Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется масштабом влияния, которое оказывают на международную политическую и социально-экономическую ситуацию такие государства как США и Китай. Наличие в системе отношений США и Китая затяжного вопроса, связанного с политикой в отношении непризнанного государства Тайвань, периодически вносит дополнительное напряжение.
Понятием «Тайваньский вопрос» обозначают модель «взвешенного взаимодействия» внутриполитических сил Тайваня, интересов Китайской Народной Республики и США в Юго-Восточной Азии. В течение последних 15 лет произошли значительные изменения в расстановке сил, начавшиеся в 2009г. с провозглашения США политики «возвращения в Азию» и продолжившиеся приходом к власти на Тайване в 2016г. Цай Инвэнь.
Проблема определения международно-правового статуса страны в современном мире – это совокупность взаимосвязанных политических, экономических и правовых вопросов. Особенность непризнанных государств заключается в том, что современное международное право не дает однозначного ответа на способы международно-правовой легитимации и легализации, фактически существующих в течение длительного времени государств.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1
1.1 Значение тайваньского вопроса для Китайской Народной Республики
На сегодняшний день Тайвань – это частично-признанное 15-и государствами-членами ООН государство, именуемое также Китайской Республикой и Китайским Тайбэй. Наибольшим количеством стран Тайвань признается в качестве административной единицы Китайской Народной Республики.
Географически Тайвань – это остров Тихого океана, отделенный от материкового Китая Тайваньским проливом (шир. 150 км). Геополитическое положение предопределило нестабильность региона. История региона демонстрирует, как сферы интересов разных государств – материкового Китая, Японии, США и других – пересекаются в районе Тайваня на протяжении всей его истории.
«Тайваньский вопрос» – это прежде всего конфликт внутренних интересов территории и метрополии, и во вторую – других стран-участник, сильнейшим представителем которых в настоящий момент являются США. Если исторические конфликты на территории Тайваня были связаны со внешними завоеваниями, то в XX после Гражданской войны сам Китай раскололся на 2 противоборствующие группы. Тайвань как наследник Китайской Республики претендует на самостоятельность, КНР же отстаивает позицию «Единого Китая». Несмотря на политические разногласия, Китай тесно связан с Тайванем экономически и социально.
Впервые в состав китайской метрополии Тайвань был включен в XII веке в качестве части провинции Фуцзянь. Население на тот момент было малочисленным, основу его составляли племена гаошань. В 1360 году был основан первый китайский орган власти на острове.
Китайцы были активными переселенцами. Оттеснив местное население в горы, они развивали аграрное дело на прибрежных наиболее плодородных землях, занимались ремеслами, вели рыболовное дело.
В 20-х гг. XVII века Тайвань был захвачен голландцами, а затем и Испанцами, занявшими северную часть острова. К 1642 году Голландия оттеснила Испанию. В XVI — начале XVII веков на территорию Тайваня приходили завоеватели из других государств: Японии и Португалии. Испанцы продолжали силой оспаривать влияние Голландии на Тайване.
В 1661 году власть на острове была захвачена китайцами, бежавшими с материкового Китая после свержения династии Мин. Ими было основано государство Дуннин, в результате существования которого население Тайяваня увеличилось до 200 000 человек. С 1683 правление острова перешло к представителям Цинской династии. После Китайско-Японской войны 1894-95гг. Тайвань перешел во владение Японии. С 1912 года по 1949 на территории материкового Китая существовала Китайская республика. В ее владения после поражения Японии по II Мировой войне перешел Тайвань.
1945-49гг. в Китае были временем Гражданской войны. В результате Тайвань стал местом, куда переместилось после поражения от сил Мао Дзэдуна правительство Республики Китай – его глава Чан Кайши, члены партии Гоминьдан, Национальное собрание с представителями от различных провинций и администрация. Всего на Тайвань, на котором в тот момент проживало около 6 млн человек, прибыло около 2 миллионов переселенцев, которые основали временную столицу – город ТайБэй.
Так Китай разделился на 2 противоборствующие силы: Китайская Республика и КНР. Каждая из них была уверена в том, что они и есть истинный Китай. Поэтому в регионе наблюдалась нестабильность и неоднократно происходили военные конфликты. В 50-х гг. известны столкновения, вошедшие в историю как Первый и Второй кризис в Тайваньском проливе.
Впоследствии Китайская Республика в течение 20-и лет была представителем всего Китая на международной арене, однако, постепенно уступала во влиянии Китайской Народной Республике. Легитимная власть ее продлилась до 1970-х гг., после чего представительство в ООН было передано КНР.
