: Инфра-М, 2018. - 304 c.
8. Коробко, В.И. Теория управления: Учебное пособие / В.И. Коробко. - М.: Юнити, 2018. - 288 c.
9. Косолапов, А.Б. Управление рисками в туристском бизнесе: учебное пособие / А.Б. Косолапов. – М.: КноРус, 2017. – 286 с.
10. Леонович, Т.И. Управление рисками в банковской деятельности: Учебный комплекс / Т.И. Леонович. – Минск: Дикта, Мисанта, 2017. – 136 с.
11. Малафеев, С.И. Теория автоматического управления: Учебник / С.И. Малафеев. - М.: Академия, 2019. - 352 c.
12. Мамаева, Л. Н. Управление рисками / Л.Н. Мамаева. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 256 c.
13. Мингалиев, К.Н. Теория и практика управления финансовой устойчивостью российских компаний / К.Н. Мингалиев. - М.: Русайнс, 2018. - 208 c.
14. Николаенко, В.С. Внедрение риск–менеджмента в ИТ–проекты / В.С. Николаенко // Государственное управление. - 2017. – № 54. – С.15-17.
15. Новиков, А.И. Теория принятия решений и управление рисками в финансовой и налоговой сферах: учебное пособие / А.И. Новиков. – М.: Дашков и К, 2017. – 288 с.
16. ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://oblgaznnov.ru/
17. Риски в торговле. Управление рисками: Практическое пособие.. – Мо.: СПб. [и др.] : Питер, 2019. - 987 c.
18. Рой, О.М. Теория управления (для бакалавров). Учебное пособие / О.М. Рой. - М.: КноРус, 2018. - 224 c.
19. Рыхтикова, Н.А. Анализ и управление рисками организации: учебное пособие / Н.А. Рыхтикова. – М.: Форум, 2019. – 240 с.
20. Ряховская, А.Н. Риск-менеджмент - основа устойчивости бизнеса: Учебное пособие / А.Н. Ряховская, О.Г. Крюкова, М.О. Кузнецова. - М.: Магистр, 2018. - 320 c.
21. Склярова, В.В. Особенности оценки и управления инновационными рисками / В.В. Склярова // Финансы и кредит. – 2017. – № 13. – 79 с.
22. Сухарев, О.С. Теория управления собственностью: принципы, критерии, модели / О.С. Сухарев. - М.: Ленанд, 2019. - 250 c.
23. Тавокин, Е. П. Теория управления [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. П. Тавокин. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 202 c. – Режим доступа : https://new.znanium.com/read?id=326311
24. Тебекин, А.В. Теория управления / А.В. Тебекин. - М.: КноРус, 2019. - 64 c.
25. Уродовских, В.Н. Управление рисками предприятия: учебное пособие / В.Н. Уродовских. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 168 с.
26. Федотова, Г.В. Управление рисками в инновационной деятельности предприятий / Г.В. Федотова // Финансы и кредит. – 2017. – № 41. – С. 27–34.
27. Филин, С.А. Риск как элемент стратегического управления в инновационной сфере / С.А. Филин // Управление риском. – 2017. – № 3. – С. 38–51.
28. Юнусова, Р. С. Теория управления [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Р. С. Юнусова, Г. А. Абулханова. – Казань : Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета , 2018. – 115 с. – Режим доступа : https://repo.ieml.ru/xmlui/handle/123456789/14465