Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный возраст один из наиболее ярких и неповторимых этапов жизни ребенка. В этот период ребенок активно учится, развиваются и совершенствуются все его формы восприятия нового и неизвестного мира.
Дети младшего дошкольного возраста зачастую не обладают совершенной устной речью: они еще способны выговаривать большинство звуков и слов. Однако ребенок способен понимать и анализировать полученную от окружающих звуковую информацию. Дети старшего дошкольного возраста в большинстве случаев уже твердо выговаривают все звуки, владеют большим словарным запасом и способны сделать умозаключение.
Для того чтобы ребенок смог овладеть устной речью необходимо научить его правильности и четкости произношения звуков, слов, предложений, умению изменять темп и тембр речи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена образовательная область «Речевое развитие». Одной из ее задач является «развитие звуковой и интонационной культуры речи» [38]. Это комплексная задача, так как ее решение предполагает организацию педагогической работы с детьми по следующим направлениям, которые обозначены в основной образовательной программе «От рождения до школы»: развитие правильного звукопроизношения, развитие речевого слуха, воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация) [23].
Вопросы, связанные с развитием звуковой культуры речи младших дошкольников, освещены в работах М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, Н. Е. Вераксы и А. Н. Вераксы, В. В. Гербовой, Е. В. Колесниковой, О. А. Новиковской, В. Н. Черняковой и др. Эти авторы отмечают, что «эффективнее всего звуковая культура речи у дошкольников формируется в игровой деятельности, с помощью игровых методов и приемов».
Актуальность данного исследования заключается в том, что развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста связано с важностью развития произносительной и интонационно-выразительной сторонами речи. Поэтому изучение данной темы является крайне важной и требует повышенного внимания, так как развитие навыков артикуляционного аппарата формирует предпосылки для развития естественного темпа речи ребенка.
Цель данной работы – путем изучения научной литературы определить и дать характеристику звуковой культуры речи.
Объект исследования – теоретические основы воспитания звуковой культуры речи.
Предмет исследования – формы, приемы и методы работы по воспитанию звуковой культуры речи.
Гипотеза – формы, методы и приемы работы по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста определяются их возрастными и индивидуальными особенностями усвоения звуковой стороны речи родного языка.
Цель, объект, предмет исследования позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить научную литературу и определить понятие и сущность звуковой культуры речи.
2. Раскрыть особенности воспитания звуковой стороны речи детьми в разных возрастных группах.
3. Провести анализ содержания образовательной работы по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возрастав программах ДО.
4. Дать характеристику форм, методов и приемов работы звуковой культуры речи детей дошкольного возраста ДО.
В работе были использованы следующие методы исследования: общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, систематизация полученной информации в виде глав и параграфов работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе был проведен анализ образовательных программ дошкольного образования. Изучены методики развития звуковой культуры речи разных методистов.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе были выявлены и описаны основные формы, методы и приемы работы по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, 4 параграфов, выводов, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
1.1. Понятие и сущность звуковой культуры речи
Звуковая культура речи – составная часть культуры речи. Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т.д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи) [1]. Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи [9].
Исследователи речевого развития детей М. М. Алексеева и В. И. Яшина под звуковой культурой речи детей дошкольного возраста подразумевают «владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться речевым слухом» [3].
Ведущие специалисты в области речевого развития дошкольников О. С. Ушакова и Е. М. Струнина указывают, что звуковая культура речи «охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания ритм, паузы, тембр, логическое ударение [37].
Нормальное функционирование у дошкольника речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды – неотъемлемые условия своевременного и правильного развития звуковой культуры речи» [27]. Российский психолог и лингвист Ф. А. Сохин считает, что звуковая культура речи детей дошкольного возраста включает развитие «четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства звуковой культуры (мелодику, логические паузы, ударение, темп, ритм и тембр)». Хорошо развитый речевой слух и речевое дыхание способствуют формированию и развитию звуковой культуры речи.
Структурные компоненты звуковой культуры речи выделены Е. В. Колесниковой:
1. Развитие правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
2. Развитие выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом, ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.
3. Развитие восприятия речи - слухового внимания, речевого слуха (всех его компонентов) [17].
Таким образом, констатируя мнения многих известных исследователей в области звуковой культуры речи дошкольников, можно выделить основные моменты. Звуковая культура речи – включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.
Воспитание звуковой культуры предполагает:
1. Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
2. Воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи.
3. Формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
4. Выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
5. Воспитание культуры речевого общения как части этикета.
1.2. Особенности усвоения звуковой стороны речи детьми в разных возрастных группах
В 3-4 года – это период активного усвоения звуков родного языка, когда, по наблюдениям А. Н. Гвоздева, «наряду с правильным звукопроизношением наблюдаются пропуски, замены, смешения, уподобление звуков, их смягчение [10].
