Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Физическое развитие детей в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет решающее значение для формирования прочного фундамента здоровья человека, поскольку в этот период происходят наиболее интенсивные изменения организма, формируется характер. Для полноценного развития важно, чтобы уже на этом этапе ребенок приобрел навыки здорового образа жизни.
В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос о состоянии здоровья школьников. Являясь одним из сильнейших средств массового оздоровления населения, физкультура и спорт поддерживаются правительством России, считаются государственным делом (Указ Президента РФ от 24 марта 2014г. №172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне”» [2].
ГЛАВА 1. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Физическая культура, как одна из основ полноценного образования и воспитания учеников младших классов
Термин "физическая культура" появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин "физическая культура" получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал "Физическая культура", а с 1925 года и по настоящее время – журнал "Теория и практика физической культуры" [21].
Постепенно термин "физическая культура" получил распространение и в странах бывшего социалистического лагеря и в некоторых странах "третьего мира". Физическая культура – это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.
Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека Социальные и биологические основы физической культуры [12, с.98].
Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы [13, с.36] .
1.2 Особенности физического развития младших школьников
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют развитие, а менее совершенные замедляют его. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны [11, с.60].
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.
Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для детей, отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности, этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников.
В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах «…за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте» [11, с.68].
Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая еще не устойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.
Этот возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Ведущая роль учебной деятельности не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности – игру, труд, спорт и общение [17, с.133].
1.3 Фитнес-технологии: история возникновения, характеристика занятий, классификация
Занятия физическими упражнениями под музыку имеют давнюю историю. В античные времена в Греции одной из разновидностей гимнастики была орхестрина-гимнастика танцевального направления она использовалась для развития хорошей осанки, походки, пластичности движения, наконец, силы и выносливости.
Специалисты считают, что большое влияние на развитие художественной, ритмичной гимнастики и родственных им видов спорта оказали Жорж Демени, Франсуа Дельсарт, Айседора Дункан. Физиолог Жорж Демени предложил систему физических упражнений, основанную на ведущем значении ритма и гармонии движений, ритмичном чередовании расслабления и напряжения мышц. Француз Ф. Дельсарт пытался установить взаимосвязь между эмоциональными переживаниями и мимикой. Айседора Дункан оказала значительное влияние на формирование ритмико-пластического направления, что и дало начало современной художественной гимнастике, а профессор Жак Далькроз объединил музыку, танец, ритмику.
В начале XX века у нас в стране развивалось танцевально-ритмическое направление. В конце 60-х годов в Европе появилась джаз-гимнастика, а в Америке развивается направление под названием «аэробные танцы» [14, с.103].
Эра аэробики 70-х годов XX века началось с доктора Кеннета Купера, специалиста по оздоровительной культуре. Он впервые применил термин «аэробика», в которую включил ходьбу, бег, плавание, лыжную подготовку, занятия конькобежным и велосипедным спортом, а затем прыжки через скакалку и танцевальные движения. Главным условием для начала занятия было обязательно прохождение медицинского осмотра. Слабых по здоровью не отсеивали, а помогали в выборе нужной программы в выборе нужной программы занятий. Система доктора Купера мгновенно завоевала популярность во всем мире. Кроме аэробных физических тренировок она базировалась на рациональном питании и психическом комфорте.
80-е годы – начало крупномасштабного наступления аэробики. На арену массовой физической культуры выходят не только специалисты в этой области, но и известные актрисы. Первой из них была американская кинозвезда Джейн Фонда. В ее комплексах все движения обязательно выполнялось под музыку. Разработку методики занятий для различных по возрасту и уровню физического развития занимающихся, подготовка программ для обучения специалистов принадлежит Национальной школе аэробики и Университету Рибок (США). В России данную работу ведут такие научные и учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, а также спортивные клубы в разных регионах страны. [25, c.31]
Характеристика Фитнес занятий [22, с.32-35].
Современный фитнесс многообразен. На сегодняшний день насчитывают более 30 видов аэробики: классическая аэробика, степ, латина, фанк, хип-хоп, джаз, тай-бо, йога, аква-аэробика, фитбол-аэробика.
Это наиболее устоявшийся виды аэробики, представляющий собой комплекс общеразвивающих гимнастических упражнений, разновидностей шагов, бега, прыжков, выполняющих под музыку.
