Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие пространственно-временного континуума существенно значимо для филологического анализа художественного текста, так как и время, и пространство служат конструктивными принципами организации литературного произведения.
Изучение данного понятия со времён античности занимало значительное место. Сегодня вопрос построения пространственно-временной ткани художественного произведения является одним из интересных не только для филологии, но и для социологии, культурологии.
Изучение текста с разных сторон говорит об углублении анализа полотна художественного произведения, требует взгляда на текст как объекта пространственно-временных отношений. В этом заключается актуальность нашей работы.
Глава 1. Понятие континуума
Единство пространства, времени и действия, их слияние в художественно целостную картину в теории поэтики называется континуумом .
И.Гальперин определяет термин "континуум" как непрерывное образо¬вание чего-то, т.е. нерасчлененный поток движения во времени и в про¬странстве. Такое движение можно увидеть в разложенных частях через отдельные (дискретные) характеристики, которые во взаимодействии создают представление о движении. Континуум — это последовательность фактов, событий, развертывающихся во времени и пространстве.
Создавая мир воображаемый, мир, в котором действуют вымышленные лица и в большинстве случаев в условном пространстве, автор сжимаем, расширяет, обрывает и вновь продолжает время действия и про¬странство в соответствии с содержательно-фактуальной ин-формацией. Хронологическая последовательность событий в художествен-ном тексте нарушает реальное течение времени, создавая иллюзию временных и пространственных отношений. Таким образом, континуум художественного текста чаще основан обычно на нелинейности изложения, наруше¬нии реальной последовательности событий. Переплетение времен-ных планов повествования предопределяет и членение отрезков текста.
1.1 Художественное время
Время — наиболее нереалистическая концепция . Н.А.Николина определяет художественное время как форму бытия эстетической действительности, особый способ познания мира, при этом текст - диалектическое единство двух композиционно-речевых форм: описания («изображение черт, одновременно существующих в пространстве») и повествования. Время реальное и время художественное в тексте различаются.
Время в художественном произведении — длительность, последовательность и соотнесенность его событий, основанные на их причинно-следственной, линейной или ассоциативной связи. Оно может иметь четко определенные или очень размытые границы, которые могут обозначаться или не обозначаться в произведении по отношению к историческому времени или времени, устанавливаемому автором условно.
Категория художественного времени менялась. В древних произведениях представлено мифологическое время: циклические перевоплощения, «мировые периоды». В средневековой культуре время - отражение вечности, оно носило эсхатологический характер: время начинается с акта творения и завершается «вторым пришествием», соответственно ориентировано на будущее — грядущий исход из времени в вечность, возрастает роль настоящего, измерение которого связано с духовной жизнью человека. В древнерусской литературе время, как замечает Д.С. Лихачев, не столь эгоцентрично, как в литературе Нового времени. Оно характеризуется замкнутостью, однонаправленностью, строгим соблюдением реальной последовательности событий, постоянным обращением к вечному. Начиная с Возрождения, в культуре и науке утверждается эволюционистская теория времени: основой движения времени становятся пространственные события. Время, таким образом, понимается уже как вечность, не противостоящая времени, а движущаяся и реализующаяся в каждой мгновенной ситуации. Принцип необратимости реального времени нарушается. XX век — период особенно смелого экспериментирования с художественным временем.
1.2 Художественное пространство
Пространственный континуум в художественных текстах значительно более точен, чем временной. Географические названия места действия и описание этих мест обычно даны в реалистическом плане .
Категория времени в художественных текстах менялась с развитием литературы. Пространство в древних текстах не противопоставлено времени, время сгущается и становится формой пространства, которое «втягивается» в движение времени. Мифопоэтические представления о пространстве используются в литературе в ряде устойчивых образов (пути, дороги: движение как по горизонтали, так и по вертикали) и пространственных точек, топографических объектов (порог, дверь, лестница, мост и др.). Эти образы, связанные с членением как времени, так и пространства, метафорически представляют жизнь человека, ее определенные кризисные моменты, его искания на грани «своего» и «чужого» миров, воплощают движение, указывают на его предел и символизируют возможность выбора; они широко используются в поэзии и в прозе .
