Фрагмент для ознакомления
2
Введение со второй половины 1921 г. Новой экономической политики (далее – НЭП) улучшило экономическое положение, и деятельность предприятий в условиях, близких к рыночным, потребовала более тщательного и качественного отбора рабочих. Изменение методов управления привело к закрытию убыточных предприятий и сокращению штата. Это привело к тому, что предложение рабочей силы стало превышать спрос на нее. Так, на Верхнеудинской бирже труда в период с 1 ноября по 1 декабря 1921 г. предложение рабочей силы составило 269 человек, а спрос на рабочую силу – всего 90 человек3. Таким образом, ситуация на рынке труда, которая еще до недавнего времени характеризовалась нехваткой рабочих рук, резко сменилась на противоположную.
В то же время такая система регистрации безработных оказалась далекой от совершенства. Из недостатков можно отметить, что предоставление льгот при регистрации на бирже увеличивало поток якобы безработных, которые, пользуясь правом отказа от работы, усугубляли работу бирж, делали невозможным подсчет истинной суммы безработицы. Итак, на 1922-1923 гг. на бирже труда часто наблюдался феномен регистрации безработных с целью получения справки об освобождении от госпошлины. Получив это свидетельство, некоторые из них впоследствии не явились на биржу труда. Поэтому биржам было поручено работать над избавлением от таких элементов путем очистки каталогов, перерегистрации и установления таких процедур, в соответствии с которыми только те, кто нуждается в работе, могли быть перечислены на бирже труда1.
Обмен затруднял существование подпольного рынка труда. Надо сказать, что не все, особенно квалифицированные рабочие, стремились зарегистрироваться на бирже труда, а практика приостановления регистрации различных категорий лиц, например, приезжих, способствовала пополнению «черного рынка труда».
Кроме этого, вокруг бирж переплетался целый узел общественных интересов. Профсоюзы практиковали увольнение с работы не члена профсоюза с заменой его членом профсоюза. Поскольку достаточно было проработать где-нибудь 1 месяц по найму, чтобы вступить в профсоюз и стать «пролетарским элементом», в числе безработных к 1924 г. оказалось 42,1 % членов профсоюзов, требовавших внеочередного трудоустройства2.
Таким образом, Верхнеудинская биржа труда до 1924 г. только осуществляла монополию трудового посредничества, так и не приступив к регулированию рынка труда. Она просто не могла разобраться со всей массой безработных, взятых на учет. Вместо экономических мероприятий государство субсидировало мероприятия трудовой помощи. Преобразования подавляли последствия, не устраняя причины – отсутствие трудовой мотивации при регистрации на бирже. Меры были неэффективны и к середине 1923 г. себя исчерпали.
Следует отметить, что руководители предприятий, недовольные качеством рабочей силы, предоставляемой биржами труда, начали рассматривать государственное регулирование как тормоз для развития промышленности. Заявки на рабочую силу поступали нерегулярно, заявки отменялись, особенно по отбору работников на «ответственные должности»: кассиры, начальники отделов, подразделений. В результате экономические агентства как в центре, так и на местах подняли вопрос об отмене обязательной занятости через биржи труда и превращении последней в орган добровольного посредничества1.
Первым шагом в этом направлении стал указ НКТ 1924 г. «О прекращении выдачи билетов безработным, зарегистрированным на Бирже труда». С отменой пособий поток безработных на биржу труда уменьшился, и единственным мотивом обращения на биржу было получение работы.
Однако число безработных, зарегистрированных на Верхнеудинской бирже труда, не сокращалось2. В связи с этим, безработные, состоящие на учете Верхнеудинской биржи труда, были подвергнуты чистке. На 11 августа 1924 г. на Верхнеудинской бирже труда было зарегистрировано 1976 человек: 1075 мужчин и 901 женщина. По итогам чистки, было снято с учета 1108 человек: 477 мужчин и 631 женщина, что составило 58,8 % всех безработных, состоящих на учете Верхнеудинской биржи труда. Причиной снятия послужило то, что большинство из них не имели опыта работы и занимались ведением собственного хозяйства3.
Данное мероприятие привело к уменьшению числа безработных. Однако результат носил временный характер. На 1 декабря 1925 г. безработных на Верхнеудинской бирже труда числилось 1026 человек, в апреле 1926 г. – 1208 человек, и к 1 января 1927 г. их количество составляло уже 1507 человек1. В результате рост безработицы привел к установлению новых правил при регистрации, которые вновь определялись тенденцией ограничения круга регистрирующихся. На основании постановления НКТ РСФСР от 28 февраля 1927 г. № 61 на биржу труда не принимались безработные, не имеющие трудового стажа и не являющиеся членами профсоюзов2. В связи с этим была предпринята очередная чистка. Безработные при явке на биржу труда должны были предъявить документы о работе по найму. В результате, 36 человек не явились на проверку, 236 были сняты с учета, из них не работавших с 1925 г. – 9 мужчин, 14 женщин, 16 подростков, 8 прибывших из сельской местности. Все снятые с учета были отнесены к категории «неквалифицированных»3. Таким образом, введение нового метода регистрации безработных позволило освободить Верхнеудинскую биржу труда от массы неквалифицированных безработных, что внесло некоторую упорядоченность в ее деятельность, так как данные лица все равно не могли быть трудоустроены, и только засоряли биржу труда.
