Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Государства - экспортеры нефти и газа, получая доходы от экспорта, со временем накапливают избыточные ресурсы. Страны с хроническим профицитом торгового баланса также сталкиваются с постоянным накоплением валютных резервов (например, Китай). Так, ряд стран начали создавать специализированные суверенные фонды, которые решают ряд важных задач. Аккумулирование излишков и инвестирование этих средств за пределами национальных рынков позволяет контролировать инфляцию, диверсифицировать национальные золотовалютные резервы, накапливать средства для будущих поколений. Средства различных суверенных фондов начали инвестироваться в 20-м веке для получения дополнительного дохода, в результате чего к началу XXI в. их объем стал соизмерим с международными резервами центральных банков.
Целью данной работы является анализ и оценка эффективности выполнения функций Стабилизационного фонда России.
Для достижения цели работы перед автором ставятся следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность и функции стабилизационного фонда;
- изучить Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ;
- провести анализ использования стабилизационного фонда;
- дать оценку эффективности использования стабилизационного фонда.
Предмет работы – методы оценки эффективности функционирования суверенных фондов в РФ.
Объект работы - Стабилизационный фонд РФ.
В данной работе проведен обзор отечественного и зарубежного опыта функционирования крупнейших суверенных фондов в мире, проанализирована текущая государственная финансовая политика и обзор дискуссий в области направлений расходования излишков средств ФНБ, превышающих законодательно установленный порог в 7% ВВП. В результате сформулированы рекомендации по формированию инвестиционной политики с учетом зарубежного опыта и особенностей российской экономики.
Ключевые слова: суверенный фонд, инвестиции, Фонд национального благосостояния, инвестиции.
Работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения и списка использованных источников.
1 Стабилизационный фонд РФ - сущность и цель образования.
1.1 Экономическая сущность и функции стабилизационного фонда
Примерно с 2008 г. суверенные фонды были признаны мировым сообществом, как важные участники международной валютно-финансовой системы [Зайцев С.В., Сармин А.И., 2017]. В настоящее время они, безусловно, играют большую роль в развитии мировой экономики. По данным Sovereign Wealth Funds Institute (SWFI) на середину 2020 г. в мире насчитывается почти 80 суверенных фондов [3].
Успешные суверенные фонды мира всегда ищут новые возможности для повышения эффективности своих инвестиций, выбирая не только традиционные, но и новые инвестиционные продукты, которые обладают высоким уровнем доходности и риска, а также низкой ликвидностью. Согласно отчету International Forum of Sovereign Wealth Fund, за последние несколько лет уменьшилась доля инвестиций средств суверенных фондов в безопасные активы в пользу более рискованных. В основном капитал перетекает в финансовый и технологические сектора. Например, в 2017 г. инвестиции в высокотехнологичные компании составили 19% от числа сделок и 33% объема инвестированных средств. Перечисленные тенденции происходят в результате беспрецедентно низких процентных ставок, сверхмягкого денежно-кредитного регулирования ведущих мировых центробанков и периода избыточной ликвидности на финансовых рынках. Денег в мире очень много, что приводит к дискуссиям о раздувании финансовых пузырей с одной стороны, и к обсуждениям выбора оптимальных стратегий инвестирования с другой.
В этом смысле Россия - не исключение, поскольку в последние несколько лет для нашей страны сложились очень благоприятные внешние экономические условия, которые привели к тому, что в стране накопился существенный объем золотовалютных резервов. Следом за этим, во второй половине 2020 г. активизировалась дискуссия по поводу стратегии управления средствами фонда национального благосостояния России (ФНБ). Сравнительно невысокие темпы роста экономики РФ на фоне профицитного бюджета и стабильно накапливающихся валютных резервов сделали эту дискуссию достаточно публичной и актуальной. Предметом дискуссии стало то, что на конец 2020 г. объем средств ФНБ превысил отметку 7% ВВП, а его ликвидная часть по оценкам Минфина в 2021 г. продолжит расти [10], в результате чего ее размер превысит 7% ВВП и будет активировано правило, при котором станет возможным тратить избыточные резервы фонда.
Стабилизационный фонд (СФ России) — специальный государственный фонд Российской Федерации, созданный в 2004 году и использовавшийся в целях стабилизации экономики. С 2009 года разделён на два фонда, которые в 2019 году были вновь объединены в Фонд национального благосостояния.
Стабилизационный фонд выполнял следующие функции:
являлся встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);
обеспечивал дополнительную устойчивость государственным финансам;
мог служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.
По сути, это были финансовые активы, которыми напрямую распоряжалось правительство, а не Федеральное Собрание посредством бюджета.
