Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день государство и общество не в состоянии, в полной мере, обеспечить предупреждение пре-ступно¬сти несовершеннолетних, а также эффективно реализовать профилак-тические ме¬роприятия, направленные на ее предупреждение. В связи с чем, они вынуждены прибегнуть к уголовно-правовым регуляторам, к которым относятся наказание и собственно принудительные меры воспитательного воздействия. Применение та¬кой меры уголовно-правового воздействия, как наказание, к подростку, нарушив¬шему уголовный закон, не всегда считается целесообразным и оправданным в си¬лу возрастных, социально-психологических и иных особенностей подрастающего поколения.
Применение мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним явля¬ется одним из неотъемлемых институтов ювенальной юстиции. Предпо-сылками к применению исследуемых мер воздействия являются ослабление института се¬мьи, домашнее насилие, увеличение количества разводов, непра-вильно организо¬ванный досуг подростка, отсутствие контроля со стороны родителей за жизнью ребенка, появление признаков девиантного поведения у подростков, сопровожда¬ющееся отсутствием своевременно оказанной помо-щи субъектами ювенальной юстиции. Эти и другие факторы приводят к уве-личению числа безнадзорных и беспризорных детей, к росту количества правонарушений среди несовершенно¬летних, развитию преступной деятель-ности среди них.
Принудительные меры воспитательного воздействия, реализуемые в отно¬шении несовершеннолетнего лица, законодательно не отнесены ни к уголовному наказанию, ни к иным мерам уголовно-правового воздействия. Отсутствие зако¬нодательного определения принудительных мер воспита-тельного воздействия, со¬держащее отличительные характеристики данного института, порождает острую дискуссию среди ученных по вопросу их пра-вовой природы.
Вопросы, возникающие при реализации указанных мер воздействия, рас¬крываются в рамках юридического анализа судебной практики. Еще в 2000-е годы в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Феде-рации № 7 от 14 февраля 2000 г. «О преступлениях несовершеннолетних» (на сегодняшний день оно утратило силу) было обращено внимание на то, что при вынесении судом ре¬шения по уголовному делу с участием несовер-шеннолетнего лица, необходимо не только решить вопрос о возможности применения принудительных мер воспита¬тельного воздействия, но и отда-вать предпочтение в их пользу.
Необходимо учесть, что эффективность реализации данных мер должна обеспечиваться внушительными законодательными и государственными ре-гуля¬торами. Отсутствие органа, в компетенцию которого входила бы обя-занность по контролю за реализацией мер воспитательного воздействия, ослабляет их эффек¬тивность и влияет на процедурное качество применения данных мер.
Тем самым, изучение такого самостоятельного явления как, «принуди-тель¬ные меры воспитательного воздействия», а также совершенствование си-стемы его применения является актуальной и перспективной исследователь-ской задачей, на решение которой направлено настоящее исследование.
Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования яв¬ляются закономерности развития общественных отношений, складываю-щихся в процессе применения принудительных мер воспитательного воздей-ствия к несо¬вершеннолетним преступникам.
Предмет исследования составляют положения действующего россий-ского законодательства, регламентиру¬ющего применение принудительных мер воспитательного воздействия; уголовные и уголовно-процессуальные нормы, регулирующие примене¬ние принудительных мер воспитательного воздействия; практика судебных и иных правоохранительных органов по применению принудительных мер воспитательного воздействия.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является проведе-ние анализа применения института принудительных мер вос¬питательного воздействия, изучение понятия и правовой природы мер воспитательного воздей¬ствия, рассмотрение видов указанных мер.
Достижение поставленной цели осуществлялось с помощью постановки и решения следующих основных задач:
1. Изучение понятия и правовой природы принудительных мер вос-пита¬тельного воздействия.
2. Определение видов принудительных мер воспитательного воз-действия.
3. Рассмотрение особенностей реализации мер воспитательного воз-дей¬ствия в отношении несовершеннолетних.
