Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Широта взглядов и научных интересов Аристотеля и сейчас представляется колоссальной. Во всей истории науки, философии и культуры именно он признан самым авторитетным мыслителем. Он является основателем формальной логики и понятий научного лексикона, научного метода мышления и понятийного аппарата многих современных наук.
В работе кратко рассмотрена биография Аристотеля и подробно - основные его идеи и разработки. В заключении сделан вывод о значении трудов мыслителя для человеческой цивилизации.
Тема работы представляется актуальной для наилучшего понимания фундаментальных основ современной науки.
Глава 1. Краткий экскурс по биографии философа
Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Стагире, что находился рядом с Афонской горой. Прозвище его, Стагирит, происходило от имени его города. Родители Аристотеля были греками, отец его Никомах происходил с острова Андрос и был из династии врачей, сам врачевал и писал книги по медицине. Известно, что род начинался от сына самого Асклепия. Поскольку в обычае у асклепиадов (врачей) было обучать своих детей семейному делу с раннего возраста, то отец стал первым наставником Аристотеля. Видимо, он был первым человеком, кто привил интерес ребёнку к природе и натурфилософии. Мать философа происходила из Халкиды Эвбейской.
Примерно в 349 г. до н. э. Стагиру завоевал и разрушил царь Македонии Филипп II. Аристотель отсутствовал при этом событии, потому что был в Афинах в школе Платона. Со временем Аристотель обращался к Филиппу с просьбой о новом строительстве Стагиры и даже сам написал законы для этого города.
Отец и мать Аристотеля умерли, когда он был в подростковом возрасте и далее его воспитывал муж старшей сестры по имени Проксен. Он и обеспечивал обучение будущего философа. Он начал учиться риторике, учителем его был Исократ. В дальнейшем Аристотель сохранил свой интерес к ораторскому искусству и написал несколько произведений о риторике: «Риторика», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Об истолковании», «Топика». Все эти сочинения весьма глубоко прорабатывают вопросы риторики, такие как виды речей, их структуры, их влияние на слушателей, в целом на общество. Кроме того, подробно рассматривает он такие понятия как звук, слог, части речи. Он первым начал применять логические принципы рассуждения и создал правила для силлогических фигур. Другими словами, положил начало методологии ораторского искусства.
В 367 г. до н.э. Аристотель, семнадцатилетний юноша, перебирается в Афины для обучения в Академии Платона. Здесь он провёл двадцать лет своей жизни, до смерти Платона. Отношения учителя и ученика были разными, наблюдались и были описаны историками и позитивные, и негативные стороны и моменты этих отношений. Дело доходило до физических притеснений Платона и часто ему нужна была защита от Аристотеля. (Конечно, нам трудно себе представить нравы того времени.) Как бы то ни было, Аристотель оставался в Академии, не во всём соглашался с учителем, спорил с ним, но в целом, говорил о нём положительно и обращался к нему в своих трудах.
После того, как умер Платон, в 347 г. до н. э. Аристотель вместе с другими философами Эрастом, Ксенократом, и Кориском перебирается в греческий город Атарней. В Атернее он сближается с тираном города Гермием, который слушает его выступления и ценит философа. Эта дружба привела к тому, что Аристотель женился на племяннице Гермия Пифиаде, которая родила дочь. По-видимому, Пифиада рано умерла, потому что после её смерти Аристотель снова женился на служанке Герпеллиде, которая родила сына, названного в честь деда Никомахом. Эти события произошли в течение трёх лет, и Аристотель вновь перебирается на новое место жительства – на остров Лесбос, в город Мителены. Там он преподаёт философию до 343 г. до н. э., когда его пригласил Филиппа II для обучения и воспитания своего сына Александра. Возможно, этому способствовал Гермий, друживший с Филиппом.