Пространство, моделируемое в тексте, может быть
1) открытое и закрытое (замкнутое);
2) расширяющееся или сужающееся, что мотивируется постепенным расширением опыта героя, познанием им внешнего мира;
3) конкретное и абстрактное (не связанное с конкретными локальными показателями),
4) реально видимое персонажем или рассказчиком пространство дополняется пространством воображаемым;
5) деформированное (данное в восприятии персонажа), связанное с обратимостью его элементов и особой точкой зрения на него.
Художественное пространство тесно связано с художественным временем, что в художественном тексте выражается в следующем:
1) две одновременные ситуации изображаются в произведении как
пространственно раздвинутые;
2) пространственная точка зрения наблюдателя (персонажа или повествователя) является одновременно и его временной точкой зрения, при этом оптическая точка зрения может быть как статичной, так и подвижной (динамичной);
3) временному смещению соответствует обычно пространственное смещение;
4) убыстрение времени сопровождается сжатием пространства, а замедление - расширением, потому возникают детальные описания пространственных координат, места действия, интерьера;
5) течение времени передается посредством изменения пространственных характеристик;
6) одни и те же речевые средства могут выражать и временные, и пространственные характеристики .
Глава 2. Континуум в повести И.С.Тургенева «Ася».
История повести «Ася» связана с немецкой культурой. Замысел повести возник в немецком городе Зинциге, расположенном на берегу Рейна : «Рейн овеян множеством преданий и глубоко интегрирован в культуру страны: у каменной скамьи на берегу, откуда Н. Н. часами любовался «величавой рекой», из ветвей огромного ясеня выглядывает маленькая статуя мадонны; недалеко от дома Гагиных возвышается скала Лорелеи; наконец, у самой реки над могилой человека, утонувшего лет семьдесят тому назад, стоял до половины вросший в землю каменный крест со старинной надписью. Эти образы развивают темы любви и смерти, соотносятся с образом Аси, а также создают культурный контекст повести. С рекой ассоциативно связаны и виноградники рейнской долины, которые в образной системе повести символизируют расцветание молодости, сок жизни и её сладость. Именно эту фазу зенита, полноты и брожения сил переживает герой».
2.1 Анализ художественного времени
Событийное время повести охватывает 25 дней: это история любви господина Н. и Аси от знакомства до разрыва. Однако художественное время текста этим отрезком не ограничивается, т.к. произведение представляет собой воспоминания рассказчика о своей молодости: «Мне было тогда лет двадцать пять, – начал Н.Н., дела давно минувших дней», «лет двадцать тому назад». Кроме того, от событий двадцатилетней давности так же имеется ретроспекция еще на 27 лет, когда Гагин рассказывает свою историю и историю Аси: «…моя мать, умерла очень скоро; я остался после нее шести месяцев. Отец увез меня в деревню и целые двенадцать лет не выезжал никуда». В это время дядя увез племянника в Петербург, и на тот момент «Асе было всего два года, а на девятом году она лишилась матери». Значит, между братом и сестрой 10 лет разницы. Есть некоторое несовпадение в временных промежутках. Гагин говорит: «…я, двадцатилетний малый, очутился с тринадцатилетней девочкой на руках!». Видимо, это «живое» обобщение, приблизительность, призванные указать на сложность положения, в котором оказался совсем еще молодой человек. Далее мы узнаем, что Ася «обтерпелась и выжила в пансионе четыре года», а по завершении «ей минуло семнадцать лет». В конце своей истории Господин Н. также указывает возраст Аси: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» Таким образом, можно высчитать, что Гагину на момент знакомства с Господином Н. 27 лет. Значит, общее время повести приблизительно укладывается в 47 лет.
Концептуально время повести членится на отрезки. Автор делит текст на 22 части, причем временная продолжительность каждой неравномерна:
I часть лишена конкретики. Она представляет собой экспозицию, где представлен ретроспективный взгляд рассказчика на события «давно минувших дней». Указан возраст героя на тот момент, его жизненная позиция, которая сопряжена с восприятием времени, течением жизни: «человек не растение и процветать ему долго нельзя. Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время – и хлебца напросишься». Отмечена отсроченность описываемого события (20 лет назад).
