Фрагмент для ознакомления
2
Проблема развития речи обучающихся приобретает в наши дни все большую актуальность. На сегодняшний день, когда возрастание коммуникативной активности членов нашего общества продиктовано стремительно изменяющимися условиями жизни, ориентированность многих УМК на речевое развитие младших школьников становится особенно понятной и актуальной. К тому же Федеральный государственный образовательный стандарт требует, чтобы у младших школьников, проучившихся четыре года в начальных классах, было «сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека» [8].
Обучающийся приходит в школу с определённым запасом слов и оборотов для выражения мыслей и чувств. У многих младших школьников бедный запас слов, общее недоразвитие речи с дефектами звукопроизношения. Они не умеют строить самостоятельно связный рассказ, в предложениях часто повторяются одни и те же слова [3]. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли, уметь убедительно, ярко говорить необходимо каждому. От успешности развития речи младших школьников зависит качество дальнейшего обучения и воспитания.
Указание на необходимость приобщения школьников к национальной культуре своего народа, на формирование культуроведческой компетенции отражается в образовательном стандарте по русскому языку [5]. В нем говорится о том, что при обучении школьников необходимо формировать у них осознание того, что язык представляет собой национально-культурный феномен, отражающий духовно-нравственный опыт народа и закрепляющий основные нравственные ценности; имеет связь с традициями обычаями и историей народа, а также понимание обучающимися выразительности, красоты и эстетической возможности русского языка
Начало этнолингвистическим исследованиям в отечественном языкознании положили такие выдающиеся ученые прошлого века, как П. Г. Богатырев, Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня. В их работах показана теснейшая связь фактов культуры и народного сознания с изменениями, происходившими в языке. Такие этнографы, как А. Н. Афанасьев, Д. К. Зеленин, А. В. Терещенко знамениты своими исследованиями в области описания фактов народного быта, обрядов и традиций, проводимыми в XIX веке. Вопросом совершенствования применения этнокультуроведческого подхода к обучению в рамках языкового образования в настоящее время занимаются такие ученые, как В. В. Демичева, О. И. Еременко, Н. М. Ильенко, Т. Ф. Новикова, Н. А. Туранина, Т. В. Яковлева и другие.
Актуальность нашего исследования обусловлена:
- на социальном уровне – необходимостью воспитания личности в соответствии с национальным воспитательным идеалом, закрепленных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- на научном уровне – необходимостью поиска результативных методов по приобщению детей к лексике этнокультурного характера;
- на практическом уровне – недостаточностью существующих программ по русскому языку, направленных на этнокультурное развитие детей.
Таким образом, обнаруживается ряд противоречий: между объективной необходимостью этнокультурного развития младших школьников и недостаточным методическим обеспечением процесса педагогической деятельности средствами лексики этнокультурного характера.
Анализ актуальности темы исследования и обозначенных противоречий позволил сформулировать проблему исследования, каковы возможности программы по русскому языку в начальной школе, направленной на этнокультурное развитие младших школьников средствами лексики этнокультурного характера?
Цель курсовой работы является изучить возможности обогащения речи младших школьников в процессе изучения лексики этнокультурного характера на уроках русского языка.
В основу исследования положена гипотеза исследования: эффективный процесс обогащения речи младших школьников при изучении лексики этнокультурного характера возможен при правильном методической сопровождении уроков русского языка.
Объект исследования – лексика этнокультурного характера.