Методологическую основу настоящего исследования составляет ком-плекс общенаучных и частнонаучных методов: диалектического метода, ме-тода анализа и синтеза, индукции и дедукции, нормативно-логического, тех-ни¬ко-юридического.
1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬ¬НЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1.1 Правовая природа принудительных мер воспитательного воздей-ствия
Вопросу о юридической природе принудительных мер воспитательно-го воздействия в научной литературе посвящено множество научных статей и работ, которые с трудом поддаются группировке и приведению к единству, в связи с чем на сегодняшний день не выработано единой доктринальной по-зиции по указанно¬му вопросу.
В научной литературе существует дискуссия на предмет того, что пред-став¬ляют собой меры воспитательного воздействия и какова их правовая природа? Наибольшее число дискуссий связано с отнесением данных мер к виду мер уго¬ловно-правового характера. Ряд таких ученых, как А.В. Наумов, Е.В. Болдырев и Л.А. Кривоченко полагают, что принудительные меры есть своеобразный прото¬тип формы реализации уголовной ответствен-ности. Наряду с рассмотренной, име¬ет место и противоположная позиция П.В. Ивановой, А.В. Карелина, Н.Ф. Кузне¬цова и Н.К. Семернёва, согласно которой, мерами выступающими в качестве аль¬тернативы уголовной ответ-ственности и наказания являются меры воспитательно¬го воздействия . Неко-торые отмечают, что к определению юридиче¬ской природы рассматриваемо-го явления следует относиться по-разному, уста¬навливая зависимость от то-го, какую процедуру использует суд при применении воспитательных мер, а именно либо это освобождение от ответственности или от наказания (В.И. Арькова, Г.В. Виттенберг, Г.С. Гаверов, С.Г. Келина, А.Е. Якубов) .
В силу того, что рассматриваемые меры непосредственно располагают-ся в главе под названием «Особенности уголовной ответственности и наказа-ния несо¬вершеннолетних», следует рассмотреть вопрос соотношения уго-ловных санкций наказания и ответственности. Как верно указывал Н.В. Щедрин, данные санкции применяются с ориентированием на неприемле-мость совершения уголовно-наказуемого деяния не только у несовершенно-летнего реализовавшего преступное действие или бездействие, но и у обще-ства в целом . Понятие «уголовная ответственность» узаконено в 1960-е годы XX столетия. Законодатель хоть и апеллирует в уголовном законе данной категорией, вместе с тем, не закрепляет ее определения. Для того, чтобы вне-сти ясность в разграничении уголовного наказа¬ния и уголовной ответствен-ности, по нашему мнению, необходимо дать опреде¬ление последней либо во-все отказаться от обращения к ней.
Теоретики и практики уголовного права на сегодняшний момент могут похвастаться множеством позиций, касающихся подходов к определению уголов¬ной ответственности. Например, одни отождествляют уголовную от-ветственность с уголовным наказанием; другие определяют ее комплексную правовую природу, при этом относя к ней уголовное наказание и иные меры уголовно-правового ха¬рактера; существует позиция, которая определяет уголовную ответственность как обязанность лица подлежать действию уго-ловного закона; четвертые, как обязан¬ность лица понести лишения (связан-ные с наказанием и иными юридическими мерами) как следствие совершения им преступления; пятые-понимают уголовную ответственность в качестве выражения порицания лица от имени государства в обвинительном пригово-ре суда .
Таким образом, несмотря на большую вариативность подходов к определе¬нию уголовной ответственности и его соотношению с уголовным наказанием, перспектива разрешения данного вопроса становиться менее ре-алистичной. Заме¬тим, что в большинстве работ последнего десятилетия зача-стую вместо категории «уголовная ответственность» используются «уголов-но-правовое воздействие» или «меры уголовно-правового характера». НВ. Щедрин представлял уго¬ловную ответственность как «пятое колесо в телеге уголовного права» и ставил следующий вопрос: «Не является ли, рассматри-ваемое правовое последствие за¬прещенного уголовным законом деяния-фикцией, которая не существует в реаль¬ной действительности?» .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. Семейный кодекс Российской Федерации: : федер. закон от 29 но-яб. 1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021) // Собр. законодательства Рос. Феде-рации. – 1996. – №5. – Ст. 16.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 08.04.2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – № 25. – Ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ : федер. закон от 18 декаб-ря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 05.04.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 52 (часть I). – Ст. 4921.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 08 янв. 1997 № 1-ФЗ (в ред. от 05.04.2021) // Рос. газ. – 1997. – 16 янв.