Лидирующие партии Тайваня придерживаются курса на независимость. Так лидер Демократической партии Чэнь Шуйбян провозгласил курс на независимость, в ответ на что КНР заявили о прекращении контактов. В 2013 году в результате переговоров КНР выдвинул курс на «Мирное объединение. Одно государство, два строя». Тайвань в свою очередь не согласился с этим курсом, требуя сохранения особой суверенности территории.
ГЛАВА 2
2.1 Основы сотрудничества США и Тайваня
Ключевым партнером Тайваня и, по сути, гарантом самого существования КР уже более полувека являются США. Связи с этим государством не ограничиваются экономикой и гуманитарной сферой. Если бы Тайвань был признанным государством, он мог бы претендовать на статус военно-политического союзника США. Тем не менее, между Тайванем и США осуществляется активное военное сотрудничество, Тайвань является важным партнером США в Азии.
В основе сотрудничества США и Тайваня лежат следующие законодательные акты:
- «Закон об отношениях с Тайванем» (англ. Taiwan Relations Act) — государственный акт США, подписанный 10 апреля 1979 г. Конгрессом США с целью оказания поддержки Тайваню. Этот закон заменой действовавшего ранее двустороннего «Китайско-американского договора о взаимной обороне»;
В документе при этом США гарантирует в адрес Китая соблюдение политики «одного Китая», и вместо обращения к КР используется термин «властные органы Тайваня». Согласно документу неофициальные, но де-факто дипломатические отношения поддерживаются с помощью утвержденного в 1979г. на Тайване некоммерческой организации – Американского института.
Также закон определяет обязательства США по предоставлению оборонительных средств и услуг Тайваню, объем которой определяется Президентом и Конгрессом США.
- В 1982г. было подписано правило «шести гарантий», в частности предусматривающих, что США не будут проводить с Китаем консультаций по поводу реализуемого в Тайвань оружия. Однако, согласно одной из версии, когда в ответ на поставки оружия США Тайваню в 2010г. Китай приостановил военные отношения с Америкой и отменил визиты высокопоставленных лиц США, при последующих поставках Америкой было сделано исключение из правила «шести гарантий» и список оружия согласовывался с Китаем.
Тайваню, в январе 2018 г. в США был принят Акт о командировках на Тайвань, согласно которому устанавливался порядок обмена визитами между США и Тайванем на высоком уровне. Были организованы контакты Госдепартамента США с деятелями политических партий; контакты военных; взаимодействие посредством представительств Тайбэй по делам культуры и экономики. Контакты носили широкий характер, вплоть до научного посещения Кремниевой долины.
Современные военные связи США с Тайванем поддерживаются и республиканской, и демократической администрациями, а также в основном одобряются американскими органами власти, политиками и военными.
«Китайский исследователь Чжу Чжунбо считает, что реализация Америкой стратегии «возвращения в Азию» обусловлена целью поддержания ее глобальной гегемонии, и элементом этой стратегии является сдерживание Китая. Поэтому в перспективе отказ США от своего влияния на Тайвань маловероятен и политика США в отношении Тайваня сохранит свой общий курс с учетом каких-либо небольших корректировок»
Таким образом, США де-факто признает Тайвань отдельным государством и обеспечивает ему всестороннюю поддержку, тем самым укрепляя свои позиции в АТР и сдерживая усиление Китая в регионе. Среди основных формализованных правил: «Закон о взаимоотношениях с Тайванем» и «6 правил».
Несмотря на то, что Тайвань не является признанным ООН государством, США посредством создания представительств на территории Тайваня, организовали регулярную дипломатическую работу.
2.2 Политика одного Китая и принцип одного Китая как основа конфликта между Вашингтоном и Пекином
«Принцип единого Китая» – очень важное фундаментальное положение, от которого отталкивается в своей политике КНР. Эта политика является результатом целого комплекса исторических, политических, экономических и культурных особенностей и закономерностей существования китайского общества.
