Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. На развитие каждой отрасли всегда влияет комплекс факторов, которые определяют тенденции развития рынка. В частности, потребительский спрос на ту или иную продукцию может полностью зависеть от факторов внешней и внутренней среды. Рынок легковых автомобилей является одним из важнейших компонентов рыночной системы, поэтому в условиях кризиса необходимо понимать, какие именно факторы наиболее интенсивно влияют на его развитие. Особое внимание стоит уделить факторам внешней среды, которые определяют потребительский спрос.
За прошедшее десятилетие в России резко увеличился парк легковых автомобилей отечественного и импортного производства. На конец 2020 г. парк автомобилей составил около 31 млн, и тенденция его увеличения будет сохраняться. К 2025 г. ожидается увеличение числа автомобилей до 38 млн, что повлечет за собой увеличение количества продаж средств для их обслуживания.
Дорогостоящие автомобили требуют правильной эксплуатации и ухода, что продлевает срок их службы. Рост общей культуры и благосостояния населения также, безусловно, повысит объем потребления автосредств. Учитывая состояние наших дорог, их продолжительность и климатические условия, можно ожидать, что объем потребляемых автотоваров в России будет существенно превышать потребление этих товаров в странах ЕС.
Цель работы: исследование потребительских свойств легковых автомобилей.
Предметом исследования являются управление отношения между субъектами рынка легковых автомобилей, обусловленные параметрами потребительского спроса и особенностями поведения конечных потребителей.
Объектом работы является автомобильный рынок.
Задачи работы:
- исследовать особенности развития и структура автомобильного рынка в России и за рубежом .
- изучить тенденции развития рынка легковых автомобилей в Рос-сии и за рубежом .
- исследовать особенности развития автомобильного рынка.
- изучить потребительские свойства автомобилей.
1. Исследование особенностей развития и структура автомобильного рынка в России и за рубежом
1.1 Тенденции развития рынка легковых автомобилей в России и за рубежом
На сегодняшний день одним из основных факторов, который влияет на развитие экономики отдельных стран, является процесс их автомобилизации. Необходимо отметить, что для успешной реализации процесса автомобилизации любой страны не обязательно наличие автомобилестроения, как отдельной отрасли промышленного производства, внутри её. Однако необходима мультиотраслевая развитая система взаимодействия отдельных элементов, в том числе развитых сервисносбытовых сетей отдельных марок автомобилей и реализации запасных частей, а также смежных отраслей, таких как строительства и ремонта автомобильных дорог, финансовых институтов кредитования и страхования, развитой сети обеспечения ГСМ и др. Вследствие разнородности и наличия невзаимосвязанных интересов большинства составляющих её элементов, становится очевидным возможность влияния на данную систему множества социально-экономических факторов [4].
Таким образом, становится очевидным, что подобная система в национальном или любом региональном масштабе представляет собой глобальный рынок со сложной социально-экономической структурой, по факту являющейся системой, состоящей из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Субъектами системы являются продавцы и покупатели, многие из которых могут выступать как в том, так и в другом качестве, а объектами - являются товары, услуги и финансовые средства. Данное положение в полном объёме коррелирует с современным экономическим восприятием понятия рынка в качестве категории товарного хозяйства, представляющей совокупность экономических отношений, основанную на системе операций обмена между
производителями продукции (товаров или услуг) и потребителями.
5
Таким образом, под автомобильным рынком необходимо рассматривать некоторую совокупность экономических отношений, которые осуществляются под воздействием ряда факторов, благодаря которым происходит взаимодействие субъектов рынка с целью обмена готовых автомобилей, комплектующих и запасных частей к ним на денежные средства или их эквиваленты.
Важной экономической особенностью автомобилестроительной отрасли является относительно низкая норма прибыли. Она, а также существование таможенных барьеров, жесточайшая конкуренция цен и качества делают этот рынок труднодоступным для вхождения в него новых участников. Мировой рынок автомобилей в настоящее время представлен ограниченным числом фирм и фактически сформировался. Еще несколько лет назад 70% мирового авторынка контролировали полтора десятка компаний, а сегодня ведущих игроков осталось всего шесть: американские General Motors и Ford, немецкая Volkswagen, японская Toyota, немецко-американская DaimlerChrysler и франко-японская Renault-Nissan [138].
Даже крупные компании второго эшелона, такие как PSA, Fiat, южнокорейская Hyundai или японские Honda и Mitsubishi, на долю каждой из которых приходится от 3 до 5% мирового рынка, могут в ближайшее время быть куплены компаниями первого эшелона. Например, для Dai-mlerChrysler, подыскивающей партнёра для производства небольших автомобилей, идеальным мог бы стать альянс с Peugeot или Fiat. Подобные сделки способны привести к некоторому переделу рынка, но принципиальная структура автомобильной промышленности уже сложилась [27].
По состоянию на 2017 год автомобилестроение является одной из наиболее динамично развивающихся и востребованных отраслей мирового хозяйства. Масштабы отрасли характеризуются тем, что совокупная стоимость конечной продукции мирового автомобилестроения составляет примерно 1,5 трлн. дол: в США -388 млрд. дол. (2016 г.) и более 170 млрд. дол. - запчасти
и принадлежности, в Японии - 442 млрд. дол. (2016 г., включая комплектующие, что составило
13,4% промышленного производства страны) в ФРГ - 252 млрд. дол. (2016 г.).