Материалы судебной практики
6. О судебной практике применения законодательства, регламенти-рующие особенности уголовного наказания и ответственности несовершен-нолетних: постановление Пленума ВС РФ от 01.02. 2011 г. №1 // Российская газета. – 2011. – № 29.
7. Постановление районного судьи Предгорного суда Ставрополь-ского края от 4 сентября 2018 г. по делу № 1–323/2018 // Справочная право-вая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Постановление районного судьи Ленинского суд г. Махачкалы от 20 февраля 2019 г. по делу № 1–142/2019 г. [Электронный ресурс] // Ро-сПравосудие. – Режим доступа: https://sudact.ru.
9. Постановление районного судьи Красноселькупского суда Яма-ло-Ненецкого автономного округа от 9 ноября 2018 г. по делу № 1–29/2018 г. [Элек¬тронный ресурс] // РосПравосудие. – Режим доступа: https://sudact.ru.
10. Постановление районного судьи Малоярославецкого суда Ка-лужской области от 10 мая 2016 г. по делу № 1–87/2016 // Справочная пра-вовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
Научная и учебная литература
11. Аликперов, Х.Д. УК РФ и некоторые проблемы освобождения от уго¬ловной ответственности / Х.Д. Аликперов // Государство и право. – 2000. – № 1. – С. 54–60.
12. Антонян, Е.А. Принудительные меры воспитательного воздей-ствия: проблемы назначения и применения / Е.А. Антонян // Lex Russica. – 2018. – № 9. – С. 112– 118.
13. Виноградов, А.В. Уголовный закон как средство защиты интере-сов несовершеннолетних / А.В. Виноградов // Известия Тульского государ-ственного университета. Экономические и юридические науки. – 2016. – №2 2. – С. 132–138.
14. Волков, К.А. Специальный вид освобождения от уголовной от-вет¬ственности несовершеннолетних: вопросы теории и судебной практики / К.А. Волков // Российский следователь. – 2015. – №2 9. – С. 15–17.
15. Давыденко, А.В. Дифференциация уголовной ответственности несо¬вершеннолетних в зависимости от возраста: дис канд. юрид. наук. / А.В. Давы¬денко. – М., 2013. – 22 с.
16. Казакова, Т.А. Педагогическое обеспечение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных: моногра-фия. Рязань: Академия ФСИН России, 2012. – № 2. – 260 с.
17. Казакова, Т.А. Принудительные меры воспитательного воздей-ствия как альтернатива уголовному наказанию / Т.А. Казакова // Ведомости уголовно– исполнительной системы. – 2014. – № 2. – С. 14–18.
18. Карнозова, Л.М. Ювенальная юстиция в России: прошлое, насто-ящее, будущее / Л.М. Карнозова // Институт государства и права Российской академии наук. URL: http://igpran.ru/articles/2979/ (дата обращения: 22.05.2021).
19. Кузьмин, И.А. Категории «юридическая ответственность» и «наказа¬ние» в общей теории права / И.А. Кузьмин // Вопросы правоведения. – 2016. – № 1. – С. 90–108.
20. Макарова, С.А. Некоторые аспекты применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних / С.А. Макарова // Вопросы ювенальной юстиции. – 2014. – № 4. – С. 21– 24.
21. Медведев, Е.В. Принудительные меры воспитательного воздей-ствия в системе средств реализации уголовной ответственности / Е.В. Медве-дев // ЕврА– зЮ. – 2019. – № 11. – С. 98– 101.
