Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты эмоционального выгорания педагога как социально-психологическая проблема 6
1.1 Понятие эмоционального выгорания 5
1.2 Эмоциональное выгорание как социально-психологическая проблема 7
1.3 Особенности эмоционального выгорания педагога как социально-психологическая проблема
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей эмоционального выгорания педагога 10
1.1 Организация и методика изучения эмоционального выгорания педагога 10
1.2 Результаты изучения особенностей эмоционального выгорания педагога 15
1.3 Коррекционная работа, направленная на профилактику эмоционального выгорания педагога 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эмоциональное выгорание является одним из феноменов личностной деформации, и его изучение особенно важно для деятельности профессионалов, связанной с длительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, характеризующимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Профессия педагога - одна из наиболее распространенных профессий социально ориентированного типа работы, наиболее подверженная эмоциональному выгоранию и наименее защищенная от его последствий.
Сегодня текущие сложные экономические и психосоциальные проблемы, а также снижение престижа профессии учителя делают работу педагогов очень эмоциональной и напряженной [4]. С увеличением педагогического стажа учителей индекс физического и психического здоровья снижается. Поэтому успех в этой профессиональной сфере начинает определяться, помимо эффективности обучения и качества воспитания школьников, сохранением психического здоровья учителей и их удовлетворенностью результатами педагогической деятельности.
Поэтому очень значимыми являются требования к личностно-профессиональным качествам работников педагогического труда и необходимыми требования к системе профилактики эмоционального выгорания, ее педагогическому и психологическому сопровождению [3].
Профессиональная деятельность влияет на состояние и настроение субъекта труда, приводя к оценке ситуации и изменению действий человека в соответствии с требованиями деятельности и его способностями. В данных условиях развития эмоциональное выгорание выступает основным фактором снижения профессиональной морали, производительности труда, развития физической болезни и состояния дистресса, злоупотребления алкоголем и наркотиками, возникновения семейных конфликтов и других психологических проблем [10].
В целях поддержания психосоциального здоровья педагогов особую актуальность приобретает изучение феномена эмоционального выгорания, разработка методов коррекции и профилактики этого явления.
Целью нашего исследования является анализ эмоционального выгорания у педагогов как социально-психологической проблемы.
Гипотеза исследования: возникновению эмоционального выгорания как социально-психологической проблеме наиболее подвержены педагоги.
Задачи исследования:
1.Провести анализ феномена эмоционального выгорания в исследованиях отечественных и зарубежных ученых;
2.Определить современные факторы профессиональной деятельности педагога, влияющие на его эмоциональное выгорание;
3.Исследовать уровень эмоционального выгорания педагогов;
4.Разработать рекомендации для педагогов по профилактике эмоционального выгорания.
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания у педагогов как социально-психологическая проблема.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме;
- эмпирический метод;
- сравнительный метод;
- статистический метод.
Теоретическую и методологическую базу составляют взгляды и концептуальные идеи по исследованию эмоционального выгорания В. В. Бойко, В. Е. Орел, А. К. Осницкого, Т. И. Ронгинской, А. А. Рукавишникова, Т. В. Форманюк.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и расширении представлений об особенностях эмоционального выгорания у педагогов как социально-психологической проблеме.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для проведения профилактических мероприятий эмоционального выгорания педагогов.
Базой проведения исследования является педагогический коллектив МКОУ Чуйский лицей Омской области.
Глава 1Теоретические аспекты эмоционального выгорания педагога как социально-психологическая проблема
1.1Понятие эмоционального выгорания
Как показал анализ использованной литературы по проблеме эмоционального выгорания (далее - ЭВ), исследования в данном направлении ведутся, начиная с семидесятых годов двадцатого столетия.
Первые работы по ЭВ принадлежат американскому психиатру X. Дж. Фрейденбергеру, предложившему в 1974 г. термин «выгорание» для описания состояния деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемое им у работников психиатрических больницах. На основании данных наблюдений он создал новую модель для понимания дистресса и функциональных нарушений, которые связаны с работой [10].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Баранова Т. В. Исследование особенностей педагогической рефлексии в профессиональной деятельности педагога // Научные исследования в образовании. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-pedagogicheskoy-refleksii-v-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga (дата обращения: 04.06.2021).
2.Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб.: Питер, 2008. – 136 с.
3.Борисова, M. B. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 15–18 (10).
4.Братусь, Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 9–13 (11).
5.Бутенко Вера Сергеевна, Кукуляр Анна Михайловна, Коленова Анастасия Сергеевна, Пеньков Денис Васильевич Психологические особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных и старших классов средних общеобразовательных учреждений // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-proyavleniya-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-u-pedagogov-nachalnyh-i-starshih-klassov-srednih (дата обращения: 04.06.2021).
6.Зборовская, И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя [Текст]:Прикладная психология / И.В. Зборовская. 2011, № 6. С. 54.
7.Кондратьева О.Г., Башкатов С.А. Влияние свойств нервной системы на функционирование механизмов психологической защиты (на примере педагогов общеобразовательных школ) //Вестник Южно-Уральского государственного университета, Том 9,№3, 2016. - С. 24-35.
8.Королева Е. Г., Шустер Э. Е. Синдром эмоционального выгорания // Журнал ГрГМУ. 2007. №3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya (дата обращения: 04.06.2021).
9.Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013.
10.Куваева, И. О. История изучения «синдрома выгорания» в американской психологии // Проблемы исследования «синдрома выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. / под ред. В. В. Лукьянова, С. А. Подсадного; Курск. гос. ун-т; С.-Петерб. гос. мед. акад. имени И. И. Мечникова. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2007. – С. 85–88.
11.Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал [Текст]: Психологические проблемы / Л.М. Митина – М.: Дело, 2014.
12.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001. № 1.
13.Орел, В.Е., Рукавишников, А.А. Феномен «выгорания» как проявление
воздействия профессиональной деятельности на личность. Психология субъекта профессиональной деятельности [Текст]: Ярославль, 2012. – С. 49-65.
14.Панфилова Людмила Генриховна, Потехин Константин Игоревич Диагностика личностно значимых качеств педагога и его профессиональных запросов к стажировке // Вестник науки и образования. 2016. №12 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-lichnostno-znachimyh-kachestv-pedagoga-i-ego-professionalnyh-zaprosov-k-stazhirovke (дата обращения: 04.06.2021).
15.Салогуб А.М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Молодой ученый, 2014. № 5. С. 459-461.
16.Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст]:
Психологический журнал / Т.И. Ронгинская – М.: Наука, 2002. Т. 23. – № 3. С. 85-95.
17.Третьякова Вера Степановна Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-v-pedagogicheskoy-srede (дата обращения: 04.06.2021).
18.Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» // Вопросы психологии, 1994. № 6. С. 54-67.