Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что единого законодательного закрепления, унифицированного определения государственного (муниципального) контракта не имеется. В нормативных актах приводятся различные определения такого контракта, отражающие те или иные аспекты в зависимости от целей нормативного акта, но не дающие единой целостной дефиниции.
Статьи с 525 по 534 Гражданского кодекса РФ в общем виде регламентируют отношения, связанные с государственным контрактом (основание и порядок заключения, исполнение, оплату). Основная цель норм данного раздела ГК РФ, по справедливому утверждению Р.Р. Габитова, состоит в закреплении нормативных положений, которые выделяют важнейшую специфику рассматриваемых отношений, - участие в них государства или муниципальных образований как публично-правовых образований, имеющих особый правовой статус.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с договором поставки для государственных и муниципальных нужд.
Предметом настощея работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настощей работы является изучение договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
Задачами работы ставится:
• Определить значение поставки договора товаров для государственных и муниципальных нужд;
• Проанализировать существенные условия договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд;
• Исследовать порядок заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд;
• Рассмотреть порядок расторжения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. ЗНАЧЕНИЕ И УСЛОВИЯ ПОТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
1.1. Значение договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд
Гражданское законодательство разграничивает понятия «государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд» и «договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд». Легальное определение государственного или муниципального контракта сформулировано в ст. 526 ГК РФ. По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Как видно, государственный или муниципальный контракт характеризуется как общими, так и специальными признаками.
К числу общих можно отнести следующие признаки публичного контракта: 1) с точки зрения ГК РФ и теории гражданского права данный контракт есть гражданско-правовой договор и разновидность договора поставки; 2) контракт является консенсуальным, взаимным и возмездным соглашением.
Несмотря на то что в Кодексе содержится прямое указание на принадлежность публичного контракта к договору поставки, в юридической литературе вопрос о его правовой природе вызывает разногласия. В суммированном виде можно назвать несколько основных позиций: а) публичный контракт - особый тип гражданско-правового договора; б) публичный контракт - разновидность административного договора; в) публичный контракт - комплексный (межотраслевой) договор, сочетающий публичные и частные элементы.
Безусловно, каждая точка зрения имеет право на существование. На наш взгляд, более приемлемой и адекватно соответствующей реальности является точка зрения, согласно которой публичный контракт представляет собой комплексное (межотраслевое) соглашение, сочетающее элементы частного и публичного права. Даже те авторы, которые рассматривают публичный контракт исключительно с точки зрения его гражданско-правовой природы, отмечают наличие в нем административно-правовых (публичных) элементов.
Среди специальных признаков публичного контракта следует назвать: 1) особый субъектный состав поставочных отношений, 2) предмет публичного контракта, 3) цель заключения и исполнения публичного контракта (публичные нужды), 4) особенности изменения и расторжения публичного контракта, 5) особенности порядка заключения и исполнения публичного контракта.
Спорным в юридической литературе является вопрос о принадлежности публичного контракта к категории предпринимательского договора. Так, А.В. Яровой пишет по этому поводу: «Государственный контракт нельзя отнести к предпринимательским. Предпринимательскую деятельность в рамках государственного контракта осуществляет поставщик (исполнитель). Государственный заказчик в рассматриваемых отношениях должен нести ответственность при наличии вины, а поставщик (исполнитель) освобождается от ответственности за неисполнение обязательства вследствие непреодолимой силы или вины государственного заказчика» <3>. Иначе говоря, публичный контракт не предпринимательский договор по причине того, что государственный заказчик не является субъектом предпринимательской деятельности.
Аналогичной точки зрения придерживается и П.С. Тарабаев, особо подчеркивая непредпринимательский характер государственного контракта, поскольку государственный заказчик не преследует цели извлечения прибыли.
В целом следует особо отметить, что в юридической литературе иногда игнорируются некоторые сущностные признаки предпринимательского договора, такие, как субъектный состав и предпринимательская цель. Применительно к государственному контракту не всегда принимается во внимание то, что государственный заказчик не является субъектом предпринимательской деятельности и не преследует цели извлечения прибыли. Ведь одно положение, что государственный контракт гармонично сочетает элементы частного и публичного права; другое - на этой основе утверждать, что он (контракт) есть предпринимательский договор. На наш взгляд, комплексный (межотраслевой) характер государственного контракта еще не свидетельствует о том, что государственный контракт является предпринимательским договором.
Следует рассмотреть субъекты публичного контракта. Начнем с фигуры государственного и муниципального заказчика. В Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) сформулированы определения понятий «государственный заказчик», «муниципальный заказчик», «заказчик». В соответствии со ст. 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик - это государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
4. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652.
5. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ, 22.12.2014, N 51, ст. 7438.
6. Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию» // Собрание законодательства РФ, 16.09.2013, N 37, ст. 4695.
7. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.11.2013 N ВАС-11535/13 «О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.02.2017 N Ф09-303/17 по делу N А60-10733/2016.
9. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.10.2017 N Ф07-11940/17 по делу N А56-84479/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.11.2017 N Ф04-4191/17 по делу N А70-2131/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.09.2017 N Ф02-4196/17 по делу N А33-9302/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.10.2017 N Ф05-14222/2017 по делу N А40-35358/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.04.2012 N Ф03-922/2012 по делу N А59-1703/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.12.2015 N Ф01-5025/15 по делу N А43-24497/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.12.2015 N Ф05-16489/15 по делу N А40-13803/15 // СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2015 N Ф06-770/15 по делу N А55-18240/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Постановление ФАС Центрального округа от 25.02.2014 N Ф10-3940/13 по делу N А68-1746/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 207.
19. Бевзенко Р.С. Некоторые вопросы судебной практики применения положений главы 29 Гражданского кодекса Российской Федерации об изменении и расторжении договора // Вестник гражданского права. 2010. N 2. С. 154.
20. Блинкова Е.В., Кошелюк Б.Е. Договор поставки товаров для государственных нужд: Монография. М., 2017. С. 34 – 40.
21. Бордунова С.А. Правовое регулирование государственных и муниципальных заказов по законодательству Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / С.А. Бордунова. М., 2011. С. 23.
22. Винницкий А.В. Публичная собственность. М.: Статут, 2013. С. 568.
23. Габитов Р.Р. Актуальные вопросы договора поставки для государственных нужд: анализ законодательства и судебной практики // Юрист. 2013. N 14. С. 26.
24. Кирпичев А.Е. Муниципальный контракт в гражданском праве Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / А.Е. Кирпичев. М., 2011. С. 13.
25. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: учебно-практический комментарий (постатейный) / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, К.М. Арсланов и др.; под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010. С. 212.
26. Петрищев В. Госзакупкам - зеленый свет // ЭЖ-Юрист. 2013. N 15. С. 5.
27. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. С. 89.
28. Тасалов Ф.А. Отношения по размещению и исполнению государственного заказа: особенности гражданско-правового регулирования (на примере Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Ф.А. Тасалов. М., 2013. С. 170.
29. Филатова М.А. Гражданско-правовое регулирование договора поставки: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 18 - 19.
30. Цатурян Е.А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография. Москва: Статут, 2020. С. 112.