II часть – день первый; III-IV части – день второй; V – описание третьего дня; часть VI охватывает события уже 2 недель; в VII части – трехдневное путешествие героя; VIII-X – 21 день; XI-XII – 22 день; XIII – 23, начало 24 дня; XIV – XX – 24 день; XXI – 25 день. Герой от ощущения беспредельности времени вдруг приходит к мгновению: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье», хотя в воспоминаниях героя миг становится почти беконечным.
Последняя XXII часть возвращает события из прошлого в настоящее, которое лишено конкретного времени, оно статично: «…легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека – переживает самого человека».
Таким образом, мы видим, что время в художественном тексте постоянно меняет свое течение: оно то спокойно, плавно, длительно, еле заметно течет (меня занимали; я ненавидел, один вид возбуждал; природа действовала), что вдруг становится стремительно, однократно (я стукнул, переступил, шагнул, исчезла) и герой не в силах поймать его, управлять им. Причина кроется в том, что в тексте Тургенева время представляется не как физическое явление, а как космическое, надчеловеческое.
2.2 Анализ пространственных отношений
Художественное время повести неразрывно связно с пространственной организацией произведения. Действия происходят за границей, в Германии: «уехал за границу», «захотелось посмотреть на мир божий». В тексте имеются топонимы: герой ищет Асю в Кельне, Лондоне, немецкий небольшой городок З., на левом берегу Рейна, а также и другой маленький город – Л., уже на правом берегу реки. Так река разделяет Господина Н. и Асю. Река постоянно присутствует в повествовании, указывая на значимость этого образа: «Городок З. лежит в двух верстах от Рейна»; «заехал в городок Л., правый берег Рейна». Использование данного образа очень символично, поскольку это указание на быстротечность времени, что созвучно главной идее произведения. Мы отметили количество обращений рассказчика к этому образу: на протяжении всего художественного пространства можно встретить слова РЕЙН, РЕКА, РУЧЕЙ, БЕРЕГ, ВОДА, ДРУГАЯ СТОРОНА, ПОПЛЫТЬ - всего 33 случая, часть из которых связана с образом текущего пространства лишь метафорически: взволнованный (о герое), разлитая (прелесть), протекали (впечатления), плыли (облака). Эта горизонтальная плоскость имеет отношение к повествователю. Его желания приземлённы. Рассказчик уделяет пристальное внимание описанию места, объяснению выбора его: «Городок этот мне понравился своим местоположением у подошвы двух высоких холмов, своими дряхлыми стенами и башнями, вековыми липами, крутым мостом над светлой речкой, впадавшей в Рейн».
Еще один пространственный образ является символичным в повести – это виноградник, древо жизни, познаний. Он часто появляется в описаниях повествователя: виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград; глядел то на реку, то на небо, то на виноградники. Повествователь хочет разгадать людей, он хочет узнать их душу (по лицам), но как мы узнаем, это ему не удается – Асю он не понял.
В противоположность Господину Н.Н. пространственный вектор, связанный с героиней, имеет вертикальную направленность: Ася выбрала квартиру «в винограднике, в одиноком домишке, высоко», она взбирается на самую вершину скалы, появляется из окна третьего этажа; стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе. Некая отделенность от рассказчика, невозможность им быть вместе уже здесь отчетливо просматривается. Вертикальное пространство выстраивается посредством других символичных деталей: ветка гераниума, брошенная сверху, и крылья. Гераниум - символ чистого, искреннего, светлого. Цветок отвечает внутреннему содержанию героини.
Заключение
Итак, в ходе исследования мы выяснили, что пространство и время - основные характеристики отношений в художественном тексте. Они могут трансформироваться, переходить одно в другое.
Художественное время — субъективная организация, может смещаться, прошедшее мыслиться как настоящее, а будущее предстать как прошедшее. Использование категории времени, таким образом, может стать определенным композиционным приемом. Оно косвенно связано с ритмом текста и более тесно с его содержанием. Структура художественного времени непосредственно выражается в последовательности форм грамматического времени. Чаще всего художественное время текста оценивается при анализе морфологического уровня, часто присутствует специальная лексика с временным значением.