Фрагмент для ознакомления
2
МЧС России реализует государственную политику в области защи-ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех-ногенного характера, в том числе в области преодоления последствий ра-диационных аварий и катастроф.
Кроме этого, осуществляется подготовка предложений по форми-рованию основ единой государственной политики в области преодоления последствий радиационных аварий на Чернобыльской АЭС, а также на производственном объединении «Маяк» и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне.
В течение нескольких лет подразделение разрабатывает и реализует федеральные целевые и межгосударственные программы в области граж-данской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, пожарной, радиационной, химической, биологи-ческой безопасности, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также развития системы ГЛОНАСС, государственным заказ-чиком которых является МЧС России.
В 2013 году Правительство РФ была принята государственная про-грамма Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрез-вычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», цель которой – минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, эконо-мике и природной среде от ведения военных конфликтов и вследствие их ведения, а также от совершения террористических актов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах..
Программа реализуется в 2013-2030 годах в четыре этапа. Первый этап проводится в период 2013-2015 годы, второй этап – 2016-2020 годы, третий этап - 2021 - 2024 годы; четвертый этап - 2025 - 2030 годы.
В результате реализации Программы планируется значительное снижение к 2030 году по отношению к базовому 2010 году количества чрезвычайных ситуаций и экономического ущерба.
Ресурсный потенциал и его использование
в системе государственной противопожарной службы МЧС России
В последние десятилетия во всем мире наблюдается тенденция к ро-сту количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера [1]. Данные ЧС возникают в инду-стриальных районах, крупных городах и неизбежно ведут к значительным разрушениям и потерям, а также уносят сотни и тысячи человеческих жиз-ней. Одной из главных причин возникновения и роста ЧС является бурное развитие хозяйственной и инженерной деятельности человека. На террито-рии Российской Федерации также увеличивается количество аварий, ката-строф, антропогенных воздействий и стихийных бедствий. Поэтому на борьбу с ЧС выделяются огромные средства, в том числе Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным си-туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) как основному органу, ответственному за вопросы обеспечения безопасности, в частности предупреждения и ликвидации ЧС.
В настоящее время во всем мире сложилась ситуация, когда прихо-дится жить в режиме жесткой экономии. В связи с этим требуется оптими-зировать процессы управления, в том числе и ресурсами МЧС России, по-лучая при этом максимальную эффективность от использования его ре-сурсного потенциала.
Термин «потенциал» включает в себе два важных аспекта: наличие ресурсов, а также целевую направленность их использования. Понятие «ресурс» принято подразделять на основные группы: материальные, тру-довые, финансовые, информационные и управленческие, которые ограни-чены в количественном и в качественном отношении. Отсюда вытекает их главная особенность - ограниченность.
Важным отличием между определением «ресурсы» и «потенциал» является зависимость потенциала отдельной сферы (или организации), а также общества в целом от субъектов деятельности и, напротив, независи-мость существования ресурсов от субъектов деятельности. В этой связи понятие «потенциал» включает возможности сотрудника, коллектива, ор-ганизации, общества в целом к эффективному использованию имеющихся средств (ресурсов), а не только существующие материальные и нематери-альные средства. Таким образом, целесообразно в системе оценочных по-казателей эффективности ресурсов использовать экономическую или соци-альную категорию (количество ЧС или пожаров, их экономический ущерб, количество пострадавших и т.д.), через которую можно учитывать степень использования возможностей накопленных ресурсов [2]. Данной категори-ей может служить понятие «ресурсный потенциал».
Под «ресурсным потенциалом» системы МЧС России можно пони-мать объективные возможности использования существующих на данном этапе развития управленческих, трудовых, материальных, финансовых, информационных ресурсов, объединенных общими целями использования, а также организационными и правовыми отношениями, обеспечивающими определенный уровень безопасности (рис. 1). Управленческие ресурсы воздействуют на основные виды ресурсов: трудовые, материальные, фи-нансовые и информационные.
Трудовые ресурсы являются самыми многочисленными и сложно структурированными ресурсами МЧС России. Это связано, прежде всего, с тем, что на Министерство возложено огромное количество задач как по уровню сложности, так и по масштабу, которые необходимо решать как в повседневной деятельности и повышенной готовности, так и в режиме ЧС. К трудовым ресурсам относится в первую очередь личный состав: пожар-ной охраны, центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) различ-ных уровней территориальной подчиненности, поисково-спасательных служб (ППС) регионов, психологической службы и т.д.
