Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Тема государственный мониторинг земель, имеет на сегодняшний день особую значимость.
Указанная тема представляет как теоретический, так и практический интерес в связи с тем, что государственный мониторинг земель согласно п. 1 ст. 67 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ)1, государственный земельный мониторинг, является составной частью государственного экологического мониторинга, представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.
Государственный мониторинг земель имеет важное информационное значение для обеспечения эффективности действия норм земельного права при осуществлении управленческой деятельности в сфере земельных отношений.
Объектом исследования являются нормы, регулирующие порядок и правовые основы проведения земельного мониторинга земель, закрепленные в действующем законодательстве.
Предмет исследования составляют материалы учебной и научной литературы, посвященные мониторингу земель, а также законодательные акты, закрепляющие их порядок проведения.
Цель курсовой работы – проанализировать понятие государственного земельного мониторинга, их виды и особенности, а также порядок его проведения и органы, осуществляющие его проведение.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотреть сущность мониторинга земель: понятие и виды;
- исследовать методы и способы проведения мониторинга земель;
- провести анализ правовых основ регулирования земельного мониторинга;
- рассмотреть органы, проводящие мониторинг земель.
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, двумя главами и четырьмя параграфами, заключением, списком литературы.
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
1.1. Сущность мониторинга земель: понятие и виды
В сферу применения государственного мониторинга земель входят все земли в РФ независимо от их принадлежности к определенной категории и вида разрешенного использования. В связи с тем что под мониторингом земель понимается система наблюдений, оценки и прогнозирования, он направлен не только на фиксацию существующего использования земель и земельных участков, но и на планирование их дальнейшего использования.
Государственный мониторинг земель выполняет не только информационную, но и аналитическую и природоохранную функции. При этом мониторинг использования земель имеет экономический и статистический характер.
В этой связи логично, что данные виды мониторинга могут осуществляться различными федеральными органами исполнительной власти, однако данный вопрос законом не урегулирован. Предполагается, что этот вопрос будет разрешен в порядке осуществления государственного мониторинга земель, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти2.
Государственный мониторинг земель представляет собой важнейший инструмент государственной политики, используемый для сбора информации о землях в Российской Федерации, принятия решений в области охраны и использования земель, формирования оценок состояния земель и прогнозов его изменения. Отмечается, что в осуществлении мониторинга выражается роль государства в охране и использовании земли как природного компонента и объекта недвижимости, в регулировании земельных отношений3.
В отличие от Земельного кодекса РСФСР 1991 г., ныне действующий кодекс подробно раскрывает определение государственного мониторинга земель, его цели и задачи, а также особенности систематизации и хранения его результатов. При этом в земельном законодательстве довольно четко сформулированы задачи государственного мониторинга земель, которые, по мнению некоторых специалистов, должны быть существенно расширены.
Так, Г.Л. Землякова отмечает, что материалы, полученные в ходе реализации мониторинга земель, должны использоваться для подготовки документов территориального планирования, вноситься в государственный кадастр недвижимости, быть связаны с нормированием качества почв. По мнению этого автора, на данных государственного мониторинга земель должна основываться реализация таких функций органов государственной власти и местного самоуправления, как предоставление и изъятие земельных участков, а также их перевод из одной категории в другую.
С такой позицией трудно не согласиться. Вместе с тем, учитывая основные задачи государственного мониторинга земель, представляется, что использование результатов государственного мониторинга земель может осуществляться и для принятия вышеперечисленных решений. В частности, одной из задач государственного мониторинга является обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений.
Согласно Правилам использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению4, данные мониторинга используются для целей установления факта и причин загрязнения, определения местоположения и площади загрязненных земель, уровней химического и (или) радиоактивного загрязнения и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением.
С учетом данных мониторинга земель осуществляется также подготовка предложений по консервации земель на основании Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота5.
Таким образом, государственный мониторинг земель выполняет не только информационную, но и аналитическую функцию. В литературе высказывается мнение, что многофункциональность мониторинга земель раскрывается именно исходя из задач государственного мониторинга.
В соответствии со ст. 1 закона об охране окружающей среды6 под государственным экологическим мониторингом (государственным мониторингом окружающей среды) понимаются комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды. В этой связи напомним, что земля является компонентом окружающей среды.
Следует отметить, что ряд федеральных законов предусматривает специальные нормы по осуществлению мониторинга применительно к землям различного целевого назначения или землям, имеющим определенные особенности использования. Так, например, согласно ст. 21 закона о мелиорации земель7 государственный мониторинг мелиорированных земель является составной частью государственного мониторинга земель и представляет собой систему наблюдений за состоянием мелиорированных земель. На основе этих наблюдений выявляются изменения состояния мелиорированных земель и дается оценка таких изменений. Объектами государственного мониторинга мелиорированных земель являются все мелиорированные земли в РФ.
