Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современная литература, несмотря на свою креативность и разноплановость, зачастую не поднимает принципиально важных жизненных и нравственных вопросов в той степени, в которой это необходимо делать для формирования правильного мировоззрения подрастающего поколения.
Творчество М.М. Пришвина – это образец воспитания нравственности через символы и образы природы, поэтому актуальным является проведение анализа его произведений и используемых писателем языковых средств.
Степень изученности проблемы. Творчество М.М. Пришвина достаточно широко изучается в научной литературе, однако вопрос о используемых писателем языковых средствах освещен недостаточно.
Цель исследования – проанализировать языковые средства изображения природы в рассказах М.М. Пришвина.
Объект исследования – рассказы М.М. Пришвина.
Предмет исследования – языковые средства изображения природы в рассказах М.М. Пришвина.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть понятие и классификацию языковых средств.
2. Определить языковые средства изображения природы.
3. Дать общую характеристику творчества М.М. Пришвина.
4. Провести анализ изображения природы в творчестве М.М. Пришвина.
Материал исследования: рассказы М.М. Пришвина.
Методы исследования: анализ научной литературы и художественных произведений, описательный, биографический, хронологический, классификация, обобщение, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением научной литературы, посвященной языковым средствам и их использованию в описании природы в художественных произведениях.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением анализа рассказов М.М. Пришвина о природе с точки зрения применения писателем языковых средств.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ
1.1. Понятие и классификация языковых средств
В данном параграфе рассмотрим основные языковые выразительные средства, которые используются авторами текстов в художественной литературе.
Одним из самых популярных выразительных средств, которые используются во всех видах текстов, кроме официально-делового, является эпитет. Фактически эпитетом называют характеристику объекта, которая выражена в форме прилагательного, но обязательно в переносном значении [Хорошева, Соколовская 2018. С. 50].
Эпитеты сопровождают практически все объекты, которые описываются в текстах с экспрессивной окраской. В качестве примера можно привести словосочетание «кровавый год», где слово «кровавый» является эпитетом.
Следующее выразительное средство, которое популярно для применения в современных текстах, – это олицетворение. Этот стилистический прием означает наделение неодушевленных предметов качествами и функциями живых существ [Радомская, Плющенков 2017. С 88].
Это одно из самых экспрессивных выразительных средств, поскольку зачастую в олицетворении сочетаются фактически несочетаемые глаголы и существительные. Например, «утро дышит».
Следующим выразительным средством, которое необходимо рассмотреть в ходе теоретического анализа, – это сравнение. Оно применяется тогда, когда один описываемый объект сравнивается с объектом из других категориальных групп на основе одного либо явного, либо скрытого признака [Панкова, Берестенева 2021. С. 164].
Сравнение усиливает эмоциональное отношение читателя к определенному объекту, когда не хватает других, более простых его характеристик, например, эпитетов. Так, в качестве примера сравнения можно привести такое: «ягоды словно пуговки». Ягоды и пуговицы схожи по форме, но пуговицы обычно блестят, поэтому таким образом автор текста хотел подчеркнуть визуальную картину ягодного поля после дождя.
Следующим интересным для рассмотрения выразительным средством художественной и публицистической речи является метафора. Это, по сути, переносное значение слова, которое используется для усложнения восприятия текста и его украшения. Обилием метафор автор обычно показывает, что над его текстом нужно думать, искать в нем не только прямые, но и скрытые смыслы [Карпова, Гаврилов, Петровская 2019. С. 58 ].
При этом метафоры часто применяются не только в письменной, но и в устной разговорной речи, отчего она кажется более насыщенной и интересной.
Надо отметить, что по своему назначению метафора является подвидом другого выразительного средства – сравнения, но отличается от него тем, что второй объект, который участвует в сравнении по общему признаку, только подразумевается, но не называется прямо [Кудрявцева, Иматова, Соколовский 2019. С. 154].
Примером метафоры можно назвать выражения «червь сомнения» или «затянуть пояс потуже».
При использовании в речи метонимии описываемый объект в коммуникации не называется, но определенным способом описывается. Данный прием основан на том, что существуют неделимые, понятные читателю сращения, которые составлены так, что если использовать только одну часть этого сращения, то будет понятен смысл всей фразы [Володарская, Николаенкова, Панкратов 2018. С. 92].