К важнейшим ресурсам системы МЧС России относятся материаль-ные ресурсы, являющиеся неотъемлемой составляющей обеспечения эф-фективной деятельности подразделений МЧС России при решении целевых задач по предупреждению и ликвидации ЧС. Процесс формирования ма-териальных ресурсов включается в комплекс организационно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, снижению рисков возникновения и уменьшения возможных негативных последствий. Каждая ЧС уникальна по своим проявлениям, поэтому достаточно сложно преду-смотреть заранее требуемые объемы и количество используемых матери-альных ресурсов, таких как спецоборудование и транспорт (авиа, авто и др.) при ее ликвидации.
Рис. 1. Ресурсный потенциал системы МЧС России
(ГИМС - Государственная инспекция по маломерным судам; СВФ - спасательные воинские формирования; ПиП - подготовка и переподготовка кадров; АИУС РСЧС - автоматизированная информационно-управляющая система Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; КАСКАД - поиск «термоточек» на территории определенной области; ГРАНИТ - картографическая подложка для нане-сения условных обозначений и рисков подтопления)
Источником формирования финансовых ресурсов МЧС России яв-ляются бюджетные средства федерального, регионального и муниципаль-ного уровней.
Неотъемлемой частью в деятельности МЧС России являются также информационные ресурсы. Роль информации, ее полнота, качество и до-стоверность занимает важное место в любой сфере, особенно если это свя-зано с угрозой жизни и здоровью людей или предупреждением возникно-вения ЧС. В МЧС России используются различные виды информационных ресурсов, каждый из которых выполняет определенные задачи в рамках функционирования системы в целом. Например, общероссийская ком-плексная система информирования и оповещения населения в местах мас-сового пребывания людей (ОКСИОН) является сложной системой для ин-формирования граждан страны не только обо всех происшествиях, коли-чествах пострадавших и спасенных за определенный промежуток времени, но и подготовке в области гражданской обороны, защиты от ЧС.
Единая совокупность всех вышеперечисленных ресурсов формиру-ет деятельность Министерства в целом (рис. 2). При этом важнейшую роль выполняет целеполагание. Цель выступает как некоторое опережающее отражение действительности, как выражение будущей потребности систе-мы, в том числе и системы МЧС России [3, 4].
Рис. 2. Системный подход к ресурсному потенциалу системы МЧС России
Наиболее частыми ЧС по статистике являются пожары [5], которые наносят огромный социальный и экономический ущерб государству. По-этому, конкретизируя структурную схему, представленную на рис. 2, и не нарушая общности рассуждений, рассмотрим вопросы использования ре-сурсного потенциала в деятельности Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России, основной целью которой является оператив-ное эффективное реагирование на пожары и факторы их проявления, при-водящее к смягчению последствий, уменьшению потерь человеческих жиз-ней и материальных ценностей.
Декомпозиция основной цели приводит к необходимости достиже-ния ГПС МЧС России двух подцелей - предупреждения и ликвидации по-жаров. При этом их нельзя рассматривать каждую по отдельности в силу того, что многие мероприятия, направленные на решения задач, соответ-ствующих достижению данных целей, относятся как к предупреждению, так и к ликвидации. Задачи, соответствующие данным подцелям, можно классифицировать следующим образом. Первая задача - ранний прогноз (оповещение) о пожаре, вторая - проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, связанных с тушением огня.
Перечисленные задачи системы ГПС МЧС России реализуются сле-дующими взаимосвязанными подсистемами (рис. 3):
- подсистема мониторинга и прогнозирования пожаров;
- подсистема оповещения и связи;
- подсистема реагирования на угрозы пожаров;
- подсистема предупреждения пожаров;
- подсистема ликвидации пожаров.
Выход подсистемы мониторинга и прогнозирования (прогнозы по пожарам, наблюдения за развитием пожаров) является входом для подси-стемы оповещения и связи. Другой вход в подсистему оповещения и связи образуется как выход из подсистемы реагирования на угрозы пожаров (запрос руководителя тушения пожара на привлечение дополнительных сил и средств других пожарных частей для борьбы с огнем более высокого ранга, связь участников пожарных отделений при их взаимодействии и т.п.).
Рис. 3. Структурная схема системы ГПС МЧС России
Из подсистемы оповещения и связи выходят задачи конкретным должностным лицам, ответственным за реагирование. Из подсистемы реа-гирования на угрозы пожаров можно выделить следующие выходы: ко-манды для проведения мероприятий в подсистему предупреждения или в подсистему ликвидации пожаров, а также оперативные данные о характе-ристиках пожаров, времени прибытия, ликвидации, локализации и т.д., яв-ляющиеся исходными данными для подсистемы мониторинга и прогнози-рования.
Выходы из подсистем предупреждения и ликвидации пожаров от-ражают обратную связь, являются входящими в подсистему реагирования на угрозы пожаров.