Александру в это время было 13 лет и обучение началось в родном его городе Пелле, а затем продолжилось в городе Миеза, в храме нимф — Нимфейоне, который Филипп построил специально для этой цели. Аристотель учил Александра не только наукам, в числе которых была и медицина, он учил его любить стихи, знать наизусть «Илиаду», воздерживаться от жестокости и гнева, чувствовать сострадание, жалость к слабым и жить добродетельной жизнью.
В 335 г. до н.э. то есть через 8 лет после начала, Аристотель вынужден остановить обучение Александра, потому что к этому времени Филипп был убит, Александр взошёл на престол и должен был взять власть в свои руки. Аристотель снова переезжает, на этот раз в Афины, и рядом с храмом Аполлона Ликейского организовывает свою философскую школу. Имя школы – Ликей – возникает от имени Аполлона. Школу Аристотеля называют ещё перипатической (др. греч. περιπατέω — прогуливаться, гулять), это название широко используется и для обозначения одного из направлений античной философии. Философы этой школы во время своих бесед и рассуждений часто прогуливались и наименование «перипатетики» осталось за ними.
После гибели Александра Македонского в 323 году до н. э. в Афинах поднялось восстание за независимость и против македонской власти, македонские войска изгонялись из Афин. Поскольку Аристотель был близок с Филиппом и Александром, над ним нависла угроза. Предлогом был старый гимн Аристотеля «Добродетель», который он написал много лет назад для Гермия. Несколько видных афинян утверждали, Гермий не достоин этого гимна и против Аристотеля началось серьёзное политическое преследование. Кроме того, у Аристотеля не было афинского гражданства и никаких политических прав, прав собственности на Ликей. Это преследование вынудило его покинуть Афины и перебраться в Халкиду Эвбейскую. Там он жил вместе со своей семьей - женой Герпелидой и детьми Никомахом и Пифиадой.
Уже в следующем 322 г. до н. э. Аристотель умер от болезни желудка. Его тело было перенесено в Стагиры и похоронено там. В честь Аристотеля проводились празднества, «Аристотелии», а месяц их проведения был назван «Аристотелий».
Глава 2. Научные интересы Аристотеля
2.1 Работы времён Академии Платона
Попав Академию Платона, Аристотель, конечно же, был под влиянием учителя и его диалогов. Его первые труды представляли собой почти всегда участие в этих диалогах и носили характер менее художественный, чем его поздние работы. Некоторые историки всё-таки видят в них не собственные мысли Аристотеля, а лишь пересказ мыслей Платона, другие же считают, что даже в ранних произведениях он старается высказывать своё мнение и анализировать мысли учителя.
Одними из первых сочинений Аристотеля, созданных в этот период времени, считаются диалоги «О молитве» и «О душе».
В диалоге «О молитве» Аристотель продолжает мысли Платона и утверждает бытие высшего ума, который организовывает бытие всего сущего. В произведении «О душе» Аристотель продолжает и дополняет платоновское учение о душе и её бессмертии. Другое раннее сочинение Аристотеля - «Протрептик», в нём опять же развивается мысль Платона о совершенном государе-философе. Кроме того, в этом произведении проявляется во всей силе талант Аристотеля как ритора.
Аристотель спорил с Платоном часто и подолгу, даже и по вопросам обычным, житейским. Разногласия их были как будто характером их взаимоотношений. Однако, влияние Платона очевидно в ранних работах Аристотеля. После смерти Платона Аристотель продолжает противоречить ему и посвящает этому несогласию чётко систематизированный текст, диалог «О философии». Всё ещё опираясь на платонизм, он всё-таки отходит от учения об идеях, об их математической природе и о том, что небо является высшей идеей.
2.2 Систематизация наук
Аристотель систематизирует все известные к тому времени науки, разделяя их на теоретические, то есть те, в которых знание ради знания, практические и творческие. Теоретические науки – это, по его мнению, математика, физика и та часть философии, которая позже стала называться метафизикой. Практические науки – политика (наука о государстве) и этика. К творческим наукам он отнёс те, в которых познание делается ради прекрасного - поэтика и риторика.