Предмет исследования – методы и приемы обогащения речи младших школьников в процессе изучения лексики этнокультурного характера на уроках русского языка.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику понятиям «этнокультурное воспитание» и «этнокультурное развитие»;
2. Выявить особенности реализации этнокультуроведческого похода к обучению русскому языку в начальной школе;
3. Провести анализ учебного материала по русскому языку в начальной школе на предмет наличия лексики этнокультурного характера;
4. Провести диагностику
Базой для проведения исследования была школа. В эксперименте приняли участие учащиеся 3-го класса в количестве 20 человек.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- общенаучные: сбор и анализ литературы по теме исследования, её обобщение в виде глав и параграфов работы;
- частнонаучные: методы лингвистического анализа, а именно описательный метод, который заключается в выделении конкретных языковых явлений и их последовательном описании с точки зрения их структуры и/или функционирования; метод компонентного анализа предполагает анализ значений языковых единиц через выделение основных компонентов значения, тематических групп; статистический метод, метод корреляционного анализа, устанавливающий определённые соотношения между реализацией определённого признака и какого-либо значения лексики. Тестирование, наблюдение, беседа. Методы математической обработки и графического представления данных.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе был проведен лингвистический анализ лексики этнокультурного характера, представленной в учебниках начальной школы по русскому языку. Выбранная лексика была систематизирована по тематическим группам, согласно классификации Т. В. Яковлевой и В. В. Демичевой. Проведенный анализ позволяет сказать, что в учебной программе начальной школы по русскому языку присутствует многочисленные примеры лексики этнокультурного характера различного рода.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе было проведено педагогическое тестирование, показавшее недостаточные знания учащихся лексики этнокультурного характера; предложены упражнения, направленные на обогащение речи младших школьников лексикой этнокультурного характера, которые необходимо использовать учителям русского языка в во время обучения учащихся.
Структура курсовой работы определяется темой и логикой изложенной информации и состоит введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обогащения речи младших школьников лексикой этнокультурного характера
1.1 «Этнокультурное воспитание» и «этнокультурное развитие» и их сущность
В широком значении этническая культура – это совокупность присущих этносу способов жизнедеятельности, необходимых для сохранения и развития этноса. В узком смысле под этнической культурой понимается совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся основным этнодифференцирующим признаком.
Этническая культура – такая же древняя, как и само человечество. В культуре каждого народа переплетаются явления, свойственные только ему одному, с особенностями, распространенными у многих этносов или свойственными всему человечеству в данную историческую эпоху» [14, c. 167].
В современном мире проблема этнического возрождения является значимым событием. Это касается истории культуры любого народа в социально-философском аспекте. Вследствие чего возникает необходимость сохранить этническую уникальность и своеобразие этнокультурного явления, толерантность каждого этноса.
В процессе анализа научной литературы по этнопедагогике мы выяснили, что понятийный аппарат этнопедагогики рассматривается в следующих категориях «этнокультура», «этнокультурное воспитание», «этнокультурное развитие».
«Этнокультурное воспитание – чрезвычайно важный аспект в педагогике, так как оно содействует гармоничной социализации личности в полиэтническом мире. Оно представляет собой не только совокупность знаний, ценностных установок определенной этнической общности, но и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьева, А. Б. Этнокультурное образование : сущность, структура, проблемы совершенствования / А. Б. Афанасьева. - Текст : непосредственный // Проблемы педагогики и психологии. – 2009. – № 3. – С. 189-195;
2. Бабунова Е. С. Организация этнокультурной образовательной деятельности школьников : парадигмальный подход / Е. С. Бабунова. – Текст : непосредственный // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2017. – №1. – С. 16-19;
3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : В 6-ти т. Т. З. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский. под ред. А. М. Матюшкина. – Москва : Педагогика, 1983 г. – 368 с. – Текст : непосредственный;
4. Губа, Г. И Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности : специальность 13.00.11. – «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание учетной степени кандидата педагогических наук / Губа Галина Ивановна ; Курский государственный университет. – Курск, – 2007. – 25 с. - Место защиты : Курский гос. ун-т. – Текст : непосредственный;
