Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Творчество Юрия Дудя исследователи [Подосокорский] относят к видеоблогингу, отождествляя его с наиболее удачным переходом от традиционной журналистики. Блогер является ведущим одной из самых на сегодняшний день популярных площадок Youtube – ток-шоу «вДудь», первый выпуск которого появился в 2017 году. Шоу представляет собой выпуски с интервью Юрия с разными людьми, а также несколько документальных фильмов. Сегодня каждый ролик на этом канале в среднем собирает около 5 миллионов просмотров, а то и больше.
Такой успех обусловлен реформаторским стилем автора блога, о чем говорит и журналист Олег Кашин: «Дудь – герой того времени, в котором Артем Шейнин бьет Майкла Бома, а Путин приходит в программу «Время» отметить ее 50-летие. Это действительно важный нюанс: потребность в новых ярких лицах и появление этих лиц – черта не новой, а именно застоявшейся, застойной эпохи. Дудь-2017 – человек не из будущего, а именно из нашего застоя, потому что у застоя, помимо прочих его обязательных черт, есть и вот эта – когда потребность в новых лицах и новых интонациях возникает именно как потребность в контрасте с приевшимся фоном и надоевшими лицами. Дудь сорвал банк, но это тот банк, который вот-вот попадет под санацию, и победителю еще придется постараться сделать так, чтобы выигранные деньги не превратились в никому не нужные разноцветные фантики» [Кашин]. Кроме того, Кашин подчеркивает, что «от Дудя веет перестройкой», что доказывает наше мнение о том, что Юрий Дудь – это блогер-реформатор. Однако таких «героев нашего времени» отнюдь не так мало, так почему же именно этот блогер получил такую популярность? Чтобы разобраться в этом, необходимо изучить стиль автора.
Актуальность исследования обусловлена популярностью видеохостинга YouTube Опираясь на статистику ExLibris (https://exlibris.ru/news/statistika-youtube-2019-infografika), мы можем говорить о том, что только за один день люди просматривают около миллиарда часов видео, а количество пользователей YouTube равняется почти двум миллиардам. Количество подписчиков некоторых YouTube-каналов превышает количество аудитории телевизионных программ, рассматривающих аналогичные темы. В настоящее время отмечается активный прирост на YouTube блогеров и публичных деятелей, производящих медийный контент, которые выбрали это интернет-пространство для своей профессиональной деятельности. Особый интерес пользователей привлекает канал Ю.Дудя. Необходимость его изучения связана с тем, что самый популярный жанр журналистики – интервью продолжает развиваться и трансформируется в новых медиа, но научных работ, специально посвященных изучению творчества конкретных интервьюеров немного, наше исследование является попыткой восполнить этот пробел.
Объект исследования – контент и жанровые особенности интервью на канале «вДудь».
Предмет исследования – смысловая и жанрово-композиционная структура, коммуникативные задачи и функции интервью, формы репрезентации ментальных ценностей.
Цель исследования – выявить специфику аудиовизуального контента и жанра канала «вДудь».
Соответственно поставленной цели сформулированы следующие задачи:
специфику жанра интервью в новых медиа;
определить принципы выбора героев интервью Ю.Дудя;
проанализировать смысловую структуру интервью;
описать ролевые функции интервьюера;
определить методы сбора информации, источники, приемы подготовки к диалогу;
проанализировать композиционную структуру материалов;
выявить жанровые разновидности интервью;
определить коммуникативные задачи материалов и их функции;
описать формы репрезентации ментальных ценностей.
Материалом исследования послужили наиболее содержательные и характерные для канала интервью, опубликованные в период с 2019 по 2020 год.
Методы исследования
Соответственно поставленным задачам избраны методы исследования: проблемно-тематический анализ, контент-анализ, жанрово-композиционный анализ, анализ коммуникативных задач интервью, элементы аксиологического анализа.
Методологической основой исследования стали научные труды отечественных ученых в области контент-анализа Л.Н. Федотовой [Федотова, 2003] и Н.В.Муравьевой [Муравьева, 2005], в области теории жанров М.Н.Кима [Ким, 2005] А.А. Тертычного [Тертычный, 2017], Л.Е. Кройчика [Кройчик, 2008], В.В. Сыченкова [Сыченков, 2007], М.И. Шостак [Шостак, 2018], в области метода интервью и интервью-портрета – С.А. Белановского [Белановский, 2001], М.М. Лукиной [Лукина, 2005], В.В. Сыченкова [Сыченков, 2007], Т.И. Поповой [Попова, 2004] и других авторов.
Классификация жанров и методика жанрового анализа отражена в работах М.Н.Кима [Ким, 2005], А.В.Колесниченко [Колесниченко, 2008], А.А.Тертычного [Тертычный, 2010] «Аналитическая журналистика» и Н.В. Кодолы [Кодола, 2011] «Интервью: Методика обучения. Практические советы». Определённый интерес для исследования представляет учебное пособие А.А.Тертычного [Тертычный, 2017] «Жанры периодической печати».
Исследование коммуникативных задач материалов потребовало обращение к работам С. Дацюка [Дацюк, 2003], И.П.Яковлева[Яковлев, 2006], Г.П. Бакулева [Бакулев, 2002], В.М. Березина [Березин, 2003], Л.М. Земляновой [Землянова, 2004], Р. Харриса [Харрис, 2003].
Формы репрезентации ментальных ценностей определялись с опорой на научное исследование И.В.Ерофеевой «Аксиология медиатекста в российской культуре» [Ерофеева, 2009].