В соответствии со ст. 11 закона8 мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения является одним из направлений обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения является составной частью государственного мониторинга земель.
Вместе с тем из вышеприведенных норм видно, что данные Законы не вводят самостоятельных видов государственного мониторинга земель, но констатируют, что мониторинг таких земель осуществляется в рамках общей системы государственного земельного мониторинга.
Учитывая существующие особенности государственного мониторинга земель и установленный принцип осуществления мониторинга с учетом деления земель по целевому назначению, логично, что некоторые виды мониторинга могут осуществляться различными федеральными органами исполнительной власти.
Так, согласно постановлению9 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель в РФ (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Приказом10 предусматривается, что при осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются с использованием:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
2. Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О мелиорации земель" // "Российская газета", N 10, 18.01.1996.
3. Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" // "Собрание законодательства РФ", 20.07.1998, N 29, ст. 3399.
4. Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О землеустройстве" // "Парламентская газета", N 114-115, 23.06.2001.
5. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021) // "Российская газета", N 211-212, 30.10.2001.
6. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 17.05.2021) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001.
7. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021) "Об охране окружающей среды" // "Парламентская газета", N 9, 12.01.2002.
8. Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель" // "Российская газета", N 231, 05.12.2002 (утратил силу).
9. Постановление Правительства РФ от 27.02.2004 N 112 "Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов" // "Российская газета", N 48, 11.03.2004.
10. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 (ред. от 13.05.2021) "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 16.06.2008, N 24, ст. 2867.
11. Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 (ред. от 13.05.2021) "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 23.06.2008, N 25, ст. 2983.
12. Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 28.12.2020) "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" // "Собрание законодательства РФ", 22.06.2009, N 25, ст. 3052 (вместе с "Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии")
13. Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 (ред. от 17.05.2016) "Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства" // "Российская газета", N 161, 28.08.2009.
14. Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (ред. от 07.03.2019) "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель") // "Собрание законодательства РФ", 16.07.2018, N 29, ст. 4441.
15. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 N 1292-р (ред. от 30.05.2014) <Об утверждении Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020> // "Собрание законодательства РФ", 09.08.2010, N 32, ст. 4366.
16. Приказ Минэкономразвития РФ от 31.12.2009 N 582 "Об утверждении типов межевых знаков и порядка их установки (закладки)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.02.2010 N 16437) // "Российская газета", N 42, 02.03.2010.
17. Приказ Минсельхоза России от 04.05.2010 N 150 (ред. от 02.12.2020) "Об утверждении Порядка государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2010 N 17846) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 32, 09.08.2010.
18. Приказ Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267 (ред. от 06.04.2018) "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2011 N 21318) // "Российская газета", N 159, 22.07.2011.
19. Приказ Минэкономразвития России от 03.08.2011 N 388 (ред. от 11.02.2014) "Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.09.2011 N 21825) // "Российская газета", N 213, 23.09.2011.
20. Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 N 852 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2015 N 35994) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.02.2015
21. Приказ Минсельхоза России от 24.12.2015 N 664 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2016 N 41470) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 18, 02.05.2016.
22. Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 N 852 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2015 N 35994) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.02.2015
23. Приказ Минсельхоза России от 24.12.2015 N 664 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2016 N 41470) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 18, 02.05.2016.
24. Приказ Минэкономразвития России от 21.11.2016 N 735 "Об установлении примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2016 N 44873) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2016.
25. Актуальные проблемы теории земельного права России: монография / Е.Н. Абанина, Н.Н. Аверьянова, А.П. Анисимов и др.; под общ. ред. А.П. Анисимова. М.: Юстицинформ, 2020. 800 с.
26. Богатков С.А. Землеустройство (понятие, правовое регулирование землеустроительных работ) // СПС КонсультантПлюс. 2016.
27. Евсегнеев В.А. Государственный мониторинг земель в Российской Федерации // Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера» 2018, т. 10, № 3. С. 218-223.
28. Землякова ГЛ. Формирование кадастровых сведений о земельных участках как основы управления в сфере использования и охраны земель: проблемы теории и практики. Дисс. … докт. юрид. наук. М.; 2016.
29. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, А.И. Бутовецкий, Е.Л. Ковалева и др.; под ред. С.А. Боголюбова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 784 с.
30. Сатаева Т.Ю. Становление и развитие правового регулирования организации и осуществления государственного экологического мониторинга в России // Журнал российского права. 2020. N 6. С. 162 - 175.