Одним из ярких примеров метонимии является выражение «читаю Пушкина». Для носителей других языков смысл этого выражения непонятен, т.к. Пушкин – это человек, а человека читать нельзя. Но для русскоязычного читателя понятно, что Пушкин был поэтом, его стихи были изданы в книгах, а, соответственно, говоря «читаю Пушкина», адресант имеет в виду: «читаю книгу, в которую включены стихи поэта Пушкина».
В художественном, разговорном и публицистических текстах на современном этапе довольно часто применяются такие антонимические друг другу выразительные средства как гипербола и литота [Машинина 2019. С. 124].
В случае применения в тексте гиперболы автор преувеличивает определенные характеристики объекта для того, чтобы обратить на них внимание читателя. Иногда это является частью комического описания персонажа или предмета, иногда – этот прием используется для того, чтобы передать возмущение или отвращение автора. В качестве примера гиперболы можно привести выражения: «я говорил это тысячу раз» или «сто лет тебя не видел» [Трезубцева, Конопляников, Сверчкова 2017. С. 171].
Такие гиперболы становятся основой для формирования устойчивых выражений, фразеологизмов. При этом каждый адресат, который сталкивается с такими гиперболами, понимает, о чем идет речь, не видя необходимости в реальном подсчете лет или случаев.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова И.И. Творчество М.М. Пришвина как образец художественного и философского осмысления природы // Литературный вестник. – 2020. – № 7. – С. 58–67.
2. Борисова А.А. Творческий путь М.М. Пришвина в контексте русской культуры // Вестник Омского государственного университета. Вып. 4. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2019. – С. 80–95.
3. Володарская С.Ю., Николаенкова А.А., Панкратов О.Г. Формализм и креативность в современном публицистическом дискурсе как фактор оценки эффективности текстов общественно-значимой направленности: особенности стилистических приемов // Вестник Томского государственного университета. Вып. 1. Язык и коммуникация. – Томск: Издательство ТомГУ, 2018. – С. 92–101.
4. Замановская Е.К. Образ природы в русской прозе. – Сыктывкар: Лента, 2021. – 244 с.
5. Карпова Т.П., Гаврилов Г.А., Петровская А.М. Стилистика как междисциплинарная практическая область научных понятий: научный дискурс применения терминов и определений // Сборник материалов межвузовской научной конференции «Практические основы изучения гуманитарной науки». – Самара: Самарский государственный университет, 2019. – С. 58–70.
6. Кудрявцева А.В., Иматова И.Т., Соколовский С.С. Анализ языковой стилистики как культурного явления и его места в мире // Вестник Нижегородского государственного университета. Вып. 4. Гуманитарные науки. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2019. – С. 154–163.
7. Лебедева Н.А. Мир русской художественной литературы. – М.: Парадигма, 2020. – 460 с.
8. Машинина П.И. Исследование специфических особенностей современной публицистики: социологический и культурологический анализ // Материалы научно-практической конференции «Общество в XXI веке». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2019. – С. 124–132.
9. Мигулина А.Н. Принципы изображения природы в русской художественной литературе // Классическая литература. Сборник статей. – Таганрог: Смена, 2020. – С. 50–61.
10. Панкова Т.И., Берестенева Л.Ю. Коммуникативное значение применения формализованных методов конструирования текста в современных СМИ // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы массовой коммуникации в контексте современных социально-экономических условий». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2021. – С. 164–170.
11. Радомская Ю.Т., Плюшенков С.В. Средства выразительности в современных текстах СМИ // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 1. Социальные и политические науки. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2017. – С. 88–94.
12. Рассказы Пришвина о природе // Мишкины книжки. Детский литературный портал. – [Электронный ресурс] https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-prishvina/ (Дата обращения: 25.05.2021)
13. Трезубцева Ж.В., Конопляников П.И., Сверчкова И.Т. Принципы организации социально-направленной коммуникации в российской прессе: лексические и стилистические особенности // Массовая коммуникация. Сборник. Вып. 4. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2017. – С. 171–177.
14. Харитонова И.М. Русская литература начала XX века. – М.: Форпост, 2021. – 238 с.
15. Хорошева В.И., Соколовская А.В. Принципы проведения анализа эффективности текстов: основные параметры и критерии оценки // Материалы международной научной конференции «Коммуникационная деятельность в России и за рубежом в ракурсе социально-политических перемен». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. – С. 50–62.
16. Юрченко М.М., Соболева А.М., Велигодская П.И. Трудности изучения лексических особенностей коммуникации в современных условиях развития общества // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования коммуникационных процессов: российская и зарубежная практика». – Пермь: Пермский государственный институт, 2016. – С. 30–42.