«Независимость Тайваня идет вразрез с течением истории и приведет в тупик», – заявляет Си Цзиньпин. «Мирное воссоединение Китая как в интересах китайского народа на материковой части, так и соотечественников через Тайваньский пролив». «Мы готовы создать широкое пространство для мирного воссоединения [Китая] и не допустим никакой сепаратистской деятельности», - подчеркивает глава КНР. «Вопросы, касающиеся Гонконга, Тайваня, Синьцзяна, - внутреннее дело Китая, затрагивают государственный суверенитет и территориальную целостность Китая. Американская сторона должна уважать коренные интересы Китая и действовать обдуманно».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассмотрена система «взвешенных отношений» между США, КНР и Тайванем по «тайваньскому вопросу», характеризующемуся сложным комплексом исторически сложившихся отношений вокруг государства, имеющего международное признание де-факто, но не имеющему статус признанного государства де-юре.
На территории Тайваня сошлись интересы трех сильных государств: США, Китая и самого Тайваня. В целях стабилизации ситуации в районе участниками были выдвинуты различные стратегии. Китай придерживается позиции «одного Китая», считая Тайвань районом материкового Китая. Концепция была сформулирована в 1992г. и по настоящее время является неотъемлемой частью политики Китая. Во время правления Дэн Сяопина, в ответ на усиливающиеся сепаратистские настроения Китайской Республики, была выдвинута концепция «одно государство — два строя». Китай считает население КНР и Тайваня единым народом с единой историей и культурой и не рассматривает возможность отделения Тайваня.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Варгач М.А. Исторический путь становления Республики Абхазия // Современные научные исследования и инновации. 2020.-№1
2. Волошина А.В. Тайваньский вопрос в китайско-американских отношениях на современном этапе // Архитектура безопасности и сотрудничества в восточной Азии. М.: 2017. - с.33-40
3. Дипломатический скандал после телефонного разговора Трампа с лидером Тайваня. Режим доступа: http://www.golos-ameriki.ru/a/tramps-call-with-taiwan/3621679.html (дата обращения: 21.05.2021).
4. Жмилевский В.Д. Непризнанные и частично признанные государства/ В.Д. Жмилевский // Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых ученых: материалы 68-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых - 2016. – С. 35-37
5. Квачева П. И., Петрова С. В. Политико-правовой статус непризнанного государства в современном ми- ре: историко-правовой аспект (на примере Республики Абхазия) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 35. C. 56–65.
6. Клинов А.С. Об основных факторах политики Китая в Тайваньском вопросе // Голос минувшего. Кубань, 2017. - №1-2, c. 85-108
7. Лексютина Я.В. США и политика «одного Китая»// Контуры глобальных трансформаций. 2017. Том 10. №5. С.102.
8. Лычагин А.И., Комаров И.Д. Тайванский вопрос: внешние и внутренние детерминанты// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. №3. С.530-538
9. Развитые страны. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Развитые_страны(дата обращения: 21.05.2021).
10. Си Цзиньпин заявил о неизбежности воссоединения Китая и Тайваня // Вести. Экономика. 2019. 2 января // URL: https://www.vestifinance.ru/articles/112709 (дата обращения: 21.05.2021).
11. Шаклеина Т. А., Шаклеин В. В. Стратегия США после Обамы // Междунар. процессы. 2016. Т. 14. № 4. С. 59
12. Китай пригрозил Тайваню войной, если тот будет стремиться к независимости // https://www.bbc.com/russian/news-55865621 (Дата обращения: 22.05.2021)
13. На Тайвань впервые при Байдене прибыл представитель США // https://www.interfax.ru/world/758631 (дата обращения: 21.05.2021)
14. США заявили о готовности продолжать военную поддержку Тайваня// URL:https://www.kommersant.ru/doc/4661139 (дата обращения: 21.05.2021)
15. США и Тайвань подписали первое с начала президентства Байдена соглашение https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10999901(дата обращения: 21.05.2021)
16. США подтверждают важность отношений с Тайванем // https://share.america.gov/ru/сша-подтверждают-важность-отношений (Дата обращения: 22.05.2021)
17. Bush, R. Taiwan’s January 2016 Elections and Their Implications for Relations with China and the United States. The Brookings Institution, Asia Working Group. // URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/07/taiwan-elections-china-us-implications- bush-FINAL-2.pdf (accessed: 21.05.2021).
18. Morrison W.M., Kan S.A. U.S.-Taiwan Relationship: Overview of Policy Issues. Congressional Research Service Report. December 11, 2014// URL: https://fas.org/sgp/crs/row/R41952.pdf (accessed: 21.05.2021).
19. Readout of President Joseph R. Biden, Jr. Call with President Xi Jinping of China https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/02/10/readout-of-president-joseph-r-biden-jr-call-with-president-xi-jinping-of-china (accessed: 21.05.2021).