Фрагмент для ознакомления
2
Формирование и дальнейшее развитие муниципальных образований является одним из важнейших условий формирования эффективного механизма самоуправления в регионах. Это происходит в условиях сложного, малоизученного и противоречивого взаимодействия факторов, определяющих уровень, масштабы и динамику социально-экономических процессов.
Перспективы развития муниципальных образований напрямую связаны с уровнем финансовой поддержки той или иной территории. В современных условиях экономического развития страны и субсидирования большинства местных бюджетов на первый план выдвигаются задачи эффективного управления финансовыми ресурсами, которые являются основным фактором реализации местного самоуправления.
В разное время в ряде работ отечественных и зарубежных экономистов исследовались проблемы функционирования бюджетов различных уровней и их роль в социально-экономическом развитии общества, в том числе в налогообложении недвижимости. Среди них такие отечественные ученые, как А. М. Александров, С. Бакитбеков, М. Ю. Березин, В. А. Горемыкин, Н. А. Калинина, В. Е. Леонтьев, М. В. Мишустин, И. Х. Озеров, Г. Н.Присягина, И. А. Рахманова, З. Г. Усова и другие.
Большинство работ современных авторов сводятся к тому, что основным источником финансирования деятельности органов местного самоуправления в рамках исполнения бюджета муниципальных образований должен быть налог на недвижимость. Необходимость его введения объясняется различными факторами, в том числе интеграцией международного опыта в области налогообложения имущества. Однако не следует забывать, что в нашей стране существует ряд объективных особенностей развития налоговой системы.
Объектом исследования является система местных налогов как фактор экономической самостоятельности местного самоуправления.
Предметом исследования является механизм формирования системы местных налогов, а также совокупность экономических отношений, возникающих в процессе их администрирования, направленных на повышение их доходообразующей роли в бюджетах соответствующего уровня.
Целью работы является разработка направлений и механизмов развития местных налогов с целью увеличения их доли в доходах муниципальных образований на основе анализа налоговых рычагов органов местного самоуправления и эффективности их использования.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть экономическую сущность местного бюджета.
Дать описание налогов, полученных для формирования местного бюджета.
Проанализировать доходов и расходов местного бюджета.
Определить векторы совершенствования местной налоговой системы.
Теоретико - методологической основой послужила общенаучная методология, предусматривающая использование диалектической логики и системного подхода, положений экономической теории, трудов отечественных и зарубежных экономистов, законодательных и нормативных актов органов государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления.
В ходе исследования использовались различные общенаучные и теоретические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, научная абстракция, а также экономико - статистические методы: сравнения, группировки, табличные и графические методы. Сочетание этих методов позволило обеспечить обоснованность теоретических и практических выводов.
Работа состоит из введения, двух глав, расчетной части, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ, ПОСТУПАЮЩИХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
1.1. Экономическая сущность местного бюджета
Каждый муниципалитет имеет свой бюджет. Муниципальный бюджет (местный бюджет) — это форма формирования и расходования средств в конце финансового года, которая предназначена для выполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования [13, С. 373-373]. Местные органы власти не могут вводить другие формы образования и тратить деньги на выполнение расходных обязательств муниципалитетов. В соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, местных бюджетов предусматриваются отдельно выделенных денежных средств для исполнения обязательств, расходов муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и обязательств, расходов муниципалитетов, осуществляемые за счет субсидии из других уровней бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий.
Местные представительные и исполнительные органы имеют определенные права на выполнение своих функций. Местные финансы считаются одним из наиболее важных компонентов финансовой системы страны. Они обеспечивают финансирование широкого спектра мероприятий, связанных с социокультурными и общинными услугами населения.
Термин "местный бюджет" интерпретируется по-разному в разных источниках. Например, Бабич А. М. описывает местный бюджет как централизованный фонд денежных ресурсов отдельного муниципалитета. Органы местного самоуправления формируют, утверждают, исполняют, а также контролируют все самостоятельно [6, С. 16 – 22]. Но Дмитриев Ю. А. интерпретирует свою концепцию следующим образом. Местные бюджеты являются одним из основных каналов доведения населения до конечных результатов производства. Через них средства общественного потребления распределяются между отдельными группами населения. В какой-то степени эти бюджеты также финансируют развитие производственных секторов экономики.
В первую очередь речь идет о местной и пищевой промышленности, ЖКХ, объеме товаров и услуг, которые также считаются основной составляющей жизнеобеспечения населения. Он также описывает суть, функции и важность муниципальных бюджетов. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их предназначении. Функции местных бюджетов: 1) распределение и использование этих средств между отраслями народного хозяйства; 2) формирование денежных средств, которые являются финансовой поддержкой деятельности органов местного самоуправления; 3) контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений, подчиненных этим органам.
Местные бюджеты играют важную роль в достижении национальных финансовых и социальных целей. Как правило, в первую очередь-в выделении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов. Они включают в себя более двадцати девяти тысяч городских, районных, сельских и сельских бюджетов. Осуществление общественно-политической деятельности государством требует огромных материальных и денежных ресурсов. Муниципальный бюджет и все бюджеты городских и сельских поселений являются частью муниципального района, которые образуют Консолидированный муниципальный бюджет. В рамках бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы расходов и доходов отдельных поселений, остальные территории не являются муниципалитетами [3, С. 94–103].
В качестве составной части бюджета местные бюджеты могут учитывать расходы отдельных поселений и территорий, не являющихся муниципалитетами.