В младшем дошкольном возрасте речь ребенка еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерные произносительные недостатки в речи детей этого возраста – смягчение согласных, замена шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ] свистящими, отсутствие звука [р] и/или замена его на звук [л], замена заднеязычных звуков переднеязычными: [к] – [т], [г] – [д], а также оглушение звонких звуков» [6].
Развитию звуковой культуры речи способствует работа по обучению правильному звукопроизношению (как ведущей линии развития речи детей 3-4 лет).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. М. Теория и методика развития речи детей. 5-е изд / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2015. - 448 с.;
2. Богуш, А. М. Культура речевого общения детей дошкольного возраста / А. М. Богуш, С. К. Хаджирадева, Е. П. Аматьева. - Минск : Ранок, 2012. - 84 с.;
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 268 с.;
4. Болотина, Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. Дошкольное воспитание и развитие / Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. - М. : Айрис-пресс, 2015. - 192 с.;
5. Бухвостова, С. С. Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста / С. С. Бухвостова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 178 с.;
6. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 123 с.;
7. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2-х частях: часть 1. От рождения до поступления в школу / Б. С. Волков. - СПб. : Владос, 2012. - 368 с.;
8. Герасимова, А. С. Уникальная методика развития речи дошкольника. Формирование произношения всех звуков русского языка / А. С. Герасимова. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 668 с.;
9. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 64 с.;
10. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений. 2-е изд / А. СПб. : Владос, 2013. - 320 с.;
11. Деркунская, В. А. Игровая образовательная деятельность дошкольников: учебно-метод. Пособие / В. А. Дергунская. - М. : Центр педагогического образования, 2013. - 368 с.;
12. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина; Под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб. : Акцидент, 2016. - 239 с.;
13. Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки: методическое пособие / Н. В. Дурова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 112 с.;
14. Карпова, С. Н. Психология речевого развития ребенка / С. Н. Карпова. - Ростов-на Дону : Феникс, 2014. - 398 с.;
15. Касаткина, Е. И Игра в жизни дошкольника / Е. И. Касаткина. - М. : Дрофа, 2014. - 176 с.;
16. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика. 12-е изд / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия , 2015. - 432 с.;
17. Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз-словечко, двасловечко» / Е. В. Колесникова. - М. : Ювента, 2016. - 72 с.;
18. Колесникова, Е. В. Раз – словечко, два – словечко: рабочая тетрадь для детей 3-4 лет / Е. В. Колесникова. - М. : Ювента, 2016. 64 - с.;
19. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. И. Максаков. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 64 с.;
20. Микляева, Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста / Н. В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2013. - 96 с.;
21. Новиковская, О. А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников: логопедические игры и упражнения / О. А. Новиковская. - СПб. : Детство-пресс, 2014. - 48 с.;
22. Нугаева, Р. Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника / Р. Р. Нугаева // Молодой ученый. 2013. - №7. - С. 401-404;
23. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 3-е изд. М. : Мозатка-Синтез, 2015. - 368 с.;
24. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / С. Прищепа // Дошкольное воспитание. 2015. - №1. - С. 60-61;
25. Пятница, Т. В. Социализация дошкольника через игру: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. В. Пятница. - М. : Белый ветер, 2014. - 67 с.;
26. Радуга. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Е. А. Екжанова; Под ред. Е. В. Соловьевой. - М. : Просвещение, 2016. - 234 с.;
27. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф. А. Сохина. 3-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 230 с.;
28. Родионова, Ю. Н. Развитие интонационной выразительности в речи дошкольников / Ю. Н. Родионова // Ребенок в детском саду. 2014. - №1. - С. 26-31;
29. Розенталь, Д. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. - М. : Айрис-пресс, 2014. 208 с.
30. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. 2-е изд. - СПб. : Питер, 2014. - 1209 с.;
31. Смирнова, Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: учебное пособие / Е. О. Смирнова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. 192 с.;
32. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. - М. : Академия, 2014. 160 с.;
33. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. - М. : Просвещение, 2013. - 128 с.;
34. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. - 5-е изд. М. : Академия, 2014. 256 с.;
35. Тарарышко, С. И. Подготовка воспитателя дошкольной организации к игровой форме обучения детей: метод. рекомендации. 5-е изд / С. И. Тарарышко. - Витебск : УО ВОГ ИПК и ПРР и СО, 2013. 123 с.
36. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений / О. С. Ушакова, Е М. Струнина. - М. : Владос, 2015. - 288 с.;
37. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 3-4 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Вентана-Граф, 2015. - 224 с.;
38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 26.05.2021).