В базовой аэробике различают: очень низкую ударную нагрузку (super low impact), которая достигается выполнением движением при постоянном контакте ноги с опорой; низкую ударную нагрузку (low impact) – выполнение движений при постоянном использовании амортизационных функций стопы без отрыва носка опорной ноги; высокую ударную нагрузку (hi impact) – выполнение движений при использовании небольшого подскока и наличия короткой безопорной фазы; очень высокую ударную нагрузку (super hi impact) – при использовании высокого прыжка и наличия длительной безопорной фазы полета.
Глава 2. РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВВЕДЕНИЯ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Аспекты методики обучения
Рассмотрим методические особенности проведения занятий фитнесом с детьми 6-9 лет.
Для повышения оздоровительной эффективности физического воспитания детей младшего школьного возраста предпочтение следует отдавать физическим упражнениям, оказывающим разностороннее воздействие на организм и дающим выраженный тренирующий эффект, который обеспечивает оздоровительное воздействие.
При разработке программы по физической культуре с введением фитнес-технологий для детей 7-8 лет автор исходила из следующих теоретических предпосылок [25, с.132]:
1. Физические упражнения подбираются с учетом анатомо-физиологических и психолого-педагогических особенностей школьников. Большинство из них в этом возрасте активны, энергичны. Для них нужно организовать интересные занятия с чередованием спокойных и активных упражнений, чтобы они могли выполнять разнообразные несложные движения, которые не утомят ребят, а помогут им сосредоточиться на уроке.
Дети 8-9 лет нуждаются в активном обучении. В этом возрасте у них хорошо развиваются гибкость, быстрота и координация движений, ловкость – способности, тесно связанные между собой. Повышать объем нагрузок для их развития необходимо как у девочек, так и у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет, особенно у девочек 7-8 лет. Следует учитывать, что в возрасте 7-8 лет изменяется процесс естественного развития: у девочек он проходит медленно, а у мальчиков – быстрыми темпами.
2. Говоря о принципе преемственности, раскроем его на следующем примере. При внедрении в практику физической культуры в школе средства и методы современного фитнеса, в частности базовых видов аэробики. С детьми 6-7 лет это классическая аэробика с использованием традиционной игры в классики, а также с игрушками; с 8-9-летними – с мячами, скакалкой; 9-10-летними – степ платформами, фитболами;
3. Психическая структура телесности – единственная структура психики, которая полноценно функционирует у детей в возрасте от 5 до 10 лет. Действия ребенка, связанные с движениями и телесными ощущениями, многократно повторяясь, постепенно переходят во внутренний план, формируясь в понятия. Таков закон становления всех психических процессов: от внешних ориентировочных действий через их многократное повторение к символизации в слове и закреплению в сознании. При этом процесс усвоения двигательного, телесного опыта достаточно длительный – он охватывает весь период детства. Движения у ребенка должны быть связаны с чувством радости, наслаждения от освоения разно¬образных действий. Такая возможность для ребенка – одно из самых предпочитаемых удовольствий. В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с окружающими и с самим собой. Чувственную основу нравственности составляют любовь и доверие к окружающим, ощущение порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта. Психическое и душевное здоровье ребенка коренится в эмоционально-телесных процессах.
4. Большое значение имеет развитие навыков общения. В играх – двигательных импровизациях развивается выразительность невербальных средств общения: жестов, пантомимы, мимики, интонации. Эффективность общения в большой степени зависит от его эмоционально-выразительной стороны. Проведенные психологические исследования говорят о том, что слова занимают в общении лишь 7%, на интонацию речи приходится 38%, на жесты, мимику, моторику человеческого тела – 55% [27, с.154].
Развитие навыков общения у ребенка – одна из актуальных проблем школьной педагогики. Отечественной психологией и педагогикой признано, что сферой социального творчества ребенка, в которой закладываются основы его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми. Именно в совместных играх дети школьного возраста овладевают навыками индивидуальных и коллективных действий, умением принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру, т.е. приобретают фундаментальные установки, определяющие в дальнейшем их судьбу, возможность самореализации и успешности в жизни.
2.3 Опытно-экспериментальная работа
Экспериментальное исследование было проведено нами на базе бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Лицей № 92» [24]. Цель эксперимента – выявить, как фитнес технологии влияют на физическое развитие младших школьников. Сроки проведения исследования – с сентября 2020 года по январь 2021 года.