Местные налоги, сборы и штрафы; вычеты из федеральных налогов и сборов субъектов Российской Федерации в соответствии с установленными федеральными законами, фиксированные на длительный срок; средства, передаваемые органами государственной власти органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий; различные доходы от: приватизации имущества, аренды городского имущества, местных кредитов и лотерей, часть прибыли предприятий, учреждений и организаций муниципального образования.; субсидии, субсидии, трансфертные платежи и другие доходы зачисляются в местный бюджет в соответствии с законодательством и решением местных органов власти. Местные органы власти управляют средствами из местных бюджетов без внешней помощи. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов на конец отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации [9].
Отдельно в доходных и расходных частях местных бюджетов учитывается финансирование решения вопросов местного значения и реализации органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.
Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации гарантируют муниципалитетам минимальные местные бюджеты, обеспечивая источники доходов для покрытия необходимых минимальных расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе минимальных стандартов бюджетной обеспеченности. Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления источников доходов на долгосрочной основе федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации передают органам местного самоуправления оставшиеся доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Свободные подвижные остатки местных бюджетов предыдущего года никак не учитываются [5, С. 17-23]. Органы местного самоуправления гарантируют удовлетворение основных потребностей жителей населения на территориях, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных муниципальных социальных стандартов. Их реализация гарантируется государством методом закрепления в доходах местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.
Средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий местным органам власти, учитываются один раз в год в бюджетах различных уровней. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления в результате решений, принятых органами федеральных и субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, которые приняли эти решения. Сумма компенсации рассчитывается параллельно с соответствующим решением. Решения государственных органов применяются в пределах средств, переведенных в качестве компенсации. Представительные органы местного самоуправления могут учреждать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, выполняют следующие функции: 1) регулируют взаимоотношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, между федеральным бюджетом и местными бюджетами в рамках целевых федеральных программ; 2) участвуют в решении вопросов местного значения путем реализации целевых федеральных программ и региональных программ.; 3) распределение средств, выделяемых на федеральные целевые программы, региональные программы и другие мероприятия, между муниципалитетами, контроль за эффективным и целевым использованием этих средств; 4) разработка минимальных социальных стандартов государства, установление социальных стандартов; 5) оказание методической помощи органам местного самоуправления в составлении и исполнении местных бюджетов; 6) контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 7) другие функции, предусмотренные законом. Местным органам власти могут быть предоставлены отдельные государственные полномочия на неограниченный период или на определенный период. В этом случае им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с муниципальной хартией образования. Власти гарантируют: 1) право представительных органов местного самоуправления, определить направления использования средств местных бюджетов; 2) право представительных органов местного самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, возникших в результате результатам финансового года в результате увеличения доходов или снижения расходов; 3) компенсация увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов в результате принятия федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Органов государственной власти субъектов
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145–ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Российская газета - N 153–154, 12.08.1998 (с изменениями на 30 апреля 2021 года) // СПС Консультант Плюс.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // СПС Консультант Плюс.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // СПС Консультант Плюс.
4. Агирбова, А.А. Налоговая система как правовая категория и институт финансовой системы государства // Аллея науки. 2017. -Т. 2.- № 15. -С. 565-569.
5. Атаева А.Г. Бюджеты муниципальных образований: проблемы и источники формирования // Молодой ученый. – 2019. – № 3. – С. 53–62
6. Вагин В. В. и др. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития // Финансовый журнал. – 2018. – № 4. – С. 94–103.
7. Васильева Н.В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2019. – Т. 25. – №1. – С. 117–125.
8. Гасиева З.П., Гиоева Е.Г. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ на современном этапе // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2018. - № 2. - С. 17-23.
9. Джурбина Е. М., Таран О. Л., Лиходедова Н. С. Актуальные проблемы формирования налоговых доходов региональных и местных бюджетов // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. – 2018. – № 13. – С. 16 – 22.
10. Кисиев З.Э., Токаева С.К. Проблемы формирования местных бюджетов // Научные известия. – 2019. – № 4. – С. 48-51.
11. Могилёв С.В. Теоретические аспекты формирования доходов бюджетов муниципальных образований // Молодой ученый. – 2018. –№ 7. – С. 99-101
12. Налоги и налогообложение: учебник / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т.— Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], 2019. — 216 с.
13. Налоговая система РФ: задачник / М. М. Шадурская, Е. А. Смородина, М. И. Львова; под общ. ред. М. М. Шадурской. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2019.-116 с.
14. Пинчукова О.Н., Шенаева Т.А. Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации / О.Н. Пинчукова, Т.А. Роль // Инновационная наука. 2018. №3. — С. 40-42
15. Польская, Г.А. Теоретические аспекты управления налоговой системой на современном этапе // Таврический научный обозреватель. -2017. -№ 11-2 (28). -С. 16-20.
16. Сергиенко Н. С., Суслякова О. Н. Инициативное бюджетирование в бюджетном процессе на местном уровне // В мире научных открытий. — 2018. — № 7. — С. 373-373.
17. Ситнова И.А., Барлыбаев А.А., Рахматуллин И.М., Якшимбетова Г.И. Некоторые аспекты финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления / И.А. Ситнова, А.А. Барлыбаев, И.М. Рахматуллин, Г.И. Якшимбетова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 1 (107). — С. 5.
18. Хайрединова Н.А. Налоговые и неналоговые доходы бюджета сельского поселения и его расходы // Синергия Наук. — 2017. — № 16. — С. 80-94.
19. Чужмарова С.И., Чужмаров А.И. Проблемы развития муниципальных финансов северного региона в условиях Российской модели налогового федерализма // Экономика. Налоги. Право, 2017. — № 3. — С. 139–145.