5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования : проект Рос. акад. образования / И. А. Колесникова А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – Москва : Просвещении, 2014. – 23 с. - ISBN 978-5-09-033553-9. – Текст : непосредственный;
6. Демичева, В. В. Работа над семантикой существительных – наименований лиц по профессии и роду занятий / В. В. Демичева, Т. В. Яковлева. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С. 53-57;
7. Еникеева, А. Р. Этнокультурные традиции как средство патриотического воспитания подростков : специальность 13.00.05. – «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Еникеева Алсу Рашидовна ; Казанский государственный университет культуры и искусств. – Казань, 2006. – 193 c. – Текст : непосредственный;
8. Казакова, А. А. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / А. А Казакова. – Москва : Просвещение, 2018. – 56 с. – ISBN 978-5-09-022995-1. – Текст : непосредственный;
9. Каленчук, М. Л. Русский язык. 1 класс : учебник / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова. - Москва : Академкнига, 2018. – 97 с. - ISBN 978-5-94908-501-1. – Текст : непосредственный;
10. Каленчук, М. Л. Русский язык. 2 класс : учебник : в 3 ч. / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова. - Москва : Академкнига, 2008. – 101 с. - ISBN 978-5-94908-296-6. – Текст : непосредственный;
11. Каленчук, М. Л. Русский язык. 3 класс : учебник : в 3 ч. / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова. - Москва : Академкнига, 2011. – 97 с. - ISBN 978-5-94908-787-9. – Текст : непосредственный;
12. Каленчук, М. Л. Русский язык. 4 класс : учебник : в 3 ч. / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова. - Москва : Академкнига, 2008. – 101 с. - ISBN 5-94908-230-3. – Текст : непосредственный;
13. Комарова, Г. А. О понятии «этнопедагогика» в современной этнографической и педагогической науке / Г. А. Комарова. – Текст : непосредственный // Изучение преемственности этнокультурных явлений. –1980. – №4. - С. 202-212;
14. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – Москва : Академия, 2004. - 464 с. - ISBN 978-5-4468-4103-5 - Текст : непосредственный;
15. Мартынова, М. Ю. Школьное образование как ресурс культурной и национальной идентичности / М. Ю. Мартынова. – Текст : непосредственный // Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2011 г. - 2012. - №6. - С. 236 –243;
16. Новикова, Т. Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка в аспекте регионализации образования : монография. / Т. Ф. Новикова. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. – 296 с. - ISBN 978-9571-0290-8. – Текст : непосредственный;
17. Рыбаков, С.Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско-антропологический аспект / С. Е. Рыбаков. – Текст : непосредственный // Этнографическое обозрение. – 2003. – № 3. – С. 3-12;
18. Савинова, Л. Ю. Педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к Родине специальность 13.00.02. – «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» : автореферат диссертации на соискание учетной степени кандидата педагогических наук / Савинова Людмила Юрьевна ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2003. - 21 с. – Место защиты : Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена;
19. Тавадов, Г. Т. Этнология : учебник для вузов / Г. Т. Тавадов. – Москва : Проект, 2002. – 352 с. - ISBN 5-901660-12-9. – Текст : посредственный;
20. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования : методическое пособие / Н. В. Микляев, Ю. В. Микляева, М. Ю. Новицкая. – Москва : Айрис-пресс, 2006. – 240 с.; - ISBN 5-8112-1865-6. – Текст : непосредственный;
21. Шаваева, М. О. Этнокультура как многофункциональная система взаимодействия : специальность 24.00.01 «Теория и история культуры» : диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Шаваева Марина Олиевна ; Кабардино-Балкарского государственного университета. - Ростов-наДону, 2004. – 159 с. – Тескт : непосредственный;
22. Шанский, Н. М. Концепция образования по русскому (родному) языку в 12- летней школе / Н. М. Шанский. – Текст : непосредственный // Русский язык в школе. – 2000. – №2. – С. 17-21;
23. Яковенко, И. В. Этнокультурное развитие личности как педагогический феномен / И.В. Яковенко. – Текст : непосредственный // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2015 – № 2 (26). – С. 49-58;
24. Яковлева, Т. В. Этнокультуроведческий подход к обучению русскому языку в начальной школе / В.В. Демичева, Т.В. Яковлева. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2006. – №11. – С. 65-70;
25. Яковлева, Т. В. Этнокультуроведческое образование и воспитание учащихся в процессе изучения родного языка / Т. В. Яковлева, В. В. Демичева. – Текст : непосредственный // Интеграция образования. – 2004. – №3. – С. 108-113.