22. Носикова, НИ. Принудительные меры воспитательного воздей-ствия, применяемые к несовершеннолетним, как альтернатива наказания в отечествен¬ном уголовном праве / НИ. Носикова // Территория науки. – 2013. – № 1. – С . 139¬142.
23. Овсянников, И.В. Установление возможности исправления несо-вер¬шеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздей¬ствия / И.В. Овсянников // Уголовное право. – 2016. – №2 5. – С. 113–120.
24. Поводова, Е.В. Принудительные меры воспитательного воздей-ствия: проблемы теории и правового регулирования: дис канд. юрид. наук /Е.В. Пово¬дова. – Владимир, 2005. –205 с.
25. Преступность среди учащихся общеобразовательных школ и пробле¬мы ее предупреждения: региональный аспект: учебник / Д.З. Зиядова. – Махачка¬ла: Норма, 2004. 360 с.
26. Середин, А.А. Принудительные меры воспитательного воздей-ствия, применяемые к несовершеннолетним при освобождении от уголовной ответ¬ственности: автореф. ... канд. юрид. наук / А.А. Середин. – М., 2005. –22 с.
27. Скрипченко, НЮ. Правовое регулирование принудительных мер воспитательного воздействия: реалии и перспективы / НЮ. Скрипченко // Ис-то¬рические, философские, политические и юридические науки, культуроло-гия и ис¬кусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – №2 11– 1. ч.1. – С. 165–168.
28. Сухарева, НД. Классификация видов освобождения от уголовной от¬ветственности / НД. Сухарева // Российский судья. – 2016. – № 5. – С. 41–43.
29. Тарбагаев, А.Н. Ответственность в уголовном праве: учебное по-собие / А.Н. Тарбагаев. – Красноярск: Красноярский государственный уни-верситет, 1994. – 67 с.
30. Ткачев, В.Н Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской об¬ласти и ее распространение в регионах России / В.Н. Ткачев // Право и безопас¬ность. – 2019. – № 32. – С. 23– 38.
31. Уголовно–правовое воздействие: учебник / Под ред. А.И. Рарога. – М.: Проспект, 2008. –560 с.
32. Фильченко, А.П. Возникновение, смягчение и прекращение уго-лов¬ной ответственности (проблемы отраслевого и межотраслевого согласо-вания) / Под ред. А.В. Наумова. –М.: Юрлитинформ, 2014. –296 с.
33. Фильченко, А.П. Принудительные меры воспитательного воздей– ствия – форма реализации уголовной ответственности / А.П. Фильченко // Акту¬альные проблемы российского права. – 2014. – №2 3. – С. 448– 454.
34. Щедрин, Н.В Новый уголовный кодекс России в контексте соци-аль¬ного управления / Н.В. Щедрин // Lex Russica. – 2015. – №2 3. – С. 57–58.
35. Щедрин, Н.В. Минимальный возраст уголовной ответственности или минимальный возраст применения уголовных санкций? / Н.В. Щедрин // Судья. – 2017. – № 8 (80). – С. 20– 24.
36. Щедрин, Н.В. О правовой природе и перспективах института осво¬бождения с применением принудительных мер воспитательного воздей-ствия / Н.В. Щедрин, Н.А. Никитина // Актуальные проблемы российского права. – 2013. – № 8. –С. 1007– 1011.
37. Щедрин, Н.В. От исполнения мер уголовного наказания к испол-не¬нию мер уголовного воздействия / Н.В. Щедрин // Уголовно–исполнительные си¬стемы Республики Казахстан и Российской Федерации: Существующие проблемы и перспективы дальнейшего развития. – 2018. – С. 315– 328.
38. Щедрин, Н.В. Четыре «колеи» российского уголовного права / Н.В. Щедрин // Уголовное право. – 2008. – № 4. – С. 59–62.
39. Щедрин, Н.В., Речицкий А.А. О комплексном характере институ-та условного осуждения / Н.В. Щедрин, А.А. Речицкий // Уголовное право. – 2009. – № 5. – С. 102– 105.