Стабилизационный фонд РФ был создан 1 января 2004 года. С 1 февраля 2009 года стабилизационный фонд был разделён на две части: больший (изначально 80% средств) Резервный фонд (2560 млрд руб. — по состоянию на 01.08.2017*, израсходован и закрыт с 1 января 2019) и меньший Фонд национального благосостояния (4 842 млрд руб. на 01.08.2017). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2009 год — 6,1 % ВВП, на 2010 год — 5,5 %, на 2011 год — 4,5 %, а после 2011 года данный объём фиксируется в размере 3,7 % ВВП[3]. 1 января 2019 года Резервный фонд был ликвидирован и присоединен к Фонду национального благосостояния, который таким образом является преемником Стабфонда.
Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики.
Оомес и Калчева [17] исследуют три основных симптома «голландской болезни» в России: укрепление национальной валюты, сокращение доли промышленности и повышение уровня зарплат. Авторы проводят эконометрический анализ ситуации в нашей стране. Их выводы таковы: хотя в России и присутствуют некоторые из симптомов, наша страна не подвержена «проклятию ресурсов». Однако при дальнейшем росте цен на ресурсы подобная ситуация может реализоваться и у нас.
Порядок формирования и использования стабилизационного фонда первоначально регулировался главой 13.1 «Стабилизационный фонд Российской Федерации» Бюджетного кодекса РФ. С 1 января 2009 года данный раздел утратил силу, и вместо него кодекс был дополнен главой 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета»
Фонд национального благосостояния России (ФНБ), российский государственный резервный фонд, является частью механизма долгосрочного пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
ФНБ формируется за счет дополнительных доходов федерального бюджета от нефтегазового комплекса и доходов от управления собственными средствами. Фактически ФНБ пополняется из федерального бюджета при условии раздельного учета и управления в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений российских граждан, а также обеспечения баланса федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда. Фонд России.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дорофеев М.Л. Актуальные проблемы управления средствами Фонда национального благосостояния РФ и пути их решения // Научные ведомости Белгородского государственного университета; Сер.: Экономика. Информатика, 2020. - № 4.-С.652-668.
2. Зайцев С.В., Сармин А.И. 2017. Сравнительный анализ структуры и принципов управления суверенными фондами. ДайджестФинансы. № 1. С. 27-38.
3. Институт суверенных фондов. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Sovereign Wealth Funds Institute (SWFI) - URL: https://www.swfinstitute.org/ (дата обращения 19.05.2021).
4. Информационно-аналитический портал https://tradingeconomics.com [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения 19.05.2021).
5. Информационный портал о бюджетной системе РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/ Бюд- жет/Закон%20о%20бюджете?DocumentId=75 8&message= (дата обращения 19.05.2021).
6. Информационно-аналитический портал Инвестинг.ком. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.investing. com/rates-bonds/world-government-bonds (дата обращения 19.05.2021).
7. Официальный сайт Счетной Палаты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/structure/kudrin-aleksey- leonidovich/speeches/38975/ ?sphrase_id=11849349 (дата обращения 19.05.2021).
8. Официальный сайт Суверенного фонда Норвегии. Годовая отчетность фонда [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nbim.no/en/publications/ (дата обращения 19.05.2021)
9. Официальный сайт Минфина России, раздел ФНБ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/ na- tionalwealthfund/statistics/ (дата обращения 19.05.2021).
10.Официальный сайт газеты Ведомости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/20 19/09/30/812491-pravitelstvo-tratit-nakoplennoe (дата обращения 19.05.2021).
11.Официальный сайт РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www .rbc.ru/finances/09/09/2020/5d7697 169a794 756f9a37572 (дата обращения 19.05.2021)..
12.Официальный сайт РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/opinions/economics/22/08/20 19/ 5d5d2d4d9a79471d5b90bae3 (дата обращения 19.05.2021)..
13.Официальный сайт РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www .rbc.ru/economi cs/01 /04/2020/5ca2 02f99a 794773af5974dd (дата обращения 19.05.2021).
14.Официальный сайт РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/08/06/2020/5cfacd7 b9a7 947fc0af4eb27 (дата обращения 19.05.2021)..
15.Официальный сайт Московской Биржи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.moex. com/ru/i r/i nteractive- analysis.aspx# (дата обращения 19.05.2021).
16.Официальный сайт Федеральной таможенной службы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru/folder/519 (дата обращения 19.05.2021).
17. Oomes N., Kalcheva K. Diagnosing Dutch Disease: Does Russia Have the Symptoms? BOFIT Discussion Papers 7/2008. Bank of Finland. Institute for Economies in Transition, 2008.