На 1 января 1928 г. количество безработных, зарегистрированных на Верхнеудинской бирже труда, составило 1658 человек, на 1 февраля 1928 г. на учете состояло уже 1776 безработных, что лишний раз свидетельствует о том, что, несмотря на ограничение круга регистрирующихся, количество безработных увеличивалось4.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Нормативные правовые акты
1. Постановления Советской власти. Т. 1.М .: Госполитиздат, 1957.
2. Сборник узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства (СУ). Пг., 1918. № 16.
2. Другие источники
3. Известия Наркомата труда СССР. 1924. № 32, с. 3.
4. Индустриализация СССР в 1926-1928 гг. Документы и материалы. М .: Наука, 1969. С. 355-359.
5. КПСС в постановлениях, решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). М .: Политиздат, 1982. Т. 2.
6. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). F. 56. Op. 1.D. 25. Л. 70; НАРБ. Ф. 56, 191, 192.
7. Пятилетка и вопросы труда // Вопросы труда. 1929. № 3-4. С. 4.
8. Справочник бирж труда в России. М., 1918.
9. Труд в СССР. Статистический сборник. М .: Финансы и статистика, 1988. С. 11.
3. Литература
10. Атаян И. М. Биржи труда в 1920-е гг .: опыт государственного трудового посредничества // Социс. - 2017. - №4. - С. 117-122.
11. Атаян И. М. Биржи труда в 20-е годы: опыт государственного трудового посредничества // Социологические исследования. 2000. № 4. С. 117-122.
12. Борисова Л.В. Военный коммунизм: принуждение как элемент хозяйственного механизма. М .: Московский общественный научный фонд, 2000.
13. Бахутов А. Итоги собрания работников бирж труда // Вопросы труда. 1924. № 11.П. 27.
14. Гиндин Ю. К новым формам работы бирж труда // Вопросы труда. 1924. № 7-8. С. 3.
15. История политических партий в России. М .: Высшее. шк., 1994.
16. Исаев А. Об основных принципах биржи труда // Вопросы труда. 1923. № 5-6. С. 19.
17. Золин И.Е. Рынок труда и регулирование занятости. Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2019, с. 98.
18. Заводский П. Внимание биржам // Вопросы труда. 1923. № 7-8. С. 11.
19. Клейнборт Л. М. История безработицы в России 1857-1919 гг. Москва: Вопросы труда, 1925.
20. Ленин В.И. Полный состав сочинений. Т. 39.М .: Полит. лит., 1981.
21. Мохов З. Наш опыт подбора и обучения рабочей силы // Вопросы труда. 1925. № 5-6. С. 22.
22. Марыганова Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. / Е.А. Марыганова. - М .: КноРус, 2015. - 300 с.
23. Рогачевская Л.С. Ликвидация безработицы в СССР 1917-1930 гг. Москва: АН СССР, 1973, с. 75.
24. Тарасов С. Состояние рынка труда и меры по его регулированию в 1926/27 экономическом году // Вопросы труда. 1928. № 5. С. 22–28.
25. Тармаханов Е. Е. Развитие промышленности Бурятской АССР в годы построения социализма (1917-1941 гг.) // Из истории развития промышленности и становления рабочего класса СССР. - Улан-Удэ, 1968. - С. 75-110.
26. Федоров В.Д. Классовый распад и государственная политика. Очерки истории занятости и пополнения рабочего класса в России. 1917-1940 Арзамас: А.Г. Гайдар, 2006. С. 87.
27. Шмидт В. Доклад на VI съезде профсоюзов СССР // Проблемы труда. 1924. № 11.П. 12.
4. Статьи
28. Королев И.Б. Макроэкономические проблемы занятости и рынка труда в России. // Проблемы прогнозирования. - 2018. - №6. - С.76-77.
29. Костомаров М.В. Особенности функционирования рынка труда в России. // 2018. - Ученые записки ИЭИ. - Номер 3. - с. 18-24
30. Рацлаф А.А. Монопсония на рынке труда // Молодой ученый. - 2018. - №1. - с. 177–180
31. Хижный Е.К. Общая характеристика проблем рынка труда в странах-лидерах. // Актуальные проблемы Европы. - 2017. - №3. - с. 18-25