В эксперименте участвовали учащиеся 2-А и 2-Б классов, возраст обучающихся – 7-8 лет. Для проведения исследования были выбраны две группы школьников – экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) численностью по 25 человек каждая. Учащиеся ЭГ обучались с использованием фитнес-технологий, учащиеся КГ – по программе «Физическая культура» 1-4 класс (на основе программ для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» автор программ В.И. Лях, 1-4 классы УМК «Школа России») [13, с.48].
Эксперимент проводился в два этапа – констатирующий и формирующий. Физическое развитие школьников оценивалось по следующим показателям: антропометрические данные (рост, вес), силовые качества (сгибание и разгибание рук в упоре лежа опорой руками о пол, поднимание туловища из положения лежа на спине), скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места, прыжки через скамейку за 10с на двух ногах, прыжки через обруч за 15с), гибкость (наклон вперед, гимнастический мост). Данные качества были выбраны потому, что основная программа в области физической культуры и спорта базируется на этих стандартных тестах, которые просты в выполнении и информативны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы уделяется большое внимание физкультурно-оздоровительной работе детей. Это обусловливается содержанием и условиями образовательной деятельности: при внедрении фитнес –технологий существует возможность выбора темпа и режима такой деятельности индивидуально для каждого ребенка. В работе по программам с фитнес занятиями необходимо учитывать возрастные и психологические особенности школьников, их индивидуальные способности и интересы, неукоснительно выполнять санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса, правила техники безопасности. Особое внимание следует уделить педагогическому взаимодействию с родителями учащихся.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
2. Указ Президента РФ от 24 марта 2014г. №172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне”(ГТО)» с изменениями от 29 ноября 2018 года
3. Агеев В.С. Коллектив. Личность. Общение: словарь социал.-психол. понятий/ В.С. Агеев, С.П. Безносов, В. А. Богданов и др.; Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. — Л.: Лениздат, 1987. — 143 с.
4. Ахундов, Р. А. Исследование двигательной активности учащихся начальной школы [Текст] / Р. А. Ахундов. – М. : Педагогика, 2010. – 134 с.
5. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. 174 с.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/Союз. – 2006. – 224с.
7. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с.
8. Грудина С. В. Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников [Текст] / С. В. Грудина // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2018 г.). — СПб.: Реноме, 2018. — С. 70-72
9. Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019. 794 с.
10. Голованова Л.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое//Педагогика. – 2017. – № 5. – С. 42-45.
11. Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников. /Под ред. Давыдова В.В. - М.: Педагогика, 2002. – 210 с.
12. Каинов А.Н. Физическая культура 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся. – М.: Учитель, 2013. – 171 с.
13. Кулюткина М. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Кулюткина. – М.: Советский спорт, 2004.– С. 345.
14. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Частные методики. – Т. II. – М.: ФАР, 2002. – 211 с.
15. Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей. Психолого-педагогическое сопровождение. М.: Юрайт, 2020. 170 с.
16. Махник Д.И. Правовые основы общественно-государственного взаимодействия в области физической культуры и спорта // Законодательство и экономика. 2016. N 11. С. 54 — 60.
17. Мельник Т.Е. Государственно-частное партнерство в области физической культуры и спорта // Журнал российского права. 2016. N 12. С. 133 — 141.
18. Пельменев В. К., Конеева Е. В. История физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 184 с.
19. Рубанович В. Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
20. Рубанович В. Б. Основы врачебного контроля при занятиях физической культурой. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
21. Собянин Ф. И. Физическая культура. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Феникс, 2020. 221 с.
22. Сайкина, Е.Г. Использование средств детского фитнеса в физическом воспитании детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья / Е.Г. Сайкина // Адаптивная физическая культура. - 2016.- № 2 (26).- С. 32–35.
23. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: монография. - Санкт-Петербург: Изд-во РГРПУ им. А.И. Герцена, 2017.-301с.
24. Сайт БОУ г. Омска "Лицей № 92" http://ou92.omsk.obr55.ru/
25. Теория и методика обучения предмету "физическая культура". Учебное пособие / под ред. Булгакова Н. Ж. М.: Юрайт, 2019. 304 с.
26. Чернов И.В., Ревунов Р.В. Организация учебно-тренировочного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении (на примере тяжёлой атлетики). М.: Лань, 2019. 104 с.
27. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка / под ред. Зайцев А. А. М.: Юрайт, 2020. 228 с.
28. Юрлов С.А. Спортивные санкции, применяемые к субъектам физической культуры и спорта в России // Современное право. 2015. N 2. С. 60 — 63.
29. Ягодин В. В. Физическая культура. Основы спортивной этики. М.: Юрайт, 2019. 114 с.