О социально-экономической значимости автомобилестроения в жизни современного общества говорит то, что в нем непосредственно занято: в США -216 тыс. человек, в ФРГ - 592,6 тыс. человек. Число же людей, косвенно связанных с этой отраслью (и зависящих от нее), во много раз превышает указанные цифры [49].
В настоящее время в автомобильной промышленности продолжается процесс изменения региональной структуры, начало которого было очевидно в 80-х годах. Это процесс включает в себя как перераспределение доли между ведущими центрами капиталистического производства, так и возрастание доли экономически развивающихся стран, в которых под влиянием крупных мировых автомобильных компаний происходит интенсивное развитие автомобильного производства [71].
Можно считать завершившимся процесс формирования максимально возможных автоматизированных заводов, на которых труд человека упрощен или автоматизирован, а на большей части конвейерной линии операции выполняются роботами. Исключения составляют лишь устаревшие заводы стран третьего мира, а также мелкосерийные и штучные производства, в которых ручной труд является традицией и очень ценится [52].
Для современного автомобильного мира также характерна высокая степень специализации. Существует целый ряд крупнейших корпораций- это американские General Motors и Ford, немецкая Volkswagen, японская Toyota, немецко-американская DaimlerChrysler и франко-японская Renault-Nissan, специализирующихся на выпуске конкретных деталей и блоков автомобилей (моторы, трансмиссии, покрышки, глушители, автоприборы и т.д.). Такое разделение труда было вызвано борьбой за максимальную оптимизацию использования имеющихся средств и достижения максимальных технических и эксплуатационных показателей продукции [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абросимова Е.А. Организаторы торгового оборота [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.А. Абросимова. - М.: Волтерс Клувер, 2019. - 200 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16788. - ЭБС «IPRbooks»
2. Авто бизнес ревю/статья. Режим доступа: http://abreview.ru/stat/aeb 6. Трифонов В.А. Управление качеством жизни населения в России [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2019. -№4.
3. АвтоВАЗ отчитался об итогах продаж автомобилей российской марки Lada в декабре и в целом в течение 2016 года. - Электрон, дан. URL: http://www.kolesa.ru/news/rynochnaya-dolya-lada-vyrosla-v-dekabre-2016-goda
4. АвтоВАЗ увеличил цены на все модели марки «Лада». URL: http://wroom.ru/news/5945
5. Автомобильный рынок в цифрах и фактах: аналитический обзор. Спец. выпуск к конференции «Автомобильный рынок. Итоги и прогнозы». - М.: Автостат, 2018. - 36 с.
6. Автомобильный рынок России: итоги года и прогноз на 2016 г. [Электронный ресурс] // Автостат: аналитическое агентство. - Режим доступа: http://www.autostat.ru
7. Авторынок в 2015 году [Электронный ресурс] // rosinvest. - Режим доступа: http://rosinvest.com/acolumn/blog/avtorynok/553.html
8. Агаева Л.К. Государственно-частное партнёрство в социально-экономических процессах российской экономики: монография / Агаева Л.К., Анисимова В.Ю., Безлепкина Н.В., Гарькина Н.Г., Гоман И.В., Горчакова Е.В., Исупов А.М., Казяйкина С.А., Каширина М.В., Кононова Е.Н., Курносова Е.А., Мокина Л.С., Муругова Ю.И., Надеин Н.В., Невзоров О.Ю., Подборнова Е.С., Прыткова Н.И., Сараев Л.А., Стрижков А.А., Татарских Б.Я. и др. - Самара, 2017.
9. Алеева С. Минпромторг не будет субсидировать автокредиты// Газета «Известия». 24.03.2014.URL: http:// izvestia.ru/news/568039
10. Анализ развития мировой автопромышленности / А. А. Курилова, М. О. Искосков, А. А. Руденко, К. Ю. Курилов // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2018. № 3 (41). С. 87-92.
11. Анализ современных концепций устойчивого развития отраслей экономики в условиях вызовов XXI века / Тюкавкин Н.М. // в сборнике: динамические и структурные проблемы современной российской экономики сборник научных статей / Под редакцией Н.М. Тюкавкина. - 2017. - С. 110-123.
12. Аналитика автомобильного рынка в России [Электронный ресурс] // AUTONEWS - Режим доступа: http://blogi.autonews.ru.
13. Анисимова В.Ю. Развитие промышленных комплексов России в условиях вызовов XXI века: монография / Агаева Л.К., Анисимова В.Ю., Безлепкина Н.В., Васяйчева В.А., Манукян М.М., Арисова М.Б., Кононова Е.Н., Тюкавкин И.Н., Тюкавкин Н.М., Скорниченко Н.Н., Подборнова Е.С., Прыткова Н.И., Курносова Е.А., Оруч Т.А., Мельников М.А., Невзоров О.Ю., Мокина Л.С., Гоман И.В., Гоман К.И., Гарькина Н.Г. и др. - Самара, 2017.
14. Асинкин Р. Ford снизил цены в России [Электронный ресурс]. URL: http://top.rbc.ru/business/05/05/2015/